Человек рискует не состояться
В разговоре участвовали лауреат премии Грубера в области космологии (2013) академик РАН Алексей Александрович Старобинский (Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау), доктора физико-математических наук: Александр Викторович Багров (Институт астрономии РАН), Галина Васильевна Шпатаковская (Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша), член-корреспондент РАН Игорь Васильевич Волович (Математический институт им. В.А. Стеклова РАН); кандидаты физико-математических наук: Сергей Михайлович Апенко (Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, СФИ), Евгений Викторович Иванов (Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова РАН), Георгий Борисович Ефимов (Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша); Сергей Михайлович Неретин (Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»).
Свято-Филаретовский институт представляли: ректор кандидат богословия священник Георгий Кочетков, проректор Дмитрий Сергеевич Гасак, ученый секретарь кандидат педагогических наук Александр Михайлович Копировский, заведующие кафедрами: доктор философских наук Григорий Борисович Гутнер, кандидат филологических наук Давид Мкртичевич Гзгзян. Вел встречу старший научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, старший преподаватель СФИ кандидат физико-математических наук Максим Иванович Зельников.
Что есть человек?
Человек – раб Божий или продукт социума, результат естественного отбора или существо, родственное Богу? Разум и речь невозможно вывести эволюционно из знаковых систем, которые есть у животных, заметил профессор СФИ Григорий Гутнер. «В человеке есть то, что превосходит Вселенную, чего нигде больше нет», – добавил он. Профессор СФИ, преподаватель эстетики Александр Копировский заметил, что образ Божий в человеке – не то же, что художественный образ. Это окно в бесконечность, в котором есть динамика и незавершенность.
В каких отношениях находятся человек и мир?
Означает ли антропный принцип, что человек – «мера всех вещей»? По мнению академика Алексея Старобинского, данные современной науки позволяют говорить не о том, что физические законы во всей Вселенной универсальны и «подходят» человеку, а скорее о существовании в мире «экологической ниши», в которой человек может жить.
Участвует ли Бог в жизни мира и человека?
Ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров предположил, что в случае гибели человечества Бог и мир продолжат существование без него. Деистический взгляд высказал старший научный сотрудник ИЗМИРАН Евгений Иванов: сотворив мир, Бог не вмешивается в его судьбу. Ректор СФИ священник Георгий Кочетков не согласился с ним. Он считает, что вопрос не в Боге, а в человеке: готов ли человек к общению с Богом, Который ему Себя открывает и хочет участвовать в жизни Своего творения? Человек так же любит свободу, как Бог, но часто превратно ее понимает, заметил отец Георгий.
По мнению профессора СФИ Давида Гзгзяна, человек – «носитель концентрированных рисков». Каждое из животных занимает в мире определенную для своего вида нишу. Но станет ли человек человеком, не знает даже Сам Бог. Сама по себе разумность – не гарантия человечности: нужно еще иметь решимость, мужество пользоваться собственным разумом, напомнил мысль Иммануила Канта Григорий Гутнер. «Человек – единственное Божье творение, которое рискует не состояться, – добавил Давид Гзгзян. – И тогда Бог рискует не состояться вместе с ним».
***
Как заметил академик Алексей Старобинский, в современной науке существуют противоречия. Существуют ли они в Боге, мире и человеке? Этому вопросу участники круглого стола договорились посвятить следующую встречу.
Этот круглый стол – уже пятый в рамках конференции «Богословие и физика», которая начала работу в марте 2013 года. Конференция ставит своей целью восстановление традиции свободного диалога между представителями фундаментальной науки и фундаментального христианского богословия. Предыдущие встречи были посвящены разговору о происхождении Вселенной, о месте человека в ней и о том, как человек ее познает, а также о критериях истинности в научном и богословском познании.