Тритоэкти — исчезнувшее богослужение византийского обряда: его смысл и значение
Само слово «Тριτοεκτη» или «Тριθεκτη», как они пишутся на древнегреческом языке, означают: 1) либо «третью и шестую песни утреннего канона, положенных по уставу перед малым входом на литургии»1; 2) либо третий и шестой молитвенные часы. В соответствии с этим, ряд исследователей понимали Тритоэкти как богослужение молитвенных часов (И.Д. Мансветов), но это не так. В качестве доказательств здесь можно предложить обоснованное мнение Е.П. Диаковского: «в нем нет даже и намека на какую-либо связь с суточными часами и соединенными с ними священными воспоминаниями»2 (третий час посвящен сошествию Святого Духа, а шестой – распятию Христа, в Тритоэкти нет даже намека ни на время дня, ни на какое-либо священное событие или воспоминание).
Если посмотреть на чинопоследование, то можно заметить очвидное сходство между Тритоэкти и литургией, особенно литургией оглашаемых. Но этот факт, по мнению Е.П. Диаковского, не должен опять же ставить под сомнение самостоятельность Тритоэкти. Литургия оглашаемых как часть Божественной Литургии, по мнению Диаковского, не была предназначена собственно для оглашаемых, она представляла собой, по его мнению, гомилетическую или дидактическую часть для верных, как богослужение для поучения перед совершением Евхаристии. Оглашаемые просто в качестве пассивных участников присутствовали на богослужении, слушали Слово и проповедь: «напротив все здесь предназначалось прежде всего для верных и главным образом их имело ввиду»3. Их собственная литургия оглашаемых – Тритоэкти. При этом верные разделяли с оглашаемыми подвиг поста и покаяния, а потому участвовали в Тритоэкти вместе с ними.
Исходя из этого, можно предположить, что сходство объясняется не подчиненностью, а соподчиненностью обоих последований, единством их общей структуры. Вместе с тем Е.П. Диаковский говорит и о том, что в процессе исчезновения Тритоэкти и под ее влиянием «могла выработаться твердая и устойчивая форма нынешней литургии оглашенных с ее молитвословиями за оглашаемых.
Эту связь Тритоэкти с катехизацией Е.П. Диаковский прослеживает с древности («Тритоэкти органически связано с древней практикой оглашения и предназначалось собственно для оглашенных»4), опознавая некоторые реалии церковной жизни древности в качестве прототипов Тритоэкти:
- Иустин Мученик в своих апологиях описывает специальное время для оглашение – это время великого поста;
- Паломница Эгерия, описавшая в своих заметках богослужение в Иерусалиме конца IV века, упоминает и о практике оглашения. Здесь есть важный момент: оглашение совершалось епископом после утреннего отпуста в храме Мартириум, на Голгофе за Крестом, в это же время в храме Воскресения начиналась служба Третьего часа, которую паломница определяет, как «одну из особенностей великопостной службы»5. Епископ читал слушающим Ветхий завет, раскрывал сущность христианства и нравственности в своих поучительных словах. В перерывах между поучениями и чтениями, чтобы дать отдых проповеднику и оживить слушающих, звучали песнопения Псалтири. По завершении оглашения епископ также с песнопениями переходил в храм для совершения отпуста Третьего часа. Молитвами Третьего часа освящалось оглашение. В этом Диаковский видит слияние чина оглашения и Третьего часа, а соответственно преемственность такого богослужения и византийской Тритоэкти;
- Аналогичный порядок упоминается и в 19 правиле Лаодикийского собора, созванного в 364 году: «Подобает, во-первых, по беседах епископских, особо творить молитву об оглашенных а по исшествии оглашенных быть молитве о кающихся; когда же и сии приидут под руку и отыдут, тогда совершать молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с возглашением исполнять»6.
Далее, прослеживая эту связь, стоит отдельно упомянуть, о византийских, подобным древним иерусалимским, традициях оглашения и совершения Тритоэкти. В Обряднике императора Константина Багрянородного (X век) указание на проведение патриархом оглашения в великую пятницу в храме мученицы Ирины в Константинополе и на совершение Тритоэкти. Только здесь оглашение происходило после Тритоэкти в течение всего Великого поста, по завершении которого в великую пятницу совершался «торжественный чин отречения оглашаемых от сатаны и сочетания их со Христом, заключавший собой период великопостной катехизации и подготавливавший оглашаемых к Крещению в Великую субботу»7. Михаил Скабалланович, исследуя рукописи, описанные А.А. Дмитриевским, соглашается с Е.П. Диаковским в этой позиции.
В такой ситуации логичным становится выделение молитвы и чтения в качестве главных смыслообразующих элементов Тритоэкти. Именно в них это богослужение приобретает свои особенные характерные черты.
Первые три молитвы начинаются «с восхищенного взгляда на славу небесную»8. Молящиеся испрашивают возможность прославлять Господа также и на земле и соединиться с ним однажды в Его Царстве. Здесь и дерзновение, и упование на Господа, и прошение о прощении грехов, которые угрожают человеку прибытие в царство Божие, и желание идти путями Господа. Е.П. Диаковский видит в первой молитве – обращение слушающих (оглашаемых первого этапа), еще неуверенно ищущих Господа, во второй и третьей – обращение просвещаемых, уже уверенных в выбрангом пути и желающих по нему идти. В первых трех молитвах и антифонах Е.П. Диаковский видит как бы прохождение пути от неверия ко святому просвещению
Молитва входа является обращением к божественному милосердию «в виду благодати, которая поможет следовать путем правым по повелениям – то, что могло считаться также намеком на вход – чтобы исполнять только волю Божию и мыслить только по Его закону»9.
Пресвитерские молитвы об оглашаемых и просвещаемых довольно сходны по своему содержанию. Обе эти молитвы – молитвы главопреклонения, в обеих прошение об откровении Евангелия Богом: для слушающих, чтобы оно им было открыто, для просвещаемых, чтобы оно их просветило. Затем для первых испрашивается присоединение к избранному стаду и получение нового рождения; для вторых испрашивается ангел света, который охранит их против враждебных сил, и о жизни по божественным заповедям, чтобы иметь возможность пользоваться вечными благами.
Молитвы верных – все остальные молитвы Тритоэкти. Молитвы верных выражают уверенное исповедание христианской веры перед лицом Господа и сопровождаются великой ектений с ее прошениями обо всем мире и о всей церкви, то есть настраивают молящихся на вселенскую тему.
Таким образом, можно сказать, что молитвы Тритоэкти напоминают нам лестницу, то есть ступенчатое восхождение к Богу: от осознания величия Господа, веры в Него и желания освободиться от грехов прежней жизни и идти по праведному пути вместе с Ним, до уверенных прошений о познании воли Божьей, свидетельств о неразрывности связи с Господом, прошений о единой жизни, о даровании Царства. Вся нить молитв идет от неверия к вере, от неуверенности – к уверенности, от оглашаемых – к верным членам церкви от прошлой жизни к новой жизни в Боге, к жизни будущего века.
Слово на Тритоэкти представляло собой в основном чтение книг Ветхого завета, иногда – Нового завета:
- В среду сырную читалось пророчество Иоиля (2:12-26), которое начиналось словами: «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему…» (Иол 2:12-13);
- В пятницу сырную читалось пророчество Захарии (8:7-17): «…Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь! Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо всё это Я ненавижу, говорит Господь…» (Зах 8:15-17);
- В будние дни Великого поста читалось пророчество Исайи. Симеон Солунский, по мысли Д.И. Мансветова, видит чтение этого пророчества подражанием евангельского чтения на Литургии, поскольку на книгу Исайи более всего ссылаются в Новом Завете. В этих пророчествах можно найти всё повествование о воплощении Христа, Его смерти, погребении, Воскресении, ниспослании Утешителя, призвании язычников, Его вторичном пришествии на суд. Его пророчества проникнуты и освещены духом Евангелия, его утешением и славой;
- В понедельник, вторник и среду страстной седмицы читалось пророчество Иезекииля (Иез 1:1-20; Иез 1:21-28 -– видение о четырех животных ; 2:3-10 – о принятии Иезекиилем пророческого служения);
- В великий четверг – пророчество Иеремии (11:18-12:15) о гонениях на пророка, который в этот момент его жизни усматривается как прообраз страждущего Христа;
- В великую пятницу – пророчество Захарии (11:10-13) об отвержении Доброго Пастыря и о последствиях этого для Израиля;
- В страстную седмицу иногда читалось Евангелие. Такое чтение было, например, по чину, открытому А.А. Дмитриевским в одном Евангелии X века. В этом источнике указан читаемый отрывок – Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-43 (притчи о смоковнице и о хозяине виноградника).
Исходя из чинопоследования и обобщения его смылообразующих частей, можно сказать, что о. М. Арранцем верно выбрана характеристика Тритоэкти: Тритоэкти – это литургия Слова, служение Слова, значение которого трудно переоценить. Остается надежда на то, что с воскрешением катехумената в современных условиях, вновь возникнет и потребность в Тритоэкти, а соответственно появится и вероятность возвращения этого богослужения в уставы.
_________________
1 Диаковский. Е.П. Из истории богослужения: Чин тритекти // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1908. С. 394.
2 Диаковский. Е.П. Из истории богослужения: Чин тритекти // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1908. С. 396
3 Там же. С. 405.
4 Диаковский. Е.П. Из истории богослужения: Чин тритекти // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1908. С. 425.
5 Диаковский. Е.П. Из истории богослужения: Чин тритекти // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1908. С. 412.
6 Правила Лаодикийского собора (364 г.). Режим доступа: http://krotov.info/acts/canons/0343laod.html. (Дата обращения: 14.07.2013 г.)
7 Великая пятница. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/150067.html (дата обращения: 29.07.13)
8 Арранц Михаил. О.И. Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. Л. : Ленинградская духовная академия, 1979. С. 223.
9 Там же. С. 226.