Перейти к основному содержимому

Богословие большого взрыва

Наука, как и богословие, пережила в XX столетии колоссальный подъём, однако диалог между ними сегодня не имеет достаточного звучания. Свято-Филаретовский институт пригласил к разговору учёных, занятых исследованиями в области космологии и физики ранней Вселенной.
Андрей Барвинский

Сотворил ли её Бог?

Имела ли Вселенная начало или существовала всегда? Будет ли она иметь конец? Эти вопросы всегда интересовали как физиков, так и «лириков».

Среди первых – здоровое разномыслие. Современная наука не исключает, что Вселенная могла иметь начало. И здесь так же как в богословии: каждое слово требует уточнений, в том числе и понятие Вселенной. Согласно определению академика Алексея Старобинского, опубликованному в Физической энциклопедии, Вселенная – это окружающая нас часть материального мира, доступная для наблюдения в прошлом, настоящем и будущем. Но – только часть, подчёркивает учёный.

Существует несколько взглядов на вопрос о том, что предшествовало её возникновению: одни говорят, что она могла возникнуть из ничего, другие считают, что правильнее говорить о рождении Вселенной «из чего угодно».

Еще труднее, чем смоделировать возникновение Вселенной, – спрогнозировать её будущее. И здесь между выводами богословия и физики можно усмотреть нечто общее. «Нет научных оснований считать, что Вселенная будет расширяться бесконечно, – заверяет академик Алексей Старобинский. – Но и точно прогнозировать предел её расширения невозможно».

О чём говорит Библия?

«Как понимать первые строки книги Бытия, повествующие о сотворении мира?» – спрашивает член-корреспондент РАН доктор физико-математических наук Игорь Волович.

«Библия тоже имеет свой категориальный аппарат, который нужно учитывать, – говорит ректор СФИ священник Георгий Кочетков. – Когда в Писании говорится, что Бог вначале сотворил небо и землю, под “небом и землёй” следует понимать некую целостность, всё, что Он сотворил. А воды, над которыми носился Божий Дух – это хаос, система, уровень организованности которой равен нулю».

Писание – не метафора и не сказка, но нельзя не принимать в расчет его особый мифопоэтический язык. Библию не понять ни с крайних позиций креационизма, ни исходя из ушедшей в прошлое марксистско-ленинской оппозиции материи и сознания. Духовная реальность не противостоит материальной, это не мир идей и не виртуальный мир, подчеркнул отец Георгий.

Не стоит возлагать на Писание задач, которых оно перед собой не ставит, считает профессор Григорий Гутнер: «Наука занимается одним, а в Библии речь идёт о другом. Как говорил Ломоносов, не надо преподавать химию по Псалтири».

Кризис парадигмы

Многие современные физики говорят о существовании метавселенной, мультивселенной (multiverse), то есть Вселенной, неоднородной в очень больших масштабах и состоящей из многих областей (или миров) с очень разными физическими условиями, и, возможно, с разными фундаментальными константами и даже физическими законами. Ученые признают, что Вселенная столь велика, что некоторая (вероятно, гораздо большая) её часть для наших наблюдений недоступна. Отвечая на вопрос Григория Гутнера о том, насколько фальсифицируема (то есть научна в строгом смысле слова) эта гипотеза, Алексей Старобинский пояснил, что само это представление – не столько гипотеза, сколько «математический вывод» из наблюдений уже изученной части Вселенной.

Григорий Гутнер высказал предположение, что судя по большому количеству альтернативных гипотез и моделей современная космология, возможно, переживает кризис, подобный тому, что пережила птолемеевская система накануне коперниковской революции.

Масштаб задачи

При мысли о Вселенной и её масштабах захватывает дух. «Что перед этим человек? Но Ты помнишь его» (Пс 8:5). Библейская традиция всегда ставила вопрос о месте человека в мире и поражалась данной ему свободе.

Размышляя о взгляде ученых на фигуру Творца, Алексей Старобинский говорит, что цель науки не в том, чтобы выяснять, есть ли Бог, и что «Бог благословил человека не учитывать Его в научных исследованиях».

«Какова ценность собственной деятельности, собственной личности в глазах человека, вовлечённого в познание тайн Вселенной?» – поставил вопрос зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян.

Как сферы человеческой мысли и творчества богословие и физика имеют много общего. Обе исходят из парадоксальных предпосылок: Вселенная и познаваема, и непознаваема – считают физики, и то же самое говорит опыт богословия о Боге. При этом и Бог, и Вселенная, будучи «несоразмерными» человеку, ставят перед ним задачу познания, призывая «двигаться по линии асимптотического приближения к истине», как сказал ведущий научный сотрудник ФИАН Андрей Барвинский. Он напомнил, что в тех областях, где экспериментальных данных не хватает, движущей силой научной мысли становится математическая красота.

В ходе разговора у участников возникли новые вопросы друг к другу. Человечество по сравнению с остальным наблюдаемым миром – песчинка. И все-таки: мир существует для нас или не для нас? Создавал ли Бог мир для человека или нет? Вернуться к разговору физики и богословы договорились в мае.

Инициаторами встречи выступили преподаватели СФИ: ректор священник Георгий Кочетков; проректор Дмитрий Гасак; ученый секретарь кандидат педагогических наук Александр Копировский; заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ, ведущий научный сотрудник Института философии РАН доктор философских наук Григорий Гутнер; заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики кандидат филологических наук Давид Гзгзян; заведующих кафедрой Священного писания и библейских дисциплин Лариса Мусина, старший научный сотрудник ФИАН и преподаватель СФИ кандидат физико-математических наук Максим Зельников.

На приглашение откликнулись сотрудники Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, Института электронных управляющих машин им. И.С. Брука, Курчатовского института. В семинаре приняли участие пятнадцать человек. Среди них один из основателей современной космологии академик РАН Алексей Старобинский; член-корреспондент РАН доктор физико-математических наук Игорь Волович; доктор физико-математических наук Андрей Барвинский; доктор физико-математических наук Владимир Карпов; доктор физико-математических наук Александр Шацкий; доктор физико-математических наук Галина Шпатаковская и другие.