Перейти к основному содержимому

Пробиться к смыслу

18 марта группа «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства организовала встречу с известным кинорежиссером Андреем Звягинцевым в актовом зале Свято-Филаретовского православно-христианского института. Члены Преображенского братства, студенты и преподаватели СФИ, прихожане разных православных храмов Москвы обсуждали с режиссером его последний фильм «Елена», получивший в 2011 году Специальный Приз Жюри в программе «Особый взгляд» на кинофестивале Каннах.

Ведущая встречи Юлия Балакшина в начале разговора сказала, что для его организаторов, группы «Церковно-общественные инициативы», было чрезвычайно важно, что фильм ставит вопрос о том, что происходит с современным человеком. В одном из псалмов говорится: «Что есть человек, что Ты помнишь его?», но как Богу «помнить» человека, «видеть» человека, когда происходит внутренний апокалипсис, когда в человеке разрушаются самые основы его человечности.

Андрей Звягинцев рассказал, как возникла идея и появилась возможность снять фильм на тему «апокалипсиса», свершающегося в сердце человека. Свою задачу он видел в том, чтобы «наблюдать и показывать человека в его подлинности», чтобы правдиво и честно говорить со зрителем о том, что происходит вокруг, чтобы ставить вопросы, помогающие пробиться к смыслу. В фильме он сознательно уходил от морализаторства, готовых и правильных ответов, приглашая зрителя к сотворчеству, со‑размышлению.

Встреча прошла в атмосфере такого взаимного поиска смыслов, во время которого усилия предпринимали и зрители, стремившиеся отрефлексировать свои впечатления, и режиссер, искавший ответы на обращенные к нему, подчас весьма непростые вопросы.

Отвечая на вопрос, в чем он видит истоки духовной поврежденности Елены, Андрей Звягинцев ответил, что проблема тут не только в генеалогии. Продюсер фильма предложил ввести эпизод из прошлого Елены, который должен был бы объяснить ее выбор какой-нибудь детской травмой. Звягинцев отверг такой ход как «дешевый фрейдизм». Для него в происходящей с его героиней катастрофе (апокалипсисе) есть некая тайна, которая не может быть объяснена никакими ссылками на прошлое, никакими обстоятельствами настоящего.

Кинорежиссер рассказал, что во время съемок фильма происходили подчас удивительные события. Так, когда снимался эпизод посещения Еленой храма, икону, у которой героиня поставит свечку, выбирать не приходилось – нельзя же по своему произволу было перевесить иконы в реальном храме. Неожиданно для режиссера и актеров той иконой, которая подошла, исходя из законов построения кинематографического пространства, оказалась икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Когда об этом узнала исполнительница главной роли Надежда Маркина, верующий и воцерковленный человек, она была глубоко поражена: так неожиданно контрастно сошлись смысл фильма, рассказывающего о женщине, жертвующей жизнью другого человека ради своих детей, и смысл иконы, на которой изображена Мать, Сын которой принес себя в жертву за жизнь всего мира и каждого человека. Многие зрители говорили о том, что заметили в фильме эту икону, которая стала для них окном, прорывающимся за границы плоского мира, в котором живут герои картины.

Зрители спрашивали режиссера и о его собственном опыте противостояния злу, о том, что дает ему силы для такого сопротивления. Андрей Звягинцев ответил, что инъекцию стойкости он получил благодаря мировой культуре, благодаря текстам Шекспира, Пушкина, Чехова, в атмосферу которых он был погружен в годы своей учебы. Когда возникает вопрос выбора, он сверяет свою жизнь с возникающим у него внутренним образом, и это позволят обрести ответ. Но самое трудное – это найти мужество и быть верным сделанному выбору.

Встреча, длившаяся почти три часа, завершилась долгими аплодисментами и словами взаимной благодарности. «Хорошие люди здесь собираются», – сказал на прощание Андрей Звягинцев.

Андрей Звягинцев

Андрей Звягинцев
 Юлия Балакшина