Геном человечности
В православной церкви не существует единой позиции по проблеме эволюции homo sapiens sapiens, однако тайна его появления не оставляет равнодушным ни одного представителя вида.
Чем больше данных появляется у современной науки, тем больше возникает вопросов. Когда у человека проявилась способность к творчеству и любви и какая мутация генома к этому привела?
«Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал, подожди немного, а?» – так студенты запоминают последовательность геологических периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон… Начав от появления первых бактерий, Алексей Симонович проследил нашу «родословную» до возникновения современного человека. Кратко изложив историю развития жизни на земле за последние пять миллиардов лет, он поделился и своим взглядом на богословские представления о появлении человека. «Трудно спорить с хорошим ископаемым. Но мы же не можем сказать по его скелету, была ли у него совесть», – смеется он.
Родословие от «луки»
Геном человека и шимпанзе совпадает примерно на 98,7%. «Но все-таки мозги у нас в три раза больше, и лучшие из нас могут изучать дифференциальную геометрию. А шимпанзе, даже самые умные, не могут забить гвоздь: понимают, что надо бить по шляпке, а забить не могут, – успокаивает нас Алексей Симонович. – И почему так получается, никто не понимает».
Тем более удивительно, что люди, подобно всем видам, произошли от маленькой «фитюлечки», возраст которой сопоставим с возрастом Земли. Наш ближайший общий предок (англ. last universal common ancestor, LUCA) жил в палеоархейскую эру, 3,5-3,8 миллиардов лет назад. Сравнивая и оценивая степень родства разных геномов, ученые могут выдвигать гипотезы об эволюционных связях между живыми организмами. Так, «луке» присущи те же черты, которыми обладают все независимо существующие организмы на Земле.
О чем говорят геномы и кости
«Надо четко понимать, что следует напрямую из исследования костей и геномов, а что нет», – предупреждает Алексей Симонович. Например, археологические находки свидетельствуют, что наши дальние предки ардипитеки семь миллионов лет назад уже были прямоходящими. Чтобы сделать такой вывод, ученым достаточно сохранившегося черепа и шейных позвонков, которые говорят о посадке головы. «Но почему у них сначала были маленькие челюсти, потом стали здоровые, а потом снова уменьшились, мы не знаем», – говорит наш гость. Вопрос «почему» оставляет пространство для более или менее правдоподобных гипотез.
И о чем они умалчивают
В то же время не существует простых эволюционных объяснений таких фундаментальных свойств человека, как способность к творчеству, совесть и свобода, отмечает Алексей Симонович. Даже естественная эволюция альтруизма не может создать Милосердного Самарянина – отбор будет против. Более того, переживание несоответствия собственных свойств внутреннему «идеалу» свидетельствует в пользу существования создавшего этот идеал Бога.
Но мог ли милосердный Бог не просто допустить зло и страдание, но и сделать их основным инструментом создания человека? Учитывая жестокость естественного отбора, можем ли мы говорить о «творческой роли страдания» в эволюции, ставит вопрос Алексей Симонович. Наиболее распространенная среди верующих позиция по поводу эволюции — что «она была, но Бог за ней присматривал» – в глазах профессора Кондрашова не выглядит убедительной. Ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков напомнил, что подобный взгляд сформирован не богословской мыслью, а обыденным религиозным сознанием, которое мало чем отличается от обыденного научного сознания.
Эволюция дала уникальные возможности для появления человека, добавил отец Георгий. Однако говорить собственно о человеке можно лишь тогда, когда есть явление духа: свободы, любви, творчества, совести. «Я бы не удивился, если бы рождение человека как человека вообще не было связано ни с какими мутациями на уровне генома», – сказал он.