Перейти к основному содержимому

Что изучают богословы?

Кто и зачем поступает в богословский институт? Чему учат в СФИ, каких экзаменов больше всего ждут и каких больше всего боятся студенты, мы спросили у них самих.

Александр Королёв, преподаватель английского языка (Нижневартовск), 3 курс:

Меня часто спрашивают: «Зачем тебе это нужно? Кем ты после этого будешь?» Я обычно говорю, что основное мое занятие – это учёба в богословском институте. А в свободное время я работаю и занимаюсь всеми остальными делами. Думаю, самая острая нехватка, которая сегодня есть, – это нехватка слова Божьего. Учеба, связанная с познанием Бога, церкви, мира, дает вдохновение. Очень завидую тем, кто учится на дневном отделении.

Минимальный набор книг для составления одной службы

Минимальный набор книг для составления одной службы

Антон Логойский, интегратор программного обеспечения (Тверь), 2 курс:

Я работаю в фирме, которая разрабатывает программное обеспечение, помогаю нашим клиентам по всему миру научиться с ним работать. Два предыдущих высших образования я получал во многом по инерции, потому что так делают все. Как обычно происходит: ты окончил школу, потом тебе нужно куда-то поступать, ты отучился, ещё раз отучился. Пришло время выбрать то, что важно лично мне, и так я оказался здесь. Это редкий вуз, где в каждом семестре интересно учиться. На первых лекциях по философии я с радостью услышал, что древних греков никто не заставлял думать. Они понимали, что человек, который тратит всю свою жизнь на то, чтобы зарабатывать деньги, содержать себя и свою семью, не свободный.

Экзамен по богослужебному уставу

Экзамен по богослужебному уставу

Галина Шпатаковская, доктор физико-математических наук (Москва), 2 курс:

Для меня гуманитарное образование – совершенно новый опыт, я физик-теоретик. Когда училась в аспирантуре в ФИАНе, камнем преткновения были предметы «История КПСС», «Философия марксизма-ленинизма». Осталась неприязнь к подобным «наукам». Сейчас заново открывается в лекциях по истории философии, по историографии мир человеческой мысли. История Отчества предстала совсем в другом свете, а благодаря нашему преподавателю нашлась одна из линий в моей родословной, тянущаяся с начала XIX века из герцогства Вюртембергского. Так история Наполеоновских войн связалась с историей моей семьи.

Елена Никитина, учитель (Нижневартовск), 1 курс:

Образование в СФИ позволяет подняться на какую-то новую высоту, обрести новое качество жизни, общаясь с преподавателями, с людьми, с которыми дружит институт, приобщаясь к традиции, к тому богатству, которое есть в нашей культуре, в нашей церкви. И потом, чтобы встать на путь служения Господу, надо быть умелыми Его служителями, что невозможно без образования.

Перед экзаменом

Перед экзаменом

Надежда Стаценко, бухгалтер (Томск), 1 курс:

В СФИ я пошла учиться, чтобы было вдохновение в жизни, мне это просто интересно. И, конечно, хотелось бы что-то делать в своем городе, улучшить христианскую жизнь там.

Александр Быков (Екатеринбург), 1 курс:

Я вижу, как здесь работают люди, как они сюда вкладываются, и понимаю, что кроме как в Божье дело человек не может никуда так вкладываться. Даже если бы он делал это для себя или для самого близкого или любимого человека, он бы делал все равно не так. Может быть, поэтому мне как-то очевидно, что духовное образование – это благословленное Богом дело.

Кандидат экономических наук сдает экзамен по аскетике

Кандидат экономических наук сдает экзамен по аскетике

Чему здесь учат?

Пользоваться собственным разумом

Курсы философии и истории философии знакомят студентов с античной и западноевропейской мыслью, с основной философской проблематикой и приемами философского анализа, дают представление о связи вопросов философии с наукой, религией, политикой, повседневностью. Курс помогает студентам сформировать представление о развитии философской мысли и таких категорий, как бытие, мышление, познание, язык, через знакомство с рассуждениями разных авторов в различные исторические эпохи. От Парменида и Аристотеля до Гегеля и Канта, философы требуют перевода и комментария. Такой «перевод» нашим студентам обеспечивает Григорий Борисович Гутнер.

Что такое хорошо, что такое плохо

В современном мире, где «все относительно», вопрос о ценностях активно обсуждается, но сами понятия ценностей и нравственности туманны. Христианская этика не существует как набор «правил поведения». Но было бы заблуждением свести евангельские максимы к абстрактным общим представлениям о добродетелях. Чем отличается христианская этика от других известных человечеству нравственных систем? В ходе курса студенты сопоставляют христианскую этику с альтернативными системами ценностей – гедонизмом, эвдемонизмом, утилитаризмом, альтруизмом, узнают, какими ценностями вдохновлялись Серен Кьеркегор и Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр и Иммануил Кант, Макс Шеллер и Блез Паскаль.

Нет жизненных вопросов, на которые у Христа не было бы ответа. Но такой ответ рождается из напряженного поиска. Может ли человек на глубине своей совести обнаружить интуицию абсолютной нормы, которая бы не подавляла его, а раскрепощала и возвышала?

Смотреть в оба

Курс эстетики и религиозного искусства начинается с экскурсии. Самостоятельной. Без преподавателя. Основная цель курса – освободиться от стереотипов и поверхностных оценок, научиться видеть своими глазами, увидеть архитектуру, живопись, икону, прикладное искусство не как сумму артефактов, а как единый творческий процесс и победу человеческого духа над инерцией этого мира. Соприкосновение с основами языка искусства помогает преодолеть «языковой барьер», научиться непосредственному восприятию. Курс завершается экскурсией. Самостоятельной. Без преподавателя.

Молиться

Как и почему менялись формы богослужения и меняются ли они сегодня? Кто были авторы церковных молитв? Как развивалась традиция агап? Какой могла быть евхаристия в апостольской общине? Развитие литургической науки в XIX-XX веках коренным образом изменило представления о жизни древней церкви. Знакомство с источниками позволяет увидеть, как менялись акценты в жизни церкви, как ее опыт отражается в молитве. Это помогает научиться различать главное и второстепенное в богослужении, увидеть за разнообразием литургических форм единство Предания, полюбить красоту литургической поэзии и богословской мысли.

Отдыхать от себя

Трудно стать христианином, избегая встречи с оборотной стороной этого мира, пытаясь не замечать зла. Встреча с человеческим страданием по-новому ставит вопросы о Боге, человеке и мире. Мало кто умеет просить о помощи и мало кто умеет видеть, когда она нужна другому. Чтобы научиться видеть другого человека, студенты богословского факультета стараются совершать минимальные усилия: проводить концерты и праздники в больницах, хосписах и детских домах, помогать в будни. Проходя каритативную практику, каждый студент сталкивается с тем, что его силы и возможности очень ограничены. Помыть полы, принести одежду нужного размера, почитать вслух, поменять памперс, подсказать, как восстановить документы или устроиться в «ночлежку», – это не много, но простое общение и внимание часто бывает жизненно важным.

Задавать вопросы

Зачем Бог сотворил мир и человека? Мог ли Он этого не делать? Был ли Он Творцом до творения? В православной догматике не существует единственного мнения по важнейшим вопросам веры и жизни. Нет разработанного учения о человеке, его призвании, грехопадении, о церкви, браке, спасении. Богословие – это скорее пространство вопросов, чем набор вероучительных формул. В отличие от любого языческого мифа, который примиряет сознание с противоречивой действительностью, христианское откровение лишь заостряет эти противоречия. Само откровение Бога человеку – противоречивый и загадочный процесс. Как непостижимый Бог может присутствовать и открывать Себя в жизни человека, ясно давая понять, что он Ему зачем-то нужен?

Становится ли что-то яснее к концу курса догматического богословия? Становится, но не потому, что получаешь правильные ответы, а скорее потому, что учишься переживать мир как тайну и задавать новые вопросы.

Читать

Смеялся ли Иисус? Могут ли птицы вить гнезда в горчичном дереве? Действительно ли у иудейских пастухов было принято бросать девяносто девять овец ради одной потерявшейся? Сколько раз Иисус бывал в Иерусалиме? А с кем боролся Иаков? Цель изучения текстов Нового и Ветхого завета – полюбить Священное писание, научиться видеть и воспринимать в Библии то, что написано о твоей жизни. Знание культурного и исторического контекста, в котором говорил и учил Иисус, особенностей быта и привычек того времени помогает лучше понять Его слова, Его юмор, характер и интонацию. Ответы на многие вопросы, волнующие верующих и неверующих, становятся яснее при внимательном чтении текстов Священного писания.

Попадать в тон

На семинарах по церковному чтению и пению поют все. Даже те, кто точно знает, что в быту их пение не доставляет близким эстетического наслаждения. Оказывается, дело не в природных данных. Кому-то надо преодолеть лень, кому-то самоуверенность, кому-то небрежность, кому-то страхи и комплексы – в общем, сделать еще один шаг на пути к свободе.

Так исторически сложилось, что христиане поют. Поэтому чтобы участвовать в общей молитве, этот навык просто необходим. Как и многое другое в богослужении, пение имеет не только эстетическое, но и символическое значение: не фальшивить – это духовная задача, ведь в мире и так слишком много фальши, и кому как не христианам показывать другой пример.

Понимать

Наши студенты изучают древнееврейский, древнегреческий и церковнославянский. Ни один перевод не может передать все смысловые оттенки и коннотации. Прикоснуться к другому языку значит немного прикоснуться к иному способу мышления, открыть в знакомом тексте новую глубину. После небольшого курса греческого каждый студент вряд ли станет профессиональным переводчиком, но к двадцатому уроку сможет самостоятельно читать евангелие от Иоанна.

Наша церковь не одну сотню лет молится на церковнославянском языке, и до сих пор вопрос о языке богослужения – острый и дискуссионный. Даже те, кто слышит церковнославянский с детства, часто понимают лишь отдельные слова и выражения. Изучение грамматики и лексики поможет не только отличать имперфект от аориста, но и лучше понимать церковные молитвы и богослужение.

Верить

Что такое Церковь и чем определяются ее границы? В чем состоит сущность апостольского преемства? Кто в Церкви является совершителем таинств? Почему церковная практика противоречит канонам? Курс экклезиологии вводит в круг самых острых проблем, возникающих вследствие различных взглядов на смысл и назначение церковной жизни. Студенты знакомятся с наиболее значимыми трудами, посвященными принципам устроения жизни церкви, соотношению правового и духовного начал в церковном управлении, служению мирян в церкви, проблемам церковного единства и воссоединения церквей.

Молчать и говорить

Катехизация – служение проповеди, слова, способного помочь человеку войти в опыт христианской жизни, – это нерв всей церковной жизни и всего христианского откровения. Катехизатор не только раскрывает для оглашаемых опыт церкви, но и обращается к их собственному духовному опыту, запечатленному на глубине совести, помогает связать слово Священного писания со своей жизнью. Высокие требования к катехизатору, связанные с самим характером этого служения, ставят вопрос о том, как к нему готовиться. Учёба – только часть такой подготовки. Катехизатору важно научиться не столько говорить, сколько слышать и понимать других. Институт создавался как школа катехизаторов, и сегодня катехетика по-прежнему составляет сердцевину учебного процесса. В институте преподают опытные практикующие катехизаторы.

Любить историю

В тысячелетней истории Русской церкви есть удивительные прорывы, но и мало с чем сопоставимые трагедии. Патриаршество и синодальная эпоха, монастыри и братские движения, история просвещения и суеверий, старообрядческий раскол, гонения и дискредитация церкви в XX веке. С самого начала история Русской церкви тесно связана с историей государства, что наложило особый отпечаток на её облик. После советского периода церковь стала вспоминать саму себя, обратилась ко всему историческому и культурному наследию. Но какой опыт подлинно церковный, а где – исторические искажения и политические коллизии? Лицо церкви можно увидеть не только через смену культурных эпох и административных форм, а и через встречу с опытом жизни и веры ее святых.

Предмет-фаворит?

Александр Королев, преподаватель английского языка (Нижневартовск), 3 курс:

Безусловно, догматическое богословие с Давидом Мкртичевичем Гзгзяном. Я ждал появления в «Личном кабинете» его новых лекций, как раньше новых серий любимых сериалов. Это очень интересно, очень глубоко и затрагивает самые сущностные вопросы. Что там «на самом деле-то»?

Догматическое богословие: самый интересный экзамен

Догматическое богословие: самый интересный экзамен

Антон Афанасьев, оператор котельной (Тамбов), 4 курс:

Сакраментология, учение о таинствах. Она мне, с одной стороны, понравилась, с другой стороны, шокировала, с третьей стороны, дала повод основательно задуматься над тем, во что я вообще верил. А один из самых интересных экзаменов – догматическое богословие. Студенты отвечают свой билет и остаются послушать других.

Ксения Цветкова, сотрудница оператора сотовой связи (Тверь),
3 курс:

Любимым предметом была аскетика. Мы её уже радостно сдали. Ещё мне нравится философия. А сегодня у нас отменился экзамен, поэтому сейчас мы собираемся успеть в Пушкинский музей на выставку Пьеро делла Франческа, пока она не закрылась. А так – что сказать? Сессия, сдаёшь зачеты, экзамены. Ждёшь с нетерпением, что увидишь родные лица.

Аскетика

Аскетика

Антон Логойский, интегратор программного обеспечения (Тверь), 2 курс:

Конечно, христианская этика и аксиология. Я был наслышан от студентов старших курсов, что это сложный предмет, что Давид Мкртичевич задаёт страшные вопросы, что на экзамене нужно обосновывать свой ответ на уровне лучших римских ораторов. Но всё-таки главное в том, что это возможность взглянуть по-новому на какие-то устоявшиеся и известные вещи, переосмыслить и понять их основы: откуда берётся именно такой взгляд, например, на семью, на воспитание, на веру.

Илья Груздев, заместитель начальника отдела в машиностроительном холдинге (Самара), 2 курс:

Меня вдохновили курсы «Эстетика и религиозное искусство» и «История Отечества», которые читали два Александра Михайловича – Копировский и Феофанов. Курс по эстетике посвящён не столько ответам на вопросы «что?», «где?» и «когда?», сколько «как?» и «почему?». Курс по истории Отечества также не рассчитан на повторение фактов, которые можно прочитать в любом учебнике. Александр Михайлович умеет рассказать небольшую историю, которая добавляет вкус, цвет и объем описываемой эпохе. Вдохновение от обоих курсов лично я использовал для подготовки историко-архитектурных экскурсий в родном городе Самаре.

Елена Никитина, учитель (Нижневартовск), 1 курс:

Для меня прорывом в моей духовной, человеческой жизни стала каритативная практика. Я не могла пойти в больницу, для меня это вообще была закрытая тема. Я очень этого боялась. И вот в этом году я перешагнула порог больницы в Нижневартовске. И я очень благодарна институту за то, что благодаря каритативной практике, мне кажется, я стала немножко лучшей христианкой и человеком.

Трудно ли учиться на заочном отделении?

Надежда Стаценко, бухгалтер (Томск), 1 курс:

Мы можем после работы и вообще в любое свободное время спокойно сидеть и прослушивать лекции. Я как-то уже за правило взяла, что надо каждый день слушать хоть сколько-нибудь, и испытываю невероятные муки, если упускаю такую возможность.

Антон Логойский, интегратор программного обеспечения (Тверь), 2 курс:

В этом семестре главным вызовом для меня стал церковнославянский язык, потому что изучение языков требует постоянных усилий.

Елена Никитина, учитель (Нижневартовск), 1 курс:

С нами сдавала экзамен вольнослушательница с очного отделения Зоя Фёдоровна. Ей 89 лет. Она окончила Богословский колледж и сейчас сдаёт уже второй предмет из программы первого курса института. Как рядом с Зоей Фёдоровной можно говорить, что нам тяжело, что мы ничего не запоминаем, что наши мозги это не воспринимают?! И вот я сижу на экзамене, смотрю на её внука Сашу, который с нами учится, и говорю: «Саша, теперь ты понимаешь, что ты должен сдать Ветхий завет?!» Он говорит: «Понимаю».

На лекции по эстетике и религиозному искусству

На лекции по эстетике и религиозному искусству

Экзамен по Ветхому завету

Экзамен по Ветхому завету

Во время зимней сессии преподаватели, студенты и выпускники встретились не только на экзаменах, но и на традиционной ежегодной трапезе агапе, которую проводит Ассоциация выпускников и студентов СФИ

Во время зимней сессии преподаватели, студенты и выпускники встретились не только на экзаменах, но и на традиционной ежегодной трапезе агапе, которую проводит Ассоциация выпускников и студентов СФИ

В этом году с нами была Ольга Александровна Седакова, член Попечительского совета и большой друг института

В этом году с нами была Ольга Александровна Седакова, член Попечительского совета и большой друг института

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00