Перейти к основному содержимому
Мария Шульгина
Минск, Белорусский государственный университет

Сравнительный анализ деятельности рериховского движения в России и Беларуси

ХХ Сретенские чтения, секция религиоведения

Данная тема выбрана по причине её актуальности. В современном мире существует довольно большое количество материала по теме рериховского движения, но данный материал обычно носит ненаучный, публицистический характер. Количество же соответствующих научных работ чрезвычайно мало, поэтому аналитическое исследование рериховского движения актуально и обусловлено необходимостью составить объективное мнение об учении и деятельности движения. В данной работе проводится оригинальное исследование, которое основывается на анализе первоисточников и имеет целью найти схожести и отличия в деятельности движения на территории двух стран. В задачи работы входит систематическое рассмотрение движения в целом, движения в России и Беларуси на примере конкретных организаций, а также сравнительный анализ полученного материала. В работе используются методы сравнительного анализа и опроса (интервьюирование). Объект исследования – рериховское движение, предмет исследования – схожести и отличия в его деятельности на территории России и Беларуси.

Прежде чем приступать к территориальному рассмотрению движения, следует кратко изложить основные постулаты движения Рерихов. Их можно условно разделить на две части: религиозно-философское учение Елены Рерих и общественная деятельность семьи Рерихов.

Рериховское учение (называемое Агни Йога, или Живая Этика) изложено главным образом в книгах Елены Рерих [1, c. 112]. В основе данного учения лежит постулат, гласящий, что каждый человек после смерти перерождается согласно закону кармы: чем более совершенную жизнь он вёл, тем более совершенным он родится в будущем [2, с. 9-10]. Стремясь к совершенству, человек становится на путь космической эволюции и может перейти на другой духовный план, став сверхсуществом. Такими существами, как гласит учение, являются духовные Учителя, которые достигли высоких ступеней эволюции и помогают другим подняться на их уровень [2, с. 27-28].

Деятельность семьи Рерихов в основном была направлена на изучение и защиту культуры в целом и культуры Востока в частности. В ходе Центрально-Азиатской экспедиции 1924-1928 гг. была собрана коллекция археологических памятников Тибета, был создан Гималайский Институт научных исследований, просуществовавший вплоть до второй мировой войны [3, c. 211, 219, 266]. В 1935 г. в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики был подписан Пакт Рериха – международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников [4].

Постепенно стала возникать потребность в популяризации идей семьи Рерихов и их культурного наследия, что привело к появлению различных рериховских обществ, большая часть которых создавалась в России. Объём данной работы позволяет рассмотреть лишь основные центры российского рериховского движения. Основным является Центр, расположенный в Москве.

Идея создания в Москве Международного Центра Рерихов (МЦР) была высказана ещё в 1972 г. сыном Николая Рериха Святославом. Но по причине идеологического прессинга со стороны СССР воплощение полноценное открытие Центра, директором которого стала индолог и близкий друг Станислава Николаевича Л.В. Шапошникова, стало возможным только в 1994 г. [5]. Центр имеет множество различных отделов и направлений работы, среди которых можно выделить несколько основных. Постоянная экспозиция музея имени Н.К. Рериха состоит из нескольких залов и содержит не только картины Николая Рериха, но и фотографии, документы, архивные материалы, археологические памятники, посвящённые рериховскому учению, жизни и деятельности семьи Рерихов [6]. В Фонде музея, собрание которого насчитывает более трёх тысяч предметов, хранятся произведения искусства, созданные или собранные семьей Рерихов, и их личные вещи [7]. Отдел рукописей занимается хранением и систематизацией документов, связанных с Рерихами. На данный момент отдел хранит около 13 тыс. письменных документов и значительное количество фотоматериалов [8]. Публикаторский отдел издаёт архивные материалы, малоизвестные работы Рерихов, труды исследователей их творчества [9]. В библиотеке Центра включает в себя, помимо творчества Рерихов, литературу культурологической, исторической и естественнонаучной направленности [10]. В 2001 г. под началом Ш.А. Амонашвили при МЦР был создан Международный Центр Гуманной Педагогики, предоставляющий педагогам семинарские курсы повышения квалификации. В основе центра лежит стремление привнести в педагогическую практику элементы рериховского учения, в частности: идею Творца, идею бессмертия духа и его устремленности к вечному усовершенствованию [11]. В 2004 г. открылся Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, объединяющий «представителей естественных и гуманитарных наук, а также западную и восточную мысль, научные и метанаучные способы познания» [12]. С 1992 г. МЦР ежегодно проводит международные конференции на рериховскую тематику [13]. Значительная часть усилий Центра направлена на защиту наследия Рерихов; на этой почве у него часто возникают конфликты с различными организациями. По мнению работников МЦР, «силы, олицетворяющие тоталитарное мышление, развернули настоящую информационную войну против Рерихов. В ней принимают участие отдельные писатели, журналисты, ученые, служители Русской Православной Церкви (РПЦ) Московского Патриархата»; используются «различные психологические методы обработки массового сознания». В качестве примера подобных противостояний можно привести конфликт с государственным музеем Востока по поводу принадлежности материалов музея и конфликт с московским издательством «Сфера» по поводу прав на дневники Е.И. Рерих [14]. Много внимания уделяется защите рериховского учения: к примеру, на официальном сайте МЦР можно найти список публикаций, озаглавленный «Церковь против Рерихов» [15]. В то же время и другие члены рериховского движения выдвигают Центру свои претензии – в основном, упрёки в приватизации той или иной части наследия Рерихов, например, символа Пакта Рериха [16].

Кроме московского, на территории России существует ещё несколько значительных центров рериховского движения.

В Санкт-Петербурге находится Государственный Музей-институт семьи Рерихов, хранящий около 15 тысяч предметов, связанных с жизнью и творчеством Рерихов, таких как:  личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и др. Также проводятся экскурсии, выставки современных художников, школьные программы, семинары и встречи [17].

Движение «Уральский магнит» выпускает одноименный альманах [18] и проводит одноименные фестивали на открытом воздухе. Участники движения посещают различные выставки и конференции, организуют походы [19].

Сибирское Рериховское Общество охватывает целый комплекс различных институтов. В Новосибирске находится музей Рериха и строящаяся часовня Сергия Радонежского, в Верх-Уймоне, кроме музея Рериха, располагается культурный комплекс «Наследие Алтая» и дом творчества «Наследие Мастеров» [20]. При обществе создан Издательский Центр «РОССАЗИЯ», издающий, кроме прочего, журнал «Восход», в котором освещаются «вопросы Учения Живой Этики, творческого наследия семьи Рерихов, а также вопросы педагогики, этики, философии и культуры» [21]. Под эгидой общества проводятся Международные Рериховские Чтения, посвящённые различным направлениям науки и искусства [22].

Итак, рассмотрев основные черты рериховского движения в России, можно сделать следующий вывод: главным образом движение сконцентрировано в нескольких больших центрах. Деятельность центров имеет много общих черт и в основном сводится к преставлению, популяризации и защите как рериховского наследия, так и культурного наследия человечества через проведение выставок, семинаров и других мероприятий, а также издание литературы. Однако, каждый из центров обладает достаточно большой степенью автономности, и между некоторыми из центров имеют место определённые разногласия.

В Республике Беларусь движение Рерихов также существует, хотя количество центров движения гораздо меньше. Тем не менее, центры сотрудничают между собой, что обеспечивает эффективное выполнение поставленных задач. Координация действий движения, как правило, осуществляется отделением Международного Центра Рерихов.

Белорусское отделение МЦР занимается изучением и популяризацией идей Рерихов, а также культурным образованием населения через проведение выставок, концертов и других мероприятий. В его задачи входит укрепление международных культурных связей, изучение, популяризация и развитие белорусской культуры и творчества в разнообразии их проявлений, содействие возрождению народных художественных промыслов [23]. Отделение действует в нескольких городах по всей Беларуси. Его председатель – Базылева Наталья Александровна [24]. В плане проведения выставок Белорусское отделение активно сотрудничает с Музеем великой Отечественной Войны города Минска [25, 26]. По свидетельству автора данной работы, на выставке можно было купить репродукции картин, а также книги авторства Николая и Елены Рерихов и сторонников учения Живой Этики. Белорусское отделение участвует в конференциях и иных мероприятиях, так или иначе связанных с деятельностью семьи Рерихов. 17 февраля 2012 года при сотрудничестве Международного университета «МИТСО», Белорусского отделения МЦР и Белорусского фонда Рерихов в лекционном зале музея ВОВ была проведена Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие: философские, исторические, юридические аспекты», на которую были приглашены участники из Украины, Болгарии,  Азербайджана, Индии [27, с. 1-3]. Белорусское отделение МЦР имеет представительства и в других городах Беларуси: Сморгони, Бресте, Светлогорске, Лиде [24].

С Белорусским отделением тесно сотрудничает общественное отделение «Адамант» во главе с Н.Б. Павленко. Цели отделения – развитие человека, восстановление природной, культурной, социально-психологической среды его обитания, разработка и внедрение программ на основе экологии и культурных ценностей [28]. Отделение проводит выставки, поэтические вечера и другие культурные мероприятия, изучает творчество знаменитых деятелей науки и культуры, а также занимается защитой творческого и культурного наследия Рерихов и других представителей мировой культуры и науки [29, 30]. В будущем планируется дальнейшее распространение «научных открытий, расширяющих мировоззрение людей, понимание ими необходимости сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения, осмысления целей и задач жизни и эволюции» (см. Приложение).

Другая рериховская организация Беларуси – республиканское Общественное Объединение «Белорусский фонд Рерихов». Основная его цель – содействие развитию и охране ценностей культуры. [31]. Председатель Фонда – И.Г. Возмитель [32]. Фонд сотрудничает с белорусским отделением МЦР, проводит совместные выставки и конференции [26, 27]. Из самостоятельных выставок Фонда можно отметить выставку «Бхарата», на которой были представлены работы члена совета Белорусского фонда Рерихов, художника Александра Рымарчика (Гродно). Культурные акции, посвященные культуре Индии, Белорусский фонд Рерихов проводит ещё с 1990 года [33]. По словам председателя Белорусского отделения Натальи Базылевой, некоторые из бывших руководителей Белорусского Фонда Рерихов были насторены против Международного Центра Рерихов, так как считали, что наследие семьи Рерихов должно принадлежать не Центру в Москве и его директору Людмиле Шапошниковой, а музею имени Рериха в Нью-Йорке и его директору Даниэлю Энтину. Но люди, поддерживавшие Энтина, около пяти лет назад покинули Фонд, поэтому в настоящее время препятствий для сотрудничества Белорусского отделения МЦР с Фондом не существует.

Рассмотрение деятельности движения Рерихов в Республике Беларусь позволяет заключить, что движение популяризирует ценности культуры и идеи Рерихов через проведение соответствующих выставок, организацию семинаров и распространение литературы на рериховскую тематику. Различные центры движения тесно сотрудничают друг с другом и часто проводят совместные мероприятия.

Сравнив деятельность движения Рерихов в России и в Беларуси, можно заметить, что она имеет общее направление и одинаковые пути реализации своих целей: и в России, и в Беларуси идеи и достижения семьи Рерихов популяризируются главным образом через выставки и распространение литературы, а также через конференции, семинары, встречи, концерты и другие мероприятия. Однако заметны и различия: российское движение обширнее белорусского и имеет более развитую структуру: в него входят несколько музеев и культурных центров, оно имеет много различных направлений деятельности, в то время как движение в Беларуси имеет не так много центров и охватывает не так много направлений деятельности. Тем не менее, центры движения в России более отделены друг от друга и между ними нет такого тесного сотрудничества, как между белорусскими центрами, а в некоторых случаях существует даже определённое разногласие.

Наиболее вероятно, что данные различия обусловлены следующими причинами: во-первых, территория России гораздо больше территории Беларуси, поэтому установить тесные взаимоотношения между организациями в таком количестве и на таком расстоянии друг от друга гораздо сложнее; во-вторых, белорусское движение Рерихов представлено главным образом отделением МЦР, в то время как движение в России имеет более богатую историю.

 

Источники и литература

1          Рериховское движение: актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте: материалы Международного общественно-научного симпозиума, Москва, 22 июня 2002 г. / Международный совет рериховских организаций.  – М., 2002 г. – 276 с.

2          Хейдок, А. П. Что такое Агни Йога / А.П. Хейдок. – Ленинград, 1990. – 35 с.

3          Непрерывное восхождение: Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова: в 2 т. / Международный Центр Рерихов; сост. К.И. Молчанова. – М.: МЦР, 2001. – 2 т. – т. 1. – 562 с.

4          Пакт Рериха [Электронный ресурс] / Международный Центр Рерихов. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www. icr.su/rus/evolution/pact. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

5          Становление Музея [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/ museum/history/formation. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

6           Экспозиция Музея имени Н.К. Рериха [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/museum/layout/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

7          Музейный фонд [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/museum/museum_fund/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

8          Отдел рукописей [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/departments/manuscripts/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

9          Публикаторский отдел [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/departments/publication/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

10      Научная библиотека [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/departments/library/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

11      Центр Гуманной Педагогики [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/departments/human/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

12      Объединенный Научный Центр проблем космического мышления [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/onckm/istoriya-sozdaniya/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

13      Международные конференции [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

14      Защита имени и наследия Рерихов [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

15      Церковь против Рерихов [Электронный ресурс] / МЦР. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/church/. – Дата доступа: 04. 02. 2014.

16      Ограбление Рерихов - правда об «мцр» и его сообщниках [Электронный ресурс] / «Восточное Рериховское Общество «Урусвати». –  2004. – Режим доступа: http://www.urusvati.ru/or/or57.htm. – Дата доступа: 06. 02. 2014.

17      О Музее [Электронный ресурс] / Музей-институт семьи Рерихов. – Санкт-Петербург, 2010. – Режим доступа: http://www.roerich.spb.ru/page/o-muzee. – Дата доступа: 06. 02. 2014.

18      Альманах [Электронный ресурс] / Уральский магнит. – 2008. – Режим доступа: http://uralmagnit.ru/almanah. – Дата доступа: 06. 02. 2014.

19      События [Электронный ресурс] / Уральский магнит. – 2008. – Режим доступа: http://uralmagnit.ru/events-1948. – Дата доступа: 06. 02. 2014.

20      Карта сайта [Электронный ресурс] / Объединённые сайты Сибирского Рериховского Общества. – Режим доступа: http://sibro.ru/map/. – Дата доступа: 06. 02. 2014.

21      Издательский центр РОССАЗИЯ [Электронный ресурс] / Объединённые сайты Сибирского Рериховского Общества. – Режим доступа: http://rossasia.sibro.ru/. – Дата доступа: 06. 02. 2014.

22      Чтения и конференции [Электронный ресурс] / Объединённые сайты Сибирского Рериховского Общества. – Режим доступа: http://sibro.ru/reading/. – Дата доступа: 06. 02. 2014.

23      Об организации [Электронный ресурс] / Отделение МОО «МЦР» в РБ. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.icr.by/index.php?option=com_k2&view=item& layout=item&id=19&ItemIt=3&lang=ru. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

24      Контакты [Электронный ресурс] / Отделение МОО «МЦР» в РБ. – Мн., 2010. – Режим доступа: icr.by/option=com_k2&view=item&layout=item&id=20&Itemid=13& lang=ru. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

25      «Заповедная Страна» [Электронный ресурс] / Белорусский государственный музей истории ВОВ. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.warmuseum.by/ exhibitions/~group=2~year=2008~page=1~id=366. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

26      Выставка «Русь-Гималаи» в Музее Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Международный университет «МИТСО». – Минск, 2008. – Режим доступа: http://mitso.by/component/content/article/1-latestnews/ 14986-vystavka-nkrerixa-rus-gimalai-v-muzee-velikoj-otechestvennoj-vojny. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

27      Культурное наследие: философские, исторические, юридические аспекты / программа междунар. науч.-практ. конф., Мн., 17. 02. 2012 г. / Международный университет «МИТСО». – Минск, 2012. – 4 с.

28      Описание деятельности общественного объединения «Адамант» [Электронный ресурс] / Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь. – Минск, 2003. – Режим доступа: http://www.ngo.by/projects/art/. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

29      Открытое письмо по поводу статьи А. Грачева из Челябинского филиала Уральского Рериховского общества [Электронный ресурс] / Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://www.roerichs.com/ Publications/Centre-Museum/LVSH_Adamant.htm. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

30      Отзыв от сотрудников культурно-просветительского общественного объединения «Адамант», г. Минск [Электронный ресурс] / Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://www.roerichs.com/ Publications/Grani/minsk1.htm. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

31      Главная страница [Электронный ресурс] / Белорусский фонд Рерихов. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://archive.is/Qms6. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

32      Контакты [Электронный ресурс] / Белорусский фонд Рерихов. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://belfondroerichs.narod.ru/contacts/. – Дата доступа: 07. 02. 2014.

33      Архив событий [Электронный ресурс] / Белорусский фонд Рерихов. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://belfondroerichs.narod.ru/arhiv_sobitii/. – Дата доступа: 07. 02. 2014.


Приложение

Интервью с председателем культурно-просветительского общественного объединения  «Адамант» Павленко Николаем  Борисовичем

– Ваше общество сотрудничало с различными музеями, выдающимися музыкантами. Как проходило сотрудничество и насколько оно было продуктивным?

– Сотрудничество было плодотворным. Творческие люди хорошо отзываются на идеи, способствующие выражению лучших порывов души. К тому же, для них это является возможностью проявить их собственный талант нести людям воодушевляющее начало музыкальным образом. Необычность концертов, состоящая в совместном исполнении стихотворений поэтов Серебряного века, одновременного показа созвучных картин художников привлекает очень много людей, ищущих культурного общения.

Залы всегда были полные. Для нас (как и для всех) это еще одна возможность культурного самообразования и самопреображения. То же можно сказать по поводу музеев и художников.  Были как-то на одной из конференций доклады на тему «Искусство как метод познания». Это тоже еще один фактор усилий в этом направлении.

Единственная особенность – в работе музея им. Н.К. Рериха в Москве. Его генеральный директор Л.В. Шапошникова реализует идею Рерихов о Музейоне – то есть, это учреждение выступает как крупный культурный центр, в котором проходят концерты, выставки, лекции на самые разнообразные темы, так или иначе связанные с развитием культуры. Музей входит в состав МЦР – международной общественной организации, ассоциированной с деятельностью подразделений ООН, является членом объединения Российских музеев.  Чрезвычайно важным фактором является то, что ежегодно в нём проходят международные конференции, посвящённые основным проблемам развития культуры, науки с точки зрения основных современных проблем человечества.

– Было ли сотрудничество с другими рериховскими организациями, что оно дало Вам и Вашим сотрудникам?

– Мы стараемся по возможности  предоставлять друг другу выставки художников, делимся статьями, ездим на выставки и конференции.

– Каким Вы представляете дальнейшее развитие Вашей организации?

– В решении вышеперечисленных задач, в сотрудничестве с организациями, способствующими культурному росту людей, в распространении научных открытий, расширяющих мировоззрение людей, понимание ими необходимости сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения, осмысления целей и задач жизни и эволюции.