Перейти к основному содержимому

Пятьдесят лет оглашению в Русской церкви

Полвека назад, на Успение 1971 года, крестился наш любимый преподаватель церковного искусства профессор Александр Михайлович Копировский. Так почти нечаянно родилась традиция длительной подготовки к крещению, подобная той, что знала церковь в первые века своего существования.

«Ничего не планировалось, не загадывалось, когда начиналась катехизация, – вспоминает священник Георгий Кочетков. – Ну как, человек, с которым ты проводишь столько времени, вдруг хочет креститься – и что ж его просто макнуть как младенца что ли? Это что-то несуразное, недостойное, мне кажется. И я думаю, даже таких простых соображений было достаточно, чтобы получить импульс для сознательной подготовки к крещению. А Господь поддержал».

Александр Копировский, сокурсник Юрия Кочеткова, будущего отца Георгия, по Плехановскому институту, пришедший из совершенно неверующей семьи, играл на гитаре в бит-ансамбле и даже внешне отличался от остальных участников дружеского круга.

1971 год

1971 год

«Могу чего-то не помнить, но мне кажется, слова “оглашение” не было, – вспоминает Александр Михайлович. – Не шла речь и ни о какой “системе”. Но удивительно, что вся эта подготовка была очень целостной. Я приходил к вере даже не с нуля, а с большого минуса. Помню, как отец Георгий однажды дал мне такую анкетку с градацией: верующий, ищущий, сомневающийся, неверующий, убеждённый атеист. 1971 год, мне ещё двадцати нет, и я уверенно, как всякий советский человек, который всё делает уверенно, ставлю галку: “убеждённый атеист”. Иронический вопрос с нежной улыбкой: “Кто же тебя убеждал?”».

Юрий Кочетков и Александр Копировский, Андроников монастырь, 1980 год

Юрий Кочетков и Александр Копировский, Андроников монастырь, 1980 год

«Отец Георгий просто отвечал на мои вопросы, – рассказал Александр Копировский на праздничном вечере, посвящённом пятидесятилетию возрождения полной катехизации в Русской православной церкви. – И мне стало ясно, что надо быть честным до конца. Если я слышу в его словах то, с чем я согласен, было бы просто свинством сказать “нет, всё равно нет”, когда ясно, что “да”. И когда я спросил у него, чего мне не хватает, он сказал, что благодати. Я, естественно, спрашиваю, где её берут. Он говорит, ну вообще-то она подаётся в крещении. Я пошёл думать. Думал целую ночь, крутился: что получается – что Бог есть, но этого не может быть… Утром пришёл и говорю: “Всё, я больше не могу, давай креститься”. Я помню, что отец Георгий сказал потом, что он чуть со стула не упал, никак не ожидая такого успеха своей проповеди».

Одним из тех, кто поддержал возрождение катехизации в Русской православной церкви в 80-е годы, стал ректор Ленинградской духовной академии архиепископ Кирилл (Гундяев). «В Академии мы тоже стали проводить оглашение, – вспоминает отец Георгий Кочетков. – С 1981 года владыка Кирилл читал по моим переводам огласительные молитвы в храме духовной академии над теми людьми, которые приходили для крещения. Мы их приводили, владыка Кирилл в связи с этим говорил замечательные проповеди и читал молитвы, а потом через пару месяцев крестил их. Саму катехизацию, конечно, проводили мы сами, за что и пришлось немного пострадать».

Протоиерей Дмитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Протоиерей Дмитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

«Пятьдесят лет – это огромный срок. Мы рады, что во главе нашей церкви стоит такой удивительный архипастырь, как патриарх Кирилл, который по большому счёту начал все современные процессы, благодаря которым во многом церковь существует и развивается, – сказал, передавая отцу Георгию приветствие святейшего патриарха Кирилла, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Дмитрий Рощин. – Дорогой отец Георгий, вам особое благословение от святейшего патриарха, который всегда о вас помнит. Мне сорок восемь лет всего, для меня пятьдесят – это величина, к которой я только стремлюсь. Но вы и ваша замечательная община уже внесли и вносите огромный вклад в развитие Русской православной церкви. Тридцать лет свободы показали нам, что мы не такая Святая Русь, какой могли себя вообразить, и что всё достигается огромным скрупулезным ежечасным трудом. Так что честь вам и хвала, многая лета вам и огромному Преображенскому братству! Спаси вас, Господь, за ваши труды. Впрочем, мы можем только пожелать вам милости Божьей, а уж Господь точно воздаст – у Него высшая правда и Он исчисляет каждую нашу секунду, каждую нашу слезу и каждую каплю пота, которые мы роняем для спасения людей во Христе».

«Что оглашение состоялось, я понял потому, что крещение произошло, – говорит Александр Копировский. – Постоянно был какой-то замер ситуации самим отцом Георгием, а потом меня принял на собеседование архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Надо сказать, прошёл я его только со второго раза. Крещение состоялось здесь же в лавре, тайно, в келье. Крестивший меня отец Анатолий (Кузнецов), теперь архиепископ на покое, тогда рисковал головой. Но как-то Господь всё покрыл». 
 
«В 2010-м, на первом году своего священства, я получил благословение от правящего архиерея заняться оглашением, что соответствовало и моему сердечному расположению, – вспоминает клирик Хабаровской епархии священник Стефан Нохрин. – Приступив к исполнению благословения, я вдруг понял, что совершенно не понимаю, как это делать. И, слава Богу, по благословению владыки я познакомился с отцом Георгием и тем опытом катехизации, который, оказывается, существовал в церкви. Он был обеспечен колоссальным трудом – катехизаторским, научным, методическим. И сегодня мы, относительно молодые священнослужители не только из России, имеем возможность пользоваться итогами всего этого. Многие пытаются заниматься катехизацией, и не у всех это получается, потому что нужно учитывать очень много аспектов, иначе всё может развалиться». 

Cвященник Стефан Нохрин

Cвященник Стефан Нохрин

«Я осмелюсь говорить не только от себя, но и от множества священнослужителей и мирян, которые могут назвать себя в чём-то учениками и отца Георгия Кочеткова, и Свято-Филаретовского института, и Преображенского братства, – добавил отец Стефан. – Спасибо, отец Георгий, братья и сёстры, что мы трудимся и вместе делаем дело Божье».

«Я никогда не забуду, – вспоминает Александр Копировский, – как сразу после крещения отец Анатолий сказал: “А теперь присядем”. Мы присели. “Вот и меня коснулась частица той благодати, которую получил крещаемый”, – сказал он. И то, что я в тот момент физически не чувствовал этой благодати, значения не имело. Когда первого сентября я пришёл на лекции, ко мне по очереди подходили люди и спрашивали: “Что с тобой?”».

«Уже сегодня можно сказать, что опыт оглашения – это не только достояние того круга, в котором эта практика возникла, – говорит первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак. – Это плод жизни и память не только отца Георгия, Александра Михайловича и ещё полутора-двух десятков человек, которых отец Георгий собрал в те далёкие 70-е годы. Конечно, опыт оглашения, как это и было в традиции, переворачивает жизнь человека и многое ставит с головы на ноги, это имеет важнейшее значение в масштабе отдельно взятой судьбы. Но теперь развивается целая система оглашения как христианского научения, которую разработал отец Георгий». 

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ 

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ 

«Это выразилось не только в богословских программах Свято-Филаретовского института, – добавил Дмитрий Гасак. – Импульс катехизации дал повод обратиться к самым фундаментальным богословским вопросам – догматическим, аскетическим, антропологическим. Недавно отец Георгий закончил большой многолетний труд, подготовив корпус книг по таинствоводству – введению в тайны и таинства Церкви, и в этом году мы провели первый таинствоводственный университет. Конечно, пока внутри Преображенского братства, поскольку это был пилотный проект. В течение недели мы осваивали тексты, обсуждали проблемы, разбирались в понятиях… и совершенно неожиданно для себя мы могли открыть тот опыт, о котором сказано в древних текстах, когда на каком-нибудь рынке в Константинополе покупатель спрашивал, сколько стоит рыба, а ему в ответ говорили, что Сын равночестен Отцу, то есть когда богословская проблематика занимала весь народ».

«Я испытываю настоящее счастье, когда вижу братьев и сестёр, когда вижу, как люди меняются, – говорит отец Георгий Кочетков. – Я могу забыть одно, другое, а вот облик человека помню очень хорошо во все периоды его жизни, когда мы общались, и меня всегда радуют изменения, происходящие в человеке, когда он идёт к Богу. Это действительно счастье – быть вместе во Христе, в Духе Святом, в этой самой любви, вере, надежде».