Как открыть детям религиозную культуру?
Начальник отдела развития системы образования г. Ливны Ольга Севастенкова, приветствуя гостей, рассказала о том, что в городе есть разные типы школ по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики. Более 10 лет школа № 6 является базовой площадкой по религиозно-нравственному воспитанию, где преподают основы православной культуры. В остальных школах родители выбрали для своих четвероклассников светскую этику. Интересно, что в одной из них православную культуру дети изучают параллельно в факультативах и кружках.
«Наш факультет имеет пятилетний опыт повышения квалификации учителей, и поэтому мы заинтересованы в знакомстве и собирании опыта такой работы с детьми, нам важно корректировать свои программы в зависимости от того, что нужно сегодня школе», – сказала декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина.
Зачем нужно рассказывать детям о религиях? Какие результаты мы хотим получить в школьном курсе основ религиозной культуры? О чем нужно рассказывать детям – о вере, о ритуалах, о мифологии, религиозной этике или религиозном искусстве? Как можно говорить о религии и как нельзя? Как учитывать возрастные особенности детей?
Гости из СФИ отметили, что необходимо различать задачи школы и религиозной общины. Церковь свидетельствует о вере, о духовном опыте, помогает верующим детям возрастать в них, а неверующим, но желающим найти Бога, показывает путь к Нему. Школа вводит каждого ребенка в мир культуры, в глубокий и многообразный мир нравственных и эстетических ценностей, оставляя свободу духовного выбора и ребенка, и учителя за ними.
В ходе разговора учителя отметили, что наиболее плодотворными являются внеурочные занятия по православной культуре, которые ребенок выбирает свободно.
Участники встречи согласились, что невозможно рассказывать о православии как о некоем наборе правил и форм, поэтому принципиально важна среда, в которой ребенок растет, а также личность преподавателя, с которого он берет пример. Маргарита Шилкина подчеркнула: «Очень трудно создать общие методики, ведь многое определяет личность учителя: от того, кто входит в класс, больше всего зависит, что будет там происходить. Учитель передает то, что сам имеет». В этой связи остро стоит вопрос о соответствующем образовании учителей. На встрече были подробно представлены разнообразные программы для учителей, которые может предложить факультет религиоведения СФИ: от двухлетней профессиональной переподготовки до повышения квалификации по отдельным предметам.
В заключение встречи Ольга Севастенкова отметила: «Надеюсь, что наша встреча сегодня – это не только желание отреагировать на введение цикла ОРКСЭ сверху, но и отклик на актуальную тему. Вашими руками будет делаться то, что интересно и важно ребенку, – обратилась она к присутствующим учителям, – спасибо вам!»
Значительная часть группы паломников состояла из новопросвещенных братьев и сестер, воцерковившихся на Пасху 2013 года. В рамках поездки паломники осмотрели город, родину протоиерея Сергия Булгакова. До революции Ливны называли вторым Киевом: так много в нем было храмов и соборов. В советское время уцелел только один – как раз тот, где крестился отец Сергий. Сейчас площадь, на которой он стоит, носит его имя. Паломники помолились в этом храме, посетили мемориал «Липовчик», где в 1930-е годы были расстреляны сотни людей, а также побывали в краеведческом музее города.