Перейти к основному содержимому
Алла Ветрова
Свято-Филаретовский институт

Друзья Христа и Христос как Друг: понятия «друг», «дружба» в Евангелиях от Луки и от Иоанна

XX Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики

Тема дружбы относится к фундаментальным для человеческой жизни, жизни социума, затрагивает природу человека, сферу «душевного» и «телесного». Отражение этой темы мы находим в истории, философии, социологии, в истории политики и т.д., а религиозный аспект этой темы необычен для Библейской традиции, даже уникален. Тема дружбы активно разрабатывалась у святых отцов, затем постепенно уходила из христианства. В Церкви принято называть друг друга больше братьями и сестрами, «рабами Божьими», чем друзьями. Но мы знаем из Деяний, что первые христиане собирались за общим столом на трапезах любви-агапах, постоянно находились в общении, преломлении хлеба и молитве (Деян 2:42, 46). В Евангелии от Иоанна Христос прямо говорит ученикам: «Вы друзья Мои» (Ин 15:14). Интересна статистика употребления слова φίλος (друг); из 29 раз 26 оно используется в корпусе писаний Луки (18 раз) и у Иоанна (8 раз). Мы проследим, как менялось значение понятий «друг» и «дружба» от классических идей Аристотеля и Платона, через Священное Писание и Закон к Новому Завету, данному Иисусом Христом.

Дружба в греко-римском мире

Слова «любовь» и «дружба» в большинстве языков мира близки по значению. Наряду с дружбой существуют в греческой культуре еще три «вида любви», которые обозначаются четырьмя глаголами έράω, φιλέω, στοργέω и ἀγαπάω. Еще Платон указал на взаимосвязь дружбы и любви: «кто не любит, тот не друг»1. Аристотель в «Никомаховой этике» он определяет philia (греч.φιλίαкак «разновидность добродетели» и «самое необходимое для жизни»2. Первоначально глагол φιλέω означал рассматривать что-то или кого-то как одного из ближних, близких, своих, собственных (πλησίον)3Фιλία по Аристотелю – это «взаимно признаваемые привязанность и благоволение друг к другу»4. Цель взаимоотношений у Аристотеля – это удовольствие, польза, добродетель (или благо)5. Например, цель родственных отношений – стремление ко благу. Позже дружбой стали называть взаимоотношения, связанные с символическим «породнением» (кровная дружба, побратимство и т. п.). при этом «друзьями» стали называть всех единомышленников или политических приверженцев. Дружба уже становится избирательной. Целью таких союзов стала выгода, которая считалась Аристотелем низшей формой дружбы.

Но «дружба» в строгом смысле слова, истинная, «совершенная» дружба», φιλία ἑταιρική – согласно Аристотелю, возникает «ради добродетели и возможна между добродетельными людьми»6. Наиболее значительным стало выражение «Друг – это другое «я» друга» (мое «альтер эго»)7. Т.е. характеристиками идеальной дружбы по Аристотелю являются единство, взаимность и равенство8. Антитезой дружбы считалось предательство, ложный друг. Воплощением, проявлением и знаками дружества являются поцелуй, жертвенность, гостеприимство, трапеза, объединение против врагов. Исполнением высшего долга считалось принесение себя в жертву за своего друга.

Участников отношений, называемых дружбой, мы выделили следующих: дружба с самим собой (как самосовершенствование), между группой единомышленников или учеников, между людьми и богами. Обнаружилось и еще одно значение – Дружба как связующее начало вселенной. Дружеским отношениям между старшими и младшими соответствуют отношениям между учителем и учеником, так что дружба – начало обучения. Фίλоι является (само-) обозначением философских или религиозных братств, например, пифагорейцы, эпикурейцы, ученики Платона9. Аристотель отражал популярное мнение греков о невозможности дружбы между человеком и богами из-за гигантской разницы положений. Пифагор словом «дружба» обозначил принцип гармонии, единения в мире всех со всеми, а Эмпедокл обобщил, что любовь – φιλία является, наряду с ненавистью и враждой – νεῖκος, универсальным законом Космоса10.

В период Римского господства вертикальные иерархические отношения заменили идеи дружбы-равенства. Однако тоска по подлинным отношениям, осознание несовершенства самого человека и общества в целом привела к всплеску нового интереса к этическим ценностям, что отразилось в литературе, политике и философии к началу нашей эры.

Понятие дружбы в Ветхом Завете по переводу LXX

Иудаизм внес в понятие «дружба» новый смысл, не затрагиваемый греческой литературой. Ветхий Завет подчеркивает призвание людей к «хождению пред Богом». Это понятие приобретают «вертикальное» значение. Господь, избрав Себе народ и заключив с ним Договор на Синае, требует от народа неукоснительного исполнения Закона. Поэтому все отношения к ближнему, в том числе проявления любви и дружбы, Израиль должен согласовывать с Законом. В отличие от античности, дружба с Богом возможна. Во Втор 6:24-25 мы видим, что любить самого себя – это бояться Господа и исполнять Его заповеди. Бог остается верен и милостив к чтущим Его людям (Втор 7:9). В Писании находятся и примеры дружбы с Богом. Образцом могут служить отношения подлинной дружбы, которую испытывает Бог к своим друзьям Аврааму (2 Пар 20:7) и Моисею («Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как говорят с другом» (Исх 33:11). Праведность является условием дружбы с Богом на примере Авараама и Моисея. В Законе есть прямое указание иметь дружеские отношения со всеми, особенно со своим народом. Недостижимой вершиной таких отношений, заданных Богом, стала заповедь «любить ближнего как самого себя» (Лев 19:18). Но все это относится исключительно к отношениям внутри народа Израиля. На иноплеменников-язычников эти качества могут не распространяться. Антитеза дружбы в Ветхом Завете дополняется отведением с Господнего пути (Втор 13:6-9; Притч 22:24, 25). Ветхий Завет нам показывает лишь редкие примеры персонажей исключительных качеств – это умеющие дружить Давид и Ионафан. Любовь Ионафана к Давиду, скорее больше, чем к себе. Он передал символы царской власти другому, другу. Он умалился перед Давидом, все отдал ему, явно исполняя волю Божью. Истинный друг в этом библейском понимании тот, кто из любви поставил друга выше, презрев одно из условий эллинской идеальной дружбы – равенство. Междуплеменная дружба между Руфь и Ноеминь (см. Руфь 1:6-18; 2:19-3:5; 4:13-17) расширила границы дружбы до близких отношений с иноплеменником и бывшим родственником – редкое явление в еврейских Писаниях. Руфь показала «безумную любовь» к Ноемини «как прообраз человеческих отношений вообще»11.

Эти примеры человеческой дружбы (любовь к другу больше, чем к себе, любовь к иноплеменнику и разделение его жизни) превосходят рамки требуемых Законом взаимоотношений, что в ходе истории оказывается промыслительным. Эти истории показывают нам, что дружба в своем пределе рождает Мессию – Христа.

В межзаветный период понимание дружбы дополнилось взаимоотношениями внутри последователей школ изучения Торы. Мы даже читаем про друзей, честь которых должна стоять выше, чем благоговение перед Богом (Ab., 4, 12)12.

Тема дружбы в Евангелии от Луки

В первых стихах евангелист Лука обращается к Феофилу («любящему Бога»), настраивая читателя слушать любящим сердцем. Участников взаимоотношений φίλος в уже известном нам использовании в Евангелии от Луки, мы находим в значении гостя-соседа (Лк 11:6), близкого друга (Лк 11:5, 8, 15:6) и приятеля (Лк 23:12), ближнего, родственника (Лк 14:12; 15:6, 29; 21:16), сотрапезника (Лк 7:34), свиты влиятельного человека (Лк 7:6; 16:3-9).

Классическое понятие «друг-ближний» (πλησίον) Лука кардинально изменяет и расширяет, когда показывает Иисуса в общении с мытарями (19:2-28), прокаженными (5:12), грешниками (5:20) и даже грешными «нечистыми» женщинами (8:43-48); милующего и постоянно исцеляющего в субботу, подчеркивая, что милость и любовь выше закона (6:8-10). Притча о милосердном самарянине (10:30-37) – центральная тема ближнего у Луки. Здесь меняется классический мотив избираемости, подобности, равности ближнего в зависимости от его приятности, чистоты, принадлежности к «своим». Здесь ближний тот нуждающийся в твоей помощи, кому ты сам оказал милость. В «Заповедях блаженства» (Лк 6:20-23) Христос переворачивает законы человеческих взаимоотношений, ставя любовь и милость выше закона. Христос как лучший Друг очищает и исцеляет грешников, больных, «нечистых» (5:12-16, 17-26; 6:6-11; 8:26-39; 8:43-48; 9:37-49; 11:14-23; 13:10-17; 17:11-19; 18:25-43; 19:02-28). Взаимность между участниками отношений становится результатом дружбы, а не мотивацией. Принцип равенства Христос меняет. Дружеские отношения предполагают взаимное самоумаление перед другом (Лк 14:11). Лука (17:33 как Мк. в 8:34) показывает, что любить собственную жизнь, дружить с самим собой – это, прежде всего, следовать за Иисусом и тем самым сохранять её. Всем, кто разделяет с Ним трапезу и слышит Его Слово, Христос как Друг дарит прощение и исцеление от болезней, подтверждая древнюю пословицу, что друг – самый лучший лекарь. Исцеленные друзья Иисуса сами становятся источниками любви для окружающих, так как Иисус призывает любить друг друга, как Он возлюбил.

Стоит отметить, что в Евангелии от Луки и Иоанна Иисус использует обозначение φίλοι, когда он учит учеников их будущим задачам и судьбе (Лк 12:1-5, Ин 14:26). Согласно Ксенофонту, Сократ говорил, что врагов надо «превосходить во зле» (Mem. 2.6.35), а не любить. Абсолютно новое в понятии дружбы как античной, так и ветхозаветной в Новом Завете – это любовь к врагам как вершине человеческих отношений. Христос призывает не только не делать врагам зла, но даже любить врагов и делать добро «ненавидящим вас»(Лк 6:27, 35). Он Сам молится Отцу на Кресте о них (23:34), исцеляет раба, который пришел его схватить (Лк 22:49-51).

В отличие от сомнений Аристотеля о дружбе между людьми и богами и в дополнение к Закону Моисея у евреев, основание отношений дружбы с Богом в христианском понимании иное. Это основание не заслуги, не праведное поведение, не жертвоприношения, призванные соединить с божеством. Сам Богочеловек Иисус Христос называет своих учеников друзьями, и возможность быть другом Бога является следствием безграничной любви Бога, а не причиной. Классическая характеристика дружбы «у друзей все общее», приобретает новый, «вертикальный» смысл. Общая жизнь, проживание, общение теперь происходит не как разделение общей земной жизни, но и как общение в Боге Его друзей, имеющих «часть» со Христом. А. С. Хомяков утверждал, что «…не авторитет Богне авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его…»13.

Тема дружбы в Евангелии от Иоанна

У Иоанна участники взаимоотношений – это Христос и любимый ученик, посвященный в тайну Отца. Как отношения Сына с Отцом, так и отношения Иисуса и его последователей отражают единство («виноградная лоза и ветви», Ин 15:1-8; пребывание Ин 14:10, 11 и т.д.), взаимность («Слова, которые Ты дал Мне, Я дал им:» Ин 17:08, и т.д.), и наибольшей степени равенство возможно между Иисусом и «сынами Божиими» (Ин 13:01; Ср. 1:12, и т.д.). Любимый ученик здесь являет собой образ друга Христа. Для евангелиста Иоанна друг Христа — это тот, кто делает то, что заповедал Иисус (Ин 15:14) и кто непосредственно вовлечен и посвящен в тайну спасения (Ин 15:15)У Иоанна (15:19, Ин 17:14; 8:23) используется оригинальное значение φιλέω, «любить то, что принадлежит или является собственным». Иисус и Его ἴδιοι (свои) (в Ин. 13:1: ἀγαπήσας τοὺς ἰδίους) являются равными, cвоими. Он как к равным предъявляет требование о безоговорочной любви и готовности для исполнения обязательств (Ин 14:15, 21, 23; 15:9). Новое понимание внесено в идеальные качества друга в вопросе о добровольном самопожертвовании ради друга, так как Христос пошел на крест добровольно (Ин 10:18). Пожертвовать собой, «положить душу свою» ради «друзей своих» (Ин 15:13) – это не доблестная смерть героя за идею ради высокой цели, а спасение, причем для самого жертвователя. Парадоксальным образом человеческое «нормальное» понятие любить себя в Ин 12:25 означает отказ от себялюбия, как отказ от защиты своих прав или от самооправдания. Это является спасением (Ин 12:25) и приносит много плодов (Ин 12:24). Он призывает к этому своих друзей (Ин 11:50;18:13). Друг по правилам античности должен быть испытан. Друзья Иисуса не все проходят испытание. Троекратное отречение Петра, а затем его покаяние показывает нам, что возможно возвращение дружбы в общение с Другом, если друг осознал предательство и покаялся. Особой формой дружбы, отличающейся от остального круга друзей Иисуса, отмечены два персонажа Евангелия от Иоанна – любимый друг Лазарь (Ἴδε πῶς ἐφίλει αὐτόν)(11:36; 11:3, 5) и «ученик, которого любил Иисус» (13:23; 20:2, 21:7, 20). Интересно, что только одно слово во всем Новом Завете ἑδάκρυσεν (тихо прослезился, от δακρύω) (Ин 11:35) (а не κλαίω – громко плакать, рыдать) употребляется Иоанном в сцене, когда Иисус по-человечески скорбит из-за смерти любимого друга. Лазарь ни разу ничего не говорит в Евангелии, мы почти ничего о нем не знаем, кроме того, что Иисус любил его, называл его Своим другом, любил его сестер Марфу и Марию, бывал у них дома. Поразительна сцена воскрешения Лазаря (11:43-44). Нам дается знак, что любимые друзья воскрешаются Иисусом, нам дается «углубление веры через опыт смерти»14. Только увидев воскресшего Лазаря, ученики окончательно уверились, что Иисус не обещает в будущем жизнь, а воскрешает сейчас. Дружба в Евангелии от Иоанна подразумевается во взаимных отношениях любви между Богом, Христом и учениками. Христос как Друг готов жертвовать Собой ради друзей, и следование по Его Пути является спасением. Особую любовь Иисус проявляет к Своим избранным друзьям, которым доверяет все, что есть у Него Самого, а именно Любовь Отца. Эту любовь Иисус дарит своим ученикам. Образцом каждого ученика, «возлежащего на груди Бога», может служить «любимый ученик» Христа. Этот ученик может стать примером христианского свидетеля. Евангелие нам показывает, что верить в Иисуса – значит любить Его как своего Друга.

Таким образом, Иисус Христос доводит до совершенства ту форму человеческих отношений, о которой идеалистически мечтал греко-римский мир, которую чаял Ветхий Завет, Сам являет собой подлинного Друга каждому и дает путь и возможность строить братские, дружеские отношения между христианами.

_________________

1 «Ὃ δὲ μὴ ἀγαπῴη, οὐδ’ ἂν φιλοῖ» (Plat.Lys. 215).

2 Аристотель. Никомахова Этика // Сочинения: в 4 т. / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской. Общ. Ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1984. Т. 4, 219.

3 Stahlin,121.

4 Аристотель. Никомахова Этика // Сочинения: в 4 т. / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской. Общ. Ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1984. Т. 4, 221.

5 Там же, 221-223.

6 Аристотель. Никомахова Этика // Сочинения: в 4 т. / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской. Общ. Ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1984. Т. 4, 223.

7 Аристотель прямо называет это пословицей: «ό ... φίλος βούλεται είναι, ώοπερ ή παροιμία φησίν, Ηρακλής άλλος, άλλος οδτος» (Eth. EUD., VII, 12, 1245a,29 F) [там же] [русск. текст см. Аристотель. Никомахова Этика // Сочинения: в 4 т. / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской. Общ. Ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1984. Т. 4, 251].

8 O’Leary, 2.

9 μία φιλίας συμπλοκή (Ep. 6,332b).

10 Мотив космогонического Эроса продолжается в «любви» (φίλότης) и познаётся подобно человеческой любви (Emped.Fr.,17,7.20), или «Афродите», как силе, соединяющей элементы. Позже Лукреций пишет в гимне к Венере, которая «одна правит природой вещей» (Lucretius. De rerum natura, I. 21). В элегиях Аристотеля мы находим φιλία как одно из многих имен богини Исиды [Stahlin, 150].

11 Шмаина-Великановa, 197

12 Наиболее значительные примеры тесного и всеобъемлющего общения в иудаизме этого периода можно найти в Кумране. Как следует из названия, община – κοινωνία (Philo Omn. Prob. Lib, 84 и 91) или τό κοινωνικόν (Jos Bell., 2, 122) является главным признаком секты. Но действительно ли это общение друзей? О ессеях говорится φιλάλληλοι των Αλλων πλέον (Jos Bell., 2, 119), одной поговоркой, с которой древние описали суть дружбы, говоря, что они показывают больше взаимной дружбы, чем другие группы в иудаизме. Фίλοις πάντα κοινά осуществляется полностью в Кумране, как нигде в древности, πάντα действительно относятся к каждому аспекту жизни, кроме женитьбы. Ни в каком другом сообществе мы не находим таких, подлинно общих жизни, питания (Philo Omn. Prob. Lib., 86, 107), знаний, талантов, способностей и труда. Все это принадлежит к πάντα κοινά (ср. 1 QS 1:11, Philo Omn. Prob. Lib, 84) [Stahlin, 157].

13 Хомяков, 54.

14 Браун Р. Беседы с евангелистом Иоанном, 53.