Первые Рождественские чтения в Беларуси
Раньше я не раз бывал в Минске, когда гастролировал в составе Молодежного симфонического оркестра стран СНГ, и уже был знаком с некоторыми особенностями этого города и страны. В какой-то из поездок нам даже удалось с одной контрабасисткой между концертами съездить в Куропаты – одно из мест массовых расстрелов, которые проводил НКВД в Минске, где сами люди до сих пор устанавливают кресты, куда приезжают помолиться и почтить память жертв репрессий. В этот раз моя поездка была не по музыкальному направлению, а по богословскому. Я впервые участвовал в каких-либо Рождественских чтениях, тем более в Беларуси (поскольку это были первые белорусские Рождественские чтения).
Я прибыл в Минск в шесть утра и, не имея белорусских денег, отправился пешком к месту встречи – в Институт теологии БГУ имени святых Мефодия и Кирилла, где в восемь утра был намечен молебен перед началом конференции. Точно в назначенное время епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации, возглавил в небольшой часовне молебное пение о начале доброго дела. Потом мы переехали в Белорусский государственный университет, где состоялось пленарное заседание. В нем участвовал уже и митрополит Минский и Заславский Павел, экзарх Беларуси, и епископ Вениамин, который приехал туда за час до начала и сам собственноручно поправлял всякие таблички, в общем, смотрел, чтобы все было в порядке, что было необычно наблюдать.
Пленарное заседание было большим, богатым на выступления. Для меня было непривычно, что в Рождественских чтениях участвуют не только церковные деятели, богословы, священники, епископы, но и представители политической власти. С небольшими сообщениями выступили заместитель уполномоченного по делам религии, заместитель министра здравоохранения, заместитель министра культуры, директор консерватории. Также выступали и церковные деятели. Были выступления на белорусском языке и на русском. На самом пленарном заседании я познакомился с замечательной, очень энергичной женщиной Ларисой Ивановной Сысун, руководителем духовно-патриотического объединения «Светоч», которая приехала из города Молодечна, где она занимается миссионерской, просветительской деятельностью. Мы разговорились, побеседовали о разных реалиях современной жизни Белорусской церкви.
А потом нужно было переехать в другое место, в Белорусский государственный университет культуры и искусств, где в рамках чтений проходила конференция «Церковь и культура. Традиция и диалог». Я выступал на секции «Церковь и современная культура: философско-теологические интерпретации». Знаете, в интернете есть разные демотиваторы и мотиваторы, где картинка делится на две части: «ожидания» и «реальность». Ну, если говорить о моих ожиданиях, то я представлял себе какую-то огромную аудиторию по типу амфитеатра: много людей, священники, молодежь, представители культуры, большая сцена, кафедра. Я выступаю, задают вопросы, какое-то дальнейшее кулуарное обсуждение, общение. Но вторая часть картинки – «реальность» – всегда иная. Я зашел в небольшую 405 аудиторию Государственного университета культуры и искусств, на двери которой была вывеска с названием нашей секции. И там никого не оказалась. Хотя обозначенное в программе время начала уже наступило. Позже подошел еще один из выступающих, молодой человек с факультета философии этого института. Мы с ним познакомились. Потом пришли еще три человека.
Я выступал вторым, после доцента кафедры философии университета культуры и искусства кандидата философских наук А.И. Бобко, который сделал сообщение на тему «Праблема дачыненняў царквы i дзяржавы ў фiласофii Гегеля». Занимательно было послушать о понимании церковно-государственных отношений Гегелем на белорусском языке, потому что некоторые философские термины достаточно сложны и по-русски. Далее выступил я и сделал доклад о духовной жизни пианистки Марии Вениаминовны Юдиной в советское время. Поскольку было немного людей, я не только читал текст доклада, но и добавлял что-то по ходу, иллюстрируя тезисы доклада зарисовками из ее подвижнической жизни. Мое выступление заняло пятнадцать минут и вызвало сразу очень большой интерес со стороны слушающих четырех человек, в числе которых был проректор Университета культуры и искусств по научной работе профессор Виктор Робертович Языкович. Еще минут тридцать я отвечал на вопросы, была дискуссия. Интерес вызвала и сама личность Марии Вениаминовны Юдиной, и тот угол зрения, который я взял при исследовании ее жизни. Мне было легко и интересно отвечать на вопросы, потому что дипломная работа, на базе которой я написал доклад, была написана с большим вдохновением, и, что очень радостно для меня, в свое время на нашей кафедре церковно-исторических дисциплин проблематика духовного пути М.В. Юдиной спровоцировала дискуссию о возможных подходах к исследованию и пониманию значения личности в церковной и светской исторической науке. Недавно на эту тему на кафедре даже был проведен семинар, о котором я тоже рассказал участникам секции, и такая неформальная работа тоже вызвала удивление и интерес. Виктор Робертович даже попросил меня сделать небольшую презентацию нашего Свято-Филаретовского института, рассказать об основных направлениях его работы, что я с радостью сделал.
После окончания нашей секции итоговых заседаний не было, и я с радостью прогулялся по Минску. Было интересно посмотреть на людей, на архитектуру, во многом, правда, совершенно советскую. Но что очень радовало – это какая-то чистота и аккуратность, а еще – отзывчивость людей. Когда люди слышали – и на чтениях, и просто в городе, – что я приехал из России, из Москвы, это вызывало и радушие, и радость. Мне сразу помогали и дорогу найти, и даже угостили пирожками, что было очень приятно.
Поездка оставила самое светлое впечатление. И хотя, поскольку это были первые Рождественские чтения, были некоторые накладки, в целом инициатива собирать представителей общества, культуры, церкви и создавать площадку диалога не может не радовать. Слава Богу!