«Нам всем грозит свобода...»
Нам всем грозит свобода
Свобода без конца
Без выхода, без входа
Без матери-отца
Посередине Руси
За весь прошедший век
И я ее страшуся
Как честный человек
Дмитрий Пригов
Сегодня немногие приходы проводят длительную катехизацию перед крещением, и каждый опыт здесь – драгоценный. Именно поэтому конференция проходила без пленарных заседаний и академических докладов, как череда круглых столов, где диалог и обмен опытом важнее любых теорий.
В двух словах сформулировать основной итог дискуссий можно было бы так: главное – в ищущих и оглашаемых в любых условиях видеть перед собой человека, любимого Творцом, но свободного в выборе пути. Оглашение, устная передача церковной традиции – не просто вероучения, но прежде всего опыта доверия и верности Богу, воплощенной жизни по евангельскому слову – это всегда предмет чьих-то усилий и настоящее чудо, как рождение человека. В нем можно углядеть ясные внутренние принципы, но невозможно применять никакие схемы.
Одна из самых трудных задач, стоящих перед катехизатором, – помочь оглашаемым обрести навык различения не только добра и зла, но и разного рода подмен в духовной жизни. Современные люди, в том числе верующие, нередко представляют себе церковь как пространство, где от них мало что зависит, где не следует доверять собственному опыту, а всю ответственность можно переложить на некое авторитетное лицо, будь то Бог или человек с крестом и в подряснике.
Как помочь людям преодолеть представление о духовной жизни как о жизни спокойной, бессмысленной и безответственной? Полноценно участвовать в храмовом богослужении, находить собственные (иногда очень простые и неуклюжие) слова для личного обращения к Создателю, ежедневно читать слово Божье и стараться соотнести с ним все стороны своей жизни, доверять катехизатору и церковному собранию, полагаясь не на сакральные одежды или знаки, а на свидетельство их жизни, – все то, чем люди занимаются во время оглашения, помогает им почувствовать вкус к духовным усилиям и богопознанию.
В то же время во многих современных людях интерес к духовной жизни совершенно подавлен бытовыми заботами и нежеланием принимать какие-либо решения в области веры. Пробудить в человеке (в том числе уже просящем о крещении) жажду общения с Богом – не задача собственно катехизации, но без этого бессмысленно предлагать научение вере. Многие постоянные участники конференции на своем опыте убедились в том, что оглашение невозможно «на пустом месте», но только как плод свидетельства о Христе, о возможности нелицемерной жизни по вере.
Учась принимать слово Христа без лукавства, люди начинают узнавать друг в друге детей одного Отца, ценить братское общение. Поэтому невозможно оглашать и «в никуда», без устроения самой церковной жизни на неформальных братских началах, в которых раскрывается подлинный образ христианских отношений. Тем, кто хочет помогать другим освобождаться от страхов и идолов, входить в церковь как в дом, за который они отвечают, важно самим быть достаточно свободными, чтобы нести целожизненную ответственность за дело катехизации вне зависимости от внешних обстоятельств.
Отдельный круглый стол был посвящен оглашению так называемых особенных катехуменов – немощных и тяжелобольных людей, молодежи, людей с длительным оккультным и языческим опытом, инвалидов. Среди тех, кому особенно трудно оглашаться, – также политики, крупные бизнесмены, бывшие партработники и сотрудники органов безопасности. Катехизаторы рассказывали, как в очень непростых, иногда почти безвыходных ситуациях удавалось помочь самым разным людям подготовиться к принесению обетов крещения.
Священник Петр Боев из Красноярска рассказал, что когда его приглашают крестить или исповедовать тяжелобольного или умирающего, он просит близких молиться с человеком о даровании ему времени и сил на покаяние, читать ему Евангелие. Это позволяет человеку даже за очень краткое время увидеть, что мешает ему примириться с Богом и людьми, обрести открытость ко Христу, а также служит свидетельством для его родных.
Много общих трудностей в оглашении оказалось у пожилых и молодых катехуменов: так, по опыту практикующих катехизаторов, молодежи ничуть не легче, чем старикам, принимать новое, стремиться к свободе и самостоятельности. Молодым оглашаемым бывает особенно трудно сердечно, неформально отнестись к слову Божьему, приложить его к своей жизни.
Конференция завершилась вечерней с участием оглашаемых из разных городов, проходящих катехизацию в Преображенском братстве.
В течение трех дней в девяти круглых столах приняли участие 80 человек из 26 городов и 19 митрополий Русской православной церкви. Дальнейшая разработка вопросов, затронутых на конференции, планируется в цикле вебинаров в течение года.