Как оглашать современных катехуменов
Пленарное заседание второго дня конференции «Традиция святоотеческой катехизации» открыл руководитель сектора «Методология и практика миссионерской работы» Синодального миссионерского отдела МП протоиерей Дмитрий Карпенко, выступивший с докладом «Миссионерское богослужение в контексте церковного предания». По его словам, одной из задач конференции является восстановление традиционной святоотеческой катехизации как возможности научения вере. Отец Дмитрий сказал, что сейчас сложилась такая ситуация, когда люди, приходящие в храмы зачастую даже не подозревают, что для крещения и вхождения в Церковь им нужна катехизация – научение вере. Одной из реальных возможностей для священников учить народ вере является «миссионерское» богослужение, во время которого священник имеет возможность объяснять происходящее собравшемуся народу. По словам отца Дмитрия, «богослужение – это наше общее дело и общее стояние перед Господом и, конечно, оно должно быть осознано народом».
Речь идет не о том, чтобы нарушать целостность богослужения или создавать какие-то новые формы, а об обращении к святоотеческому наследию и к наследию известных миссионеров, например, свт. Иннокентия Московского, который в своих наставлениях отмечал: «Поставь себе в правило: во время посещения отдалённых мест… не начинать отправления богослужений и треб дотоле, пока не предложишь посещаемым тобою прихожанам хотя бы краткого поучения». Отец Дмитрий Карпенко обозначил несколько мест в богослужении, во время которых можно проповедовать: перед началом богослужения, сразу после чтения Священного писания – Апостола и Евангелия, перед причастием и после отпуста.
Доклад вызвал оживлённую дискуссию, священники делились своим опытом о том, когда – до или после чтения Священного писания – проповедовать во время наиболее популярных богослужений: соборований во время постов, родительских суббот, на которые традиционно собирается большое количество людей. При этом, как отметил, профессор протоиерей Василий Михок в такой проповеди «важно оставаться в рамках Священного писания, т.к. язык Писания очень сильный, в тексте Писания есть сила открывать сердца людей».
Доклады учёного секретаря СФИ профессора Александра Копировского и ректора СФИ священника Георгия Кочеткова были посвящены одному из основных принципов святоотеческой катехизации – этапности, а также содержанию основных этапов и воплощению этого опыта в современных условиях.
Александр Копировский, основываясь на анализе святоотеческой традиции катехизации в труде дьякона Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви» (издательство СФИ, 2001 г.), рассказал об основных этапах катехизации. Докладчик подчеркнул: «Этапность как традиция церкви со всей очевидностью исключают так называемую “мгновенную” катехизацию – всего лишь беседу перед крещением». Большая часть выступления Александра Копировского была посвящена опыту воплощения святоотеческой системы катехизации в современности. В качестве примера он выбрал систему катехизации Преображенского братства, разработанную священником Георгием Кочетковым. Докладчик подробно рассказал о содержании всех этапов оглашения, за исключением таинствоводства, пояснив, как должна меняться жизнь оглашаемых на каждом этапе по трем направлениям: молитвенному (участие в богослужениях, личная молитва), учительному (чтение Священного писания, слушание проповедей и обсуждение их в огласительной группе) и деятельному (приведение своей жизни в соответствие с этическими требованиями, заповедями Ветхого и Нового завета).
Священник Георгий Кочетков в своем докладе «Мистагогия (таинствоводство): возможные варианты проведения в зависимости от состава и перспектив оглашаемых» рассказал о третьем этапе катехизации – таинствоводстве. Он сообщил, что таинствоводство в традиции святоотеческой катехизации было кратким, в частности, в опыте свт. Кирилла Иерусалимского мистагогия представляла собой 4 беседы на Светлой седмице. Но, как показал 40-летний опыт катехизации в Преображенском братстве, исходя из особенностей восприятия современными катехуменами церковной жизни, таинствоводство должно представлять собой 7-8-недельный цикл с периодичностью встреч два раза в неделю. Отец Георгий рассказал о том, что представляет собой содержание третьего этапа – приобщение оглашаемых к таинствам веры, молитвы и жизни Церкви: «Это введение в таинства, а не рассказ о таинствах».
Отец Георгий отметил, что если по каким-то причинам новопросвещённым не удается участвовать во всех встречах по время третьего этапа, то какую-то часть можно восполнить чтением вспомогательной литературы: катехизисов архиепископа Финляндского Павла «Как мы веруем», eпископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), протопресвитера Александра Шмемана «За жизнь мира» и др. Но катехизировать по книгам нельзя: «Неслучайно в Древней Руси “катехизис” переводили как “собеседование”, катехизация должна проводиться “от сердца к сердцу”. Пока не будет опыта веры, радости общения с Богом и ближними, человек воцерковиться не может».
В завершение своего доклада отец Георгий указал на некоторые важные особенности современного таинствоводства: «Надо помочь людям не соблазниться, не искуситься, не убежать из наших храмов. Сейчас приходят люди с очень большими предубеждениями против церкви… и если они идут в православие – они хотят лучшего. И мы должны не только на словах, но и на деле это проявить. Когда это не проявляется на наших приходах, это всегда искушение для новопросвещённых, это колеблет их веру… Они молятся, причащаются и они хотят это делать достойно, в соответствии с церковной традицией». По словам отца Георгия Кочеткова, очень важно, кто принимает новопросвещённых: если те, кто принимает, «связаны любовью, братолюбием, несмотря на всю свою человеческую немощь и греховность, тем, не менее, если есть эта любовь, она видна, и люди это ценят, люди это ждут… Они приходят в храм, они приходят в общину, приходят в радость, приходят к живым людям. Церковь – это живые люди в первую очередь, и важно, чтобы этот опыт закрепился во время третьего этапа оглашения и потом помог преодолеть все искушения тем, кто из оглашаемых становится верными».
Во второй половине дня состоялся круглый стол «Продолжительность оглашения и критерии готовности катехуменов к воцерковлению в традиции и современности». Он начался с трёх сообщений, касающихся канонических постановлений, связанных с оглашением, а также сроков оглашения в современной практике православной, католической и протестантских церквей.
Участники круглого стола пришли к мнению, что в церкви необходимо иметь разные по продолжительности варианты катехизации: от вынужденной полумеры – одной-трёх бесед перед крещением – до годичного цикла огласительных встреч, а при необходимости – и более длительной катехизации.