Перейти к основному содержимому
Мария Кушнир
Свято-Филаретовский институт

Тема подражания Христу в тексте мученичества cв. Поликарпа Смирнского

XX Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики

Мученические акты отражали стремление христиан следовать за Христом, подражать Ему во всем. Подражание Христу – основной лейтмотив всех мученичеств. Главная цель мученика – свидетельство победы Христа над смертью. Победа Христа через Свою смерть – вот, что было для них движущей силой в их мученичестве, поэтому жажда умереть за Христа была столь велика. В мученичествах всегда есть явное отражение евангельского повествования о Страстях Христовых: аллюзии, цитаты, композиционное сходство, образный ряд, – все это литературные приемы, которые использовали авторы для того, чтобы подчеркнуть сходство мученика и Христа.

Текст мученичества Св. Поликарпа считается самым читаемым среди тех, кто интересуется эпохой гонений первых христиан, а так же изучает мученическую литературу, поскольку он служит образцом того, как осуществляется это подражание Христу.

«Мученичество Св. Поликарпа» считается самым древним памятником мученической литературы, в котором описана мученическая кончина епископа Смирнского в период гонений в Римской империи во 2 в. Вопрос о датировке является спорным [1] [2] [4]. Одна из наиболее достоверных версий, по мнению многих исследователей, это 155-156 гг. Время кончины Святого Поликарпа, что так же является дискуссионным вопросом, считается 23 февраля 155 г. либо 22 февраля 156 г. Согласно 21 главе, «Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца Ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских календ, в великую субботу, в осьмом часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата, в царствование же вечное Господа нашего Иисуса Христа» (МП XI;1). Данный вид мученичества относится исследователями к эпическому виду мученичеств (Passion epique) [5], для которых отсутствие точной датировки является своеобразным приемом автора, важно реалистическое отражение самой эпохи, которую можно узнать по определенным событиям.

Данный текст написан в форме письма одной церковной общины другой – от Церкви Смирнской Церкви, «пребывающей в Филомелии». В нем можно выделить элементы, относящиеся к христианскому эпистолярному жанру (указание адресата, приписка, свидетельствующая об открытости письма, т.е. для всех христиан Святой и Кафолической Церкви, приветствие). Это письмо – ответ христианской общины на вопрос о судьбе Поликарпа. И, по мнению Дехандшуттера, описание мученичества в письме является скорее случайностью, чем нормой для этого жанра .[1, с. 296]

В эпилоге 22:2-3 указывается на происхождение письма. Фактическим автором явлляется некий Маркион, который диктовал писццу по имени Эварест (МП 20:1-2), копия этого письма хранилась в личной библиотеке Иринея, оно было переписано писцом по имени Гай, в свою очередь, переписана Сократом, а затем Пионием. Текст Пиония сохранен в семи греческих манускриптах (10-13 вв.). Из всех манускриптов m (13 в.) считается более отчетливым и большая часть его согласуется с цитатами из Евсевия, который поместил большую часть документа в Церковную историю. Существует так же версия в латинском переводе, который помогает установить греческий текст. [2, с. 361] [4, с. 106]

В самом начале Маркион подчеркивает, что смерть Поликарпа не просто случай вопиющей несправедливости, а что все произошло по воле Божьей «согласно Евангелию». На протяжении всего текста автор проводит параллель между смертью Христа и смертью Поликарпа. [4, с. 107]

Вопрос об авторстве и редакциях данного текста является важным и опять-таки дискуссионным. Перед исследователями вставал вопрос, либо это оригинальный текст, принадлежавщий одному автору в одно время, либо это текст, состоящий из вставок, составленный несколькими редакторами в разное время.

Некоторые исследователи, в частности Кампенхаузен, поддерживают гипотезу о том, что чудесные элементы, особенно сцена смерти, были добавлены к описанию смерти Поликарпа позже благочистивым редактором и что кто-то еще добавил параллельные места с евангельским описанием страданий и смерти Христа, чтобы подчеркнуть тот факт, что смерть Поликарпа подтверждала смерть Христа (эти параллели не включены в повествование Евсевия). Вдобавок, по Кампенхаузену, антиригористкая история о добровольных мучениках в 4 главе, которые поддались страху при виде зверей и позорно отказались от мученичества, была добавлена позже в качестве противопоставления монтанистам. [2, с. 361]

Более современные ученые (Barnard, Musurillo, Buschmann, Dehadshutter) выдвинули версию о том, что книга Мученичества все-таки представляет собой единое целое, написанное в одно время одним автором, за исключением материала в 22 главе, где дана история передачи рукописи разными переписчиками в течение нескольких лет ( и возможно, глава 21). [2, c. 361]

Интересно отметить, тот факт, что такой литературный прием, как вкропление евангельского повествования о Страстях Христовых, стал камнем преткновения для редакторов. Например, Евсевий, как историк, описывающий определенные события в жизни Церкви, сознательно убрал эти вставки для того, чтобы сконцентрировать внимание читателя на самом мученичестве и стойкости Поликарпа.

Но все-таки автор версии 155-156 гг. подчеркивает, что смерть Поликарпа была в соответствии с Евангелием, и сам таким образом раскрывает, что значит, в соответствии с Евангелием.

Следует отметить, что мученичество Поликарпа выстроено в соответствии с порядком изложения событий в евангельском повествовании о страданиях и смерти Христа: арест, суд, исповедание веры, решение «суда», казнь, что является редким случаем для последующих мученичеств. Сюжет так же напоминает историю Христа.

Автор подчеркивает сходство Поликарпа со Христом через детали описания: так же, как и Христос, сказано, что Поликарп не отказался, но ждал предательства (1.2.); он знал о предстоящей казни заранее и предсказал свою смерть своим последователям (5.2); он усиленно молился перед арестом (7.2-3); он просил, чтобы воля Божья была исполнена (7.1); тоn, кто арестовывал его, был под именем Ирод (6.2); Поликарп ехал в город (в Смирну) на осле (8.3.). Так же Поликарп удаляется с некоторыми из своих друзей во время преследования и проводит время в молитве, которую сравнивают с Гефсиманской молитвой Христа (5:1). Отец Поликарпа участвует в его аресте (8.2), те, кто арестовывают Поликарпа, идут на него вооруженные, «как на разбойника». И Поликарп выходит к ним, а не сбегает (7.1.). Поликарп вступает в диалог с римским правителем, который полагается на мнение толпы. Толпа требует его смерти (12:2-3). Иудеи замешаны в его смерти (13:1). Его последователи пытаются добыть его тело (17.1). [2, с. 358] [4, с. 108]

Образный строй так же отражает участников событий, связанных со Христом: христианская община, которая поддерживает Поликарпа и следует за ним во время гонений и находится рядом во время казни (Христос и Его ученики). Предатели – мальчики –рабы, которые выдали местоположение Поликарпа под пытками. Христа предает иуда. Но по замечанию Кандиды Мосс, образы этих мальчиков выписаны очень бледно в сравнении с образом Иуды, который служит предостережением для всех, что если предаешь друга-христианина, то предаешь Христа и участь будет такая же. [3, с. 62]

Группа «оппозиции» – преследователи: иринарх Иуда, проконсул Стаций, иудеи, толпа так же являются отражением тех, кто преследовал Христа. Проконсул так же, как и Пилат, полагается на мнение толпы, иринарх приходит арестовывать его, а иудеи ищут его смерти.

Но удивительным образом в мученичестве фокус внимания читателя смещается на фигуру Поликарпа. Образцом для подражания становится он. Как Христос был Учителем и примером для подражания, так же и Поликарп был не только выдающимся учителем, но теперь и выдающимся мучеником. Его смерть является примером для всех современных ему христиан. Смещение фокуса обеспечивается через различные описания Поликарпа: «чудный Поликарп», «божественный старец». Автор описывает его поведение во время суда, где он изображен бесстрашным, готовым к смерти. Поликарп дерзновенно отвечает проконсулу на его угрозы в христианском духе об огне будущего суда. Он остается твердым и мужественным перед казнью. Во время ареста он изображен готовым к грядущим событиям. [3, с. 47]

Однако, описывая Поликарпа таким образом, автор не отклоняется от Личности Христа, акцент на евангельском основании мученичества остается.

Идеалы христианской жизни базируются на заповедях Христа, обращенных к Его ученикам. Одна из них заключена в Ев. Мк. 10: 29-30 – где говорится о том, что нужно оставить все и следовать за Христом. Поликарп своей жизнью исполнил ее. Сказано, что 86 лет он служил Господу. К идеалам христианской жизни так же, конечно же, относится заповедь о любви к ближнему, которая раскрывается в Ев. Ин. 13:15 – где говорится о жертвенной любви, о любви до смерти, ибо если любить так, как любит Христос, то это значит «положить жизнь за други своя». В контексте жизни ранней Церкви заповедь любви по Ев. Ин. дала этические основания для смерти мучеников. Климент Александрийский развивает идею мученичества как акт во имя любви. [3, с. 48]

В связи с упоминанием о жертвенной любви еще одним важным моментом в изображении подражания Христу в мученичестве является образ жертвы. В описании казни Поликарпа (он просит не пригвождать себя, а оставить руки связанными) появляется библейская аллюзия на акиду (akidah – связывание), эпизод жертвоприношения Авраама, где Исаак изображается как прообраз Христа, и таким образом Поликарп встает в ряд между Исааком и Христом как невинная жертва. Его любовь ко Христу позволяет огню не опалять себя, а но он был как « испекаемый хлеб или как золото и серебро, разжигаемое в горниле». Жертвенная любовь как «благоухание, как драгоценный аромат» делает его неуязвимым. [3, с. 62]

Таким образом, можно увидеть, что мученические акты – это всегда интерпретация евангельских событий, где мученик изображается как Христос. Но подражая Христу, он сам становится образцом для подражания, и его образ не замещает Христа, а отражает Его. В образе мученика мы видим Христа, стоящего во Славе. Композиция, сюжет, аллюзии, цитаты, образный ряд, различные эпитеты и детали описания позволяют авторам выявить образ Христа в мученике и таким образом свидетельствовать о победе Христа над смертью.

Литература и источники

  1. Aune David E. Martyrdom of Polycarp // TheWestminsterDictionary of New Testament and Early Christian Literature /WestminsterJohn Knox Press, cop. 2003. P. 296-299.
  2. Bart Ehrman, D. (ed. and tr.). The Apostolic fathers (Loeb Classical Library, 24; 2 vols;Cambridge,MA: Harvard University Press. 2002. P. 357-363.
  3. Moss Candida R. The Other Christs. Imitating Jesus in Ancient Christian Ideologies of Martyrdom. Oxford University Press, 2010. P. 47-67.
  4. Parvis Sarah The Martyrdom of Polycarp // The Expository Times, V.118 Number 3,London, 2006. P. 105-112.
  5. Лурье В.М. Введение в критическую агиографию. СПб. : Axioma.2009. C. 238
  6. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 369-392.