Критика богословского разума
Этот вопрос стал главной точкой напряжения в разговоре на кафедре Философии и гуманитарных дисциплин СФИ. 3 марта здесь состоялся круглый стол «Критический рациональный дискурс и богословие».
Специфика опыта, из которого рождается и который стремится описать богословие, такова, что этот опыт переживается человеком как столкновение с Истиной, с самой подлинной реальностью, отметил в своем докладе кандидат филологических наук Давид Гзгзян, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви. Однако стройность и внутренняя убедительность, опасно граничащая с неуязвимостью для критики и «неудобных вопросов», – характерные черты идеологии – формы интеллектуальной деятельности, весьма враждебной рациональному дискурсу, научной дискуссии и вообще принципу диалога. При этом общепризнанных методов проверки и опровержения гипотез богословское сообщество, в отличие от научного, не выработало.
Что такое богословский дискурс и как на пути богословских рассуждений не впасть в идеологию? Можно ли проверить богословские построения подобно тому, как свои математические модели проверяют физики? Возможно ли сделать богословские проблемы предметом научной дискуссии? Как делиться богословскими идеями и мнениями с соответствующим сообществом, не возбуждая подозрений в идеологии уже самой попыткой говорить на трудно поддающиеся объективной критике темы?
Один из возможных путей – научиться удерживать богословские построения в статусе гипотез, а их критику – в русле диалога и вопросов экзистенциального свойства, изнутри которых и рождается богословие.
В круглом столе приняли участие заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ доктор философских наук Григорий Гутнер, профессор СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский, старший преподаватель СФИ Галина Муравник, выпускник СФИ, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Максим Дементьев и другие.