Перейти к основному содержимому
Нина Глазунова
Санкт-Петербург, РХГА

Театр у иезуитов как функциональный элемент формирования личности

ХХ Сретенские чтения, секция религиоведения
Общество Иисуса уделяло большое внимание «искусству слова», что и обусловило появление театральных постановок в их образовательной системе. Иезуиты сформировали универсальную теорию школьной драмы, которая впоследствии использовалась, и используется, по сей день во многих учебных заведениях, принадлежащих Обществу Иисуса по всему миру, включая Россию.

Театральные представления были и остаются неотъемлемой частью религиозно-образовательного процесса в учебных заведениях Общества Иисуса, начиная с середины XVI в., когда каждый учебный год заканчивался театральным представлением1.

Иезуитское театральное искусство должно учить и возвышать людей к Богу, являясь инструментом не только обучения, но и воспитания духовности, формирования личности в целом, что производило огромное впечатление, и было чрезвычайно успешно с эмоциональной, духовной и моральной точек зрения. Таким образом, осуществлялась основная цель воспитания – направление к Богу, что является важнейшей из целей искусства для иезуитов. Иезуитская драма стоит на почве католического богослужения и взглядов Католической церкви. Каждая драма должна была служить цели доказательства какой-либо истины, подобно проповеди. Искусство должно быть функциональным и приводить к Богу.

Миссионерская деятельность Общества Иисуса как процесс глобализации и взаимодействия с мультикультурными пространствами позволила иезуитам, благодаря интеллектуальным центрам везде, где бы они ни оказались2, распространить свои духовные ценности в самые дальние уголки нашей планеты, собрав вокруг себя разнородные вселенные различных типов и форм. Благодаря общему мировоззрению и установленным нормам воспитания, проявился наднациональный характер театра иезуитов — учитывающий особенности времени и стран.

К сожалению, в настоящее время искусство создаётся ради искусства. Как сетовал выдающийся Пикассо, «искусство сегодня повёрнуто внутрь самого себя, потому, что художник живёт в башне из слоновой кости, и потерял всякую связь с человечеством»3. «Художник отстранён от реальности, разучился посредством своих творений разговаривать с Богом и другими людьми, общается лишь с самим собой, существует сам по себе, обрекая себя на одиночество»4.

Самое эффективное из искусств в образовательно-воспитательном ключе является театр. Драматические представления, в полном смысле этого слова, были широко распространены в учебных заведениях Западной Европы с XII в. Начиналось всё со школьных диалогов, как переходной ступени к настоящим драмам, содержащим нравоучительные аллегории – противопоставления доброго и злого начала. Темы сюжетов основывались на библейской истории, сценах из жизни Христа и Святых, языческой и античной мифологии, древней истории, «современных» событиях – проинтерпретированных в рамках Католической доктрины. «В театрально-драматическую форму облекались религиозные и моральные идеи, какие стремились привить своим питомцам педагоги»5 Общества Иисуса.

Из года в год учащиеся учебных заведений Общества Иисуса практиковались в сценическом искусстве. В каждом классе периодически исполнялись театральные представления, а профессора риторики должны были ежегодно писать драмы. Для это писались небольшие пьесы на какую-нибудь подобающую школе тему, например: о лености, о прилежании, скромности, аккуратности и т.п. Предшественниками этих пьес были диалоги6, разговоры между преподавателем и учениками о предметах нравоучительных или о школьном быте. Согласно требованиям школьной теории драмы, выработанной иезуитской поэтикой, пьеса делится на «пять актов, пролог, эпилог, хор после каждого действия и интерлюдии»7.

Иезуиты уделяли большое внимание развитию школьной драмы, придавая представлениям как можно больше блеска и привлекательности, как следствие, драма иезуитов расцвела, достигла как визуального, так и содержательного, более того – технического совершенства в эпоху барокко.

Изначально представления были только на латыни, но со временем приобретали местную языковую окраску. Иногда существовали пояснительные прологи на местных языках. Первоначально не было женских персонажей или костюмов. «По мысли «Учебного плана» (Ratio Studiorum), диалоги и драмы должны быть не более как практическим применением тех правил поэзии, красноречия и искусства, какие изучались в классе, чтобы впоследствии бывшие ученики могли легче ими воспользоваться в общественной жизни»8.

Важную роль играла музыка, от простых песен и мелодий до постановок, требовавших большого оркестра и хора. Для театра Общества Иисуса было характерно: изящество форм, драматическая сила и напряженность, реалистическая верность действительности — всё это привлекало внимание избранного общества.

Иезуиты-драматурги были умелыми практиками театрального дела, знали свою сцену, своих исполнителей и свою публику и стремились обдуманно воздействовать на человеческий разум и чувства средствами визуальных образов и звуков, наполненных продуманным содержанием и, тем самым, успешно достигали своей цели. Среди воспитанников учебных заведений Общества Иисуса были такие выдающиеся драматурги как: Мольер, Пьер Корнель, Вольтер, Педро Кальдерон де ла Барка, Лопе де Вега, Тирсо де Молина и др.

Теория школьной драмы иезуитов легла в основу развития и успехов9 Русского театра. Как отразилось влияние театра Общества Иисуса на театральные представления в России можно увидеть на примере пьесы «Actus Xenialis pro die Trium Regum» «Справедливость вручает Мудрости управление миром, так как на небе творятся разные чудеса, предвещающие новый порядок вещей; Мудрость не принимает поручения, желая знать причины; тогда маршалик вводит двух пастухов, которые и рассказывают, как им явился ангел, как они ходили в Вифлеем, как на возвратном пути встретили царей, так же шедших на поклонение Новорождённому… Мудрость сидит на троне, к ней являются послы от трёх царей благодарить за то, что она помогла им понять небесное знамение; затем выступает Мир и убеждает Справедливость остаться у власти; то же делает Слава, которая обещает Справедливости свою помощь»10.

Упорный труд, строгая дисциплина, мужественное преодоление препятствий, высокие моральны качества, целенаправленное стремление к овладению знаниями — вот, что лежало в основе иезуитского воспитания, составной частью которого, были театральные постановки. В представлениях иезуиты видели новое средство развития в сердцах учащихся возвышенных чувств — мужества и постоянства как добродетелей и отвращение к пороку, давая тем самым религиозное и общественное воспитание. Преподаватели Общества Иисуса усматривали в сценических представлениях мощное средство пропаганды своих идей в обществе путём их укоренения в среде подрастающих поколений и публичного просвещения их и зрителей, попадающих в пространство данных действий.

Театральное искусство — это пространство коммуникации. Это сплав теологии, философии, истории, эстетики, науки и техники. Искусство театра воспитывает и обогащает внутренний мир. Театр – это естественная созидательная сила для тех, кто хочет установить взаимопроникающую связь между миром искусства, наполненным духовными смыслами, и человеком.

«От сердца к сердцу, идёт разговор загадочным образом, и это художник (в широком смысле этого слова), у которого есть ключ к разгадке этой тайны. Он может коснуться истоков человеческого сердца и освободить энергии души, о которых остальной мир и не подозревает»11 Генерал Общества Иисуса – Педро Аррупе.

__________________

1 Proot G., Verberckmoes J. Japonica in the Jesuit Drama of theSouthern Netherlands. // Bulletin of Portuguese – Japanese Studies, 5. –Portugal: Universidade Nova de Lisboa, 2002, – P. 27.

2 The Jesuits: Cultures, Sciences and the Arts, 1540-1773. – University of Toronto Press, 1999. – P. 233.

3 Clement J., McNaspy S. J. Art in Jesuit Life. // Studies in the Spirituality of Jesuits. V. 3. April, 1973. – P. 90.

4 Там же.

5 Резанов В.И. К истории Русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов. – Нежинь, 1910. – С. 377.

6 Там же. – С. 114

7 Резанов В.И. Из истории Русской драмы. Школьные действа XVII-XVIII вв. И театр иезуитов. – М.: Синодальная Типошрафия, 1910. – С. 340.

8 Резанов В.И. К истории Русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов. – Нежинь, 1910. – С. 301.

9 Резанов В.И. Из истории Русской драмы. Школьные действа XVII-XVIII вв. И театр иезуитов. – М.: Синодальная Типошрафия, 1910. – С. 342.

10 Там же. – С. 95.

11 Arrupe. Pedro SJ. Art and the Spirit of the Society of Jesus. // Studies in the Spirituality of Jesuits. V. 3. April. – 1973. – P. 91.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00