Перейти к основному содержимому

1 февраля состоялось заседание секции «Культура и цивилизация. Воцерковление культуры и проблемы культурологии» XV Международных Рождественских чтений

Enter caption here

1 февраля в конференц-зале Паломнического центра проходила работа секции «Культура и цивилизация. Воцерковление культуры и проблемы культурологии» XV Международных Рождественских чтений. Среди ее участников были священники и культурологи, преподаватели философии и кинорежиссеры, историки, экологи, инженеры-программисты. Всех их объединил интерес к проблеме взаимодействия христианского мировоззрения и различных областей научно-технического и гуманитарного знания, методологии современной науки и библейской картины мира.

В докладе ведущего секции доцента Госакадемии славянской культуры В.В. Аксючица «Научное мировоззрение и православная культура» были проанализированы этапы становления позитивистской методологии науки, корни которой уходят в титанизм эпохи Возрождения. Результатом победы позитивизма в науке и в массовом общественном сознании стали, по мнению докладчика, как все возрастающий их отрыв от истинного предназначения  в познании картины мира, так и нарастающее искажение конечных результатов исследований.

Доцент РГГУ, канд. геогр. н. Э.Н. Волкова говорила о теологии культуры в произведениях Пауля Тиллиха и свящ. Павла Флоренского. Пауль Тиллих – крупнейший протестантский теолог XX века, стремящийся в своих произведениях к примирению разума и Откровения, с самого начала не принял "теологию кризиса" К. Барта, к главным идеям которой относится постулирование разрыва между христианской верой и культурой (светской и религиозной). Теология культуры, по его мнению, призвана выявить конкретный религиозный опыт, находящийся в основе культуры во всех ее проявлениях. Религия рассматривается им как субстанция культуры, а не как одна из ее областей. Отсюда понятен их заочный диалог с о. Павлом Флоренским – сторонником метафизики всеединства на новом этапе, обогащенной феноменологическим методом исследования и идеями философского символизма и семиотического подхода.

На секции прозвучал интересный доклад Г.М. Запальского, историка, сотрудника «Православной энциклопедии», о коллективном самосознании монахов Оптиной пустыни (XIX – нач. XX веков). На архивных документах, письмах и дневниках, а также воспоминаниях тех, кто обращался в Оптину за духовной помощью, был показан их подлинный интерес и включенность в жизнь своего народа, готовность разделить с ним и радость, и горе, и кровавую трагедию ХХ века.

Культуролог, редактор издательства «Паломник» Е.Н. Андреева в своем несколько неожиданном на этой секции докладе «Традиция магии и Православие», возможно, впервые на церковной конференции так открыто и полно показала весь магизм народного бытового православия и нашей церковной практики. Подмена евхаристии молебном, молитвы – заговором, церковной иерархии – лжестарцами и требования даже к ним «соблюдать то, чему учит их народ», толпы кочующих из монастыря в монастырь в поисках «святыньки», которую надо обязательно унести с собой… Этому оккультизму в православном обличии, агрессии воинствующего невежества, порожденной разрывом традиции, незнанием своей веры можно  противопоставить только стремление к осмысленности христианской жизни, ее неразделенности на религиозную и профанную части.

В докладе преподавателя Свято-Филаретовского православно-христианского института М.В. Шилкиной «Антропологический кризис российского народа и творчество как христианский путь выхода из него» проблема человека была названа центральной для сознания нашей эпохи. Так она была поставлена в трудах великих русских христианских мыслителей ХХ века прот. Сергия Булгакова, Н.А. Бердяева и С.С. Аверинцева, остро и глубоко раскрывших проблему человеческой личности как проблему свободы и творчества. Трагедия ХХ века в величайшем духовном вызове тоталитаризма, который имел шансы лишь в контексте культурного и антропологического кризиса христианских народов. Пришедший ему на смену релятивизм и гедонизм, поощряемый «прогрессом», стремится создать тип человека, способного даже принять идею Бога, но без того, чтобы она его к чему бы то ни было обязывала. Для сегодняшнего христианства это намного опаснее, чем исчерпавший свои ресурсы атеизм, ибо рождается человек, потерявший себя как личность, как чадо Отца Небесного; от него скрыто его царственное священство Народа Божьего, он часто вполне довольствуется «сытными рожками для свиней».

Выход из этой трагедии докладчик видит в преодолении раскола между церковью и культурой, в их общем служении возрождению подлинного творческого начала в человеке, самообнаружению человека в полноте божественной жизни. Через Богочеловечность Иисуса Христа нам открылась тайна призванности человека войти в труд Отца, стать соучастником продолжающегося творения, то есть стать со-творцом по воле Творца и Его наследником. Ни церковь, ни культуру, ни народ российский не возродить без новой вести о Христе, без научения вере и жизни по вере в Любви и Свободе, а не по назидательным проповедям и морализаторским инструкциям, отторгаемым современным сознанием.

Информационная служба СФИ

 

Все новости