Перейти к основному содержимому

«Вестнику русского христианского движения» 80 лет

4 марта в Москве в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» состоялась встреча читателей с главным редактором журнала «Вестник РХД», профессором Никитой Алексеевичем Струве. Поводом для встречи послужил выход 188-го номера «Вестника», но тематика, затронутая в состоявшейся беседе, далеко превзошла масштабы этого события, поскольку она касалась важнейших проблем жизни современной церкви.

Подводя итоги 80-летнего существования «Вестника русского студенческого христианского движения (РСХД, затем РХД)», одного из старейших «толстых» журналов на русском языке, Никита Струве объяснил долговечность этого издания его направленностью, которая было правильно выбрана с самого начала, а именно – его религиозно-православной устремленностью, выражавшей чаяния лучшей части русской эмиграции. Никита Алексеевич подчеркнул также ту уникальную особенность «Вестника», что он всегда опирался не только на дореволюционную российскую элиту, но и на развившееся в эмиграции общественно-религиозное православное движение, движение широкое и интенсивное. Вместе с РСХД «Вестник» пережил периоды угасания и возрождения, несколько раз сменив место издания. Журнал вынужденно прекратил свое существование в 40-е годы, когда во время войны погибло большое число членов движения. В 50-е годы, когда РСХД распространилось за океан, «Вестник» стал отражением православной жизни не только Европы, но и Америки. С годами в аббревиатуре «РСХД» была утрачена буква «с» – «студенческий». Никита Струве назвал заслугой журнала то, что он всегда отвечал на происходящие события: в материалах «Вестника» никогда не было ничего предумышленного, ничего нарочитого, это всегда был отклик на общественно-политические проблемы в свете христианского откровения.

«Вестник РХД», как и все движение, будучи укорененным в русской православной традиции и культуре, всегда связывал большие надежды с возрождением церкви в России. С 97-го номера (1970 год), который впервые был полностью составлен из российских материалов, журнал получил поистине новую жизнь. «Однако, – сказал Никита Алексеевич, – мы должны всячески бороться с отождествлением православия и русскости, т.к. это напрямую противоречит принципу кафоличности и универсализма церкви». Современное православие на Западе невозможно представить, например, без сиро-ливанского вклада или без румынского богословия.

«Вестник РХД» всегда ориентировался на заветы митрополита Евлогия (Георгиевского), который твердо держался того принципа, что церковь должна быть свободна от политики. Это крайне существенно, т.к. не всем в церкви – и в России, и в эмиграции – удалось сохранить евангельский принцип свободы. Самое главное в этом наследии, сказал Никита Алексеевич, – твердое следование решениям Московского собора 1917–1918 годов. К сожалению, в Русской православной церкви до сих пор продолжает воспроизводиться синодальный строй, не устраивавший саму церковь уже в начале XX века.

Будущее «Вестника РХД» его главный редактор видит только в теснейшей связи с Россией, также как он надеется на продолжение в России традиций эмиграции. Никита Струве пожелал Русской церкви скорее преодолеть последствия 70-летнего «оседлания» безбожной властью и найти в себе силы для возвращения к заветам пророческого Собора 1917–1918 годов, решения которого были направлены на действительное возрождение церкви как свободного, активного и ответственного народа Божьего.