Тоталитарное наследие и вопрос о виновности
![Григорий Борисович Гутнер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b9951cd4892c10c333cbc151d4ac85f4ba08e860/IMG_0624-980x653.jpg)
Григорий Борисович Гутнер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ
При всей своей проблематичности и неоднозначности, определенную пищу для размышлений на эти темы дает опыт покаяния немецкого народа. На очередном семинаре «Тоталитаризм: попытка понимания и преодоления» члены кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ прикоснулись к этому опыту через прочтение работы Карла Ясперса.
Предлагаем аудиозапись доклада заведующего кафедрой доктора философских наук Григория Гутнера «Тоталитарное наследие и вопрос о виновности» по работе Карла Ясперса «Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии» и его обсуждения, которое состоялось на кафедре 17 сентября.
Названная работа Карла Ясперса – введение в цикл лекций о духовной ситуации в Германии, которые он читал в 1946 году. Хотя Ясперс размышляет о понятии виновности в известных исторических обстоятельствах, его философская мысль выходит далеко за пределы вопроса о тоталитаризме и ставит фундаментальные духовные проблемы. В чем-то она подходит очень близко к евангельскому откровению, а в чем-то перекликается с пророческими словами Достоевского «всякий пред всеми за всех и за всё виноват».
![Давид Мкртичевич Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/cb4e5629f2021909ed83315b3c22b13b9daaa14f/IMG_0602-980x653.jpg)
Давид Мкртичевич Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ
С удивительной глубиной и проницательностью Ясперс разграничивает четыре понятия виновности.
- Уголовная виновность – это то, что связано с прямым нарушением закона. Ее фиксирует суд.
- Политическая виновность – это такие действия (прежде всего, государственных деятелей и структур), которые ведут к катастрофическим последствиям и за которые приходится расплачиваться всем гражданам государства. Инстанция, вменяющая такую виновность – государство-победитель, потому что политическая виновность фиксируется только для государства, потерпевшего поражение.
- Моральную виновность может ощутить только сам человек за свои собственные действия, в том числе политические и военные (преступления остаются преступлениями, даже когда совершены по приказу и не противоречат закону). Здесь инстанция, вменяющая вину – собственная совесть человека.
- Наконец, метафизическая виновность определяется ответственностью и солидарностью между людьми как таковыми, она делает каждого ответственным за всякое зло и за всякую несправедливость в мире, особенно совершаемые в его присутствии и с его ведома. «Если я не рискнул своей жизнью, чтобы предотвратить убийство других, но при этом присутствовал, я чувствую себя виноватым таким образом, что никакие юридические, политические и моральные объяснения тут не подходят», – пишет Ясперс. «Инстанция – один лишь Бог».
Различив эти виды вины, Ясперс применяет их к ситуации, в которой в 1946 году находятся немцы. Он указывает на уголовные преступления, совершенные многочисленными отдельными людьми, на политическую виновность всех граждан Германии, приведших к власти и в течение 12 лет терпевших нацистский режим.
![Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/beac2bdc929c12b901fcdae7f0b9cf37ee1e02e0/IMG_0672-980x1470.jpg)
Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ
Говоря о моральных претензиях, которые может предъявить к себе каждый немец, Ясперс называет разные способы снять с себя ответственность за преступления режима: жизнь в маске (лживые заявления о лояльности режиму); лживая совесть («я думал, что посвящаю жизнь чему-то достойному»); частичное одобрение («в нацистской Германии удалось справиться с безработицей, построить автобаны и пр.»), которое оборачивается одобрением полным; удобный самообман («при любом режиме нужно сеять хлеб, защищать родину»); попытка различить активных и пассивных участников («я не был активен, я оставался тем, кем был всегда»); позиция попутчика («ведь надо как-то жить»).
В отличие от уголовной и политической вины, которые предполагают суд внешних инстанций, моральная и метафизическая вина подразумевает готовность самого человека признать себя виновным. Можем ли мы говорить о моральной виновности другого? Для этого Ясперс оговаривает особые условия – это отношения любви.
![Борис Аркадьевич Воскресенский, кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c2e5f7b799b7218e671fbaa04ee94ec68d22a53b/IMG_0650-980x653.jpg)
Борис Аркадьевич Воскресенский, кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ
Наконец, говоря о метафизической виновности немцев, Ясперс указывает на «отсутствие абсолютной солидарности с человеком как с человеком», которое «не снимает своей претензии и тогда, когда нравственно осмысленное требование уже исключается». По замечанию Григория Гутнера, «речь идет о какой-то виновности, которая сродни первородному греху, о том, чего в принципе невозможно избежать, особенно когда ты находишься в тех условиях». В то же время Ясперс видит метафизическую вину и в отчаянии бессилия, которое может возникнуть, когда все преступления уже совершены, и человек понимает, что ничего не мог сделать. Метафизическая вина должна стать, как пишет Ясперс, началом изменения.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/197079d54ef08e8d16640318ff0caa4b21cbfdf1/IMG_0631-980x653.jpg)
Как отметил Григорий Гутнер, когда Ясперс в апреле 1946 года читал свои лекции, он обращался к людям, для которых было очевидно, что нацистский режим привел Германию к катастрофе и соучастие в нем есть преступление не только перед человечеством, но и перед Германией. В России уже входит в пору зрелости то поколение, которое вообще не видело советского режима, родилось после его окончания. «Кажется, что Ясперс адресуется не к нам, хочется отложить эту книгу и сказать, что это было написано в свое время и не для нас, – добавил Григорий Гутнер. – Однако по мере чтения возникает совершенно противоположная мысль. В известный момент ты вдруг чувствуешь, что все, что он пишет, – это про тебя или про твоих очень близких друзей».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/d2f731dd9c7c11613b8927259ca2832ff9c77946/IMG_0609-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/102b3e42d5c7f3e0d16149e070f424e620f3240a/IMG_0669-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/38e239c5a6fad8dd9abffa2f8a46a3714ca87aff/IMG_0639-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/d45aa53eebafe3c3ce785703c2d348c6808adcc4/IMG_0559-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/00378f8c8706dbcd4344cabf6252c16f74edb204/IMG_0584-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/595bf62874851f92970d85fd4264672315f37436/IMG_0654-980x653.jpg)