Перейти к основному содержимому
Ольга Колесова
Санкт-Петербург, РХГА

Пресвитерианские церкви в Петербурге: история и современность

ХХ Сретенские чтения, секция религиоведения

Введение

Кальвинизм является одним из основных течений Реформации. Это протестантское вероучение было разработано и систематически изложено французским теологом Жаном Кальвином и нашло практическое воплощение в Женеве, Швейцария в середине XVI века. Пресвитерианская Церковь образовалась, как вызов Римской католической Церкви, которая на протяжении более тысячи лет была непоколебима. Кальвин, сыгравший передовую роль в реформации, был убежден, что путь реформирования Католической Церкви лежит в возврате к чистой вере ранней Церкви в системе управления, показанной самой Библией. Кальвинизм подверг реформированию многие основы традиционного католицизма: отвергалась верховная власть Папы Римского и церковная иерархия, единственным авторитетом признавалось только Священное Писание, упростилось богослужение. Из церковных таинств католицизма были оставлены лишь крещение и причащение, понимавшиеся кальвинистами не как таинства, а как символические обряды. В отличие от исторических церквей кальвинисты отвергают пресуществление (изменение субстанции) хлеба и вина в евхаристии, понимая последнюю лишь как некоторое «духовное присутствие» тела Христова. В значительной мере демократизировалось управление в церкви. На первичном уровне существовали независимые друг от друга конгрегации (общины). Ими управляли консистории (сессии), в которые входили пасторы и пресвитеры. Несколько консисторий (не менее 5 общин) подчинялись вышестоящему органу – провинциальному синоду, в свою очередь несколько провинциальных синодов управлялись национальным синодом.

Первое практическое воплощение учение Кальвина получило в женевской общине середины XVI в. Наряду с лютеранством, Кальвин оказался наиболее влиятельным в протестантской среде того времени. Он дал приверженцам Реформации образец организационного устройства и теологическую аргументацию нового порядка христианской жизни.

По мере распространения происходила дифференциация течений в Кальвинизма. Его континентально-европейские последователи обычно именуются реформатами (во Франции — гугенотами). Шотландско-английские кальвинисты образовали течения пресвитерианства и конгрегационализма. С XVII в. Кальвинизм выходит за пределы Европы, становясь идейным основанием различных протестантских сообществ, продолжающих традиции реформатства и пуританизма. Существует международное координационное объединение — Всемирный альянс реформатских церквей, куда входит более 80 тыс. кальвинистских автономных самоуправляющихся конгрегаций.

После смерти Кальвина учение постепенно теряет свой радикализм, все более сближаясь с лютеранством и евангельским христианством. Однако, до сих пор кальвинизм является одним из самых заметных направлений консервативного протестантизма. В настоящее время кальвинизм имеет наибольшее число последователей в Нидерландах, США, Германии, Франции, Шотландии и ЮАР.

Пресвитерианская Церковь – одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Оно отличается от других деноминаций особым методом церковного управления, восходящего к евангельскому устройству первых христианских общин. То есть во главе церкви стоит не только один человек, но несколько его помощников – пресвитеров (пресвитер от греческого presbyteros – старейшина). Главным источников вероучения пресвитерианской церкви является Библия. Пресвитериане верят в Святую Троицу – Триединого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Признают Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, в Котором есть единственная надежда на спасение, прощение грехов и жизнь вечную. Так же, они убеждены, что Писание – единственно верное руководство к нашему спасению и к возрастанию в праведности (2 Тим. 3:15). Все мысли и поступки следует рассматривать через призму Писания.

История Церкви в России

Кальвинизм имеет давние корни в России, к концу XVI века в Москве, Архангельске, Вологде и других важных торговых городах уже существовали Реформатские приходы.

Однако точкой отсчета для укрепления и развития кальвинизма в России явилось основание Санкт-Петербурга, называемого иногда «столицей веротерпимости». Крупнейшими реформатскими общинами были Реформатская Голландская Церковь и Реформатская Церковь, в которую входили немцы и французы.

Как известно, у Петра Великого сложились особые отношения с Голландией. Очевидно, что царь-реформатор с интересом и уважением относился к нуждам прибывших на службу в Россию голландских подданных, в том числе к их религиозным нуждам. В1708 г. на подворье норвежского голландца, стоявшего у истоков основания русского флота, адмирала Корнелиуса Крюйса (1657–1727) была возведена деревянная церковь. От нее ведут свою историю немецкая лютеранская церковь Св. Петра (Петрикирхе), а также французская, немецкая и голландская реформатские церкви, а также и англиканская церковь в Санкт-Петербурге. Поэтому уже в первое десятилетие существования Санкт-Петербурга сформировалась голландская реформатская община, а в 1712 году (другая дата – 1717 год) – основана голландская реформатская церковь. Первым пастором был привезенный в 1704 году в Россию К. Крюйсом немец В. Толле. После смерти последнего в 1711 году в Санкт-Петербург были приглашены пасторы Х.Г. Нациус (который стал первым пастором общины) и И.Г. Соргер, ставший придворным проповедником К. Крюйса.

Пресвитерианская Церковь в России, согласно историческим данным, берет свое начало с 1860 года, благодаря трудам в Ереванской губернии миссионера из Северной Америки – Истона, проповедника Кашамоша (по национальности турок) и дьякона Ешу. Большую работу по образованию первых общин христиан-пресвитериан связано с Яковым Деляковичем Деляковым. Цель их проповедей – чтобы «людьми управлял Христос и Слово Божье». В настоящее время Пресвитерианская Церковь распространена на всей территории нашей страны. Существуют союзы Церквей в г. Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, в средней полосе России и на Дальнем Востоке.

В современном Санкт-Петербурге (13 зарегистрированных церквей, официально именующих себя «пресвитерианскими») и Ленинградской области (2 зарегистрированные церкви) присутствие кальвинистов весьма значительно. Крупнейшим объединением кальвинистов является не имеющий государственной регистрации Совет пасторов пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, объединяющий 15 церквей и миссий (20 коллективных и индивидуальных членов – миссионеров, пасторов, пресвитеров). Значимыми членами Совета являются Миссия «МИР» (Миссия – Иисус России), являющаяся миссионерским проектом южнокорейских церквей, а также Санкт-Петербургская Пресвитерианская Церковь Пресвятой Троицы (пастор Виктор Казанский), также имеющая тесные контакты с миссионерами из Южной Кореи. Совет располагает двумя духовными образовательными учреждениями – Ханаанской семинарией и семинарией Миссии «МИР», осуществляющими подготовку служителей для пресвитерианских церквей. Преподавание ведется в том числе иностранными миссионерами (Южная Корея, США). Большая часть пресвитерианских церквей основаны корейскими миссионерами. Многие прихожане Южно-Корейцы. Не редко бывает и пастор – кореец. В некоторых Церквях есть два вида богослужения: на русском языке и на корейском. Столь значительное влияние южно-корейских миссионеров обусловлено тем, что Южная Корея уже более 120 лет находится в поле зрения американских проповедников и активная религиозная экспансия в постсоветской стране является важной основой вероучения корейских пресвитерианцев. Общим для всех пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга является их активная миссионерская деятельность, внимание к образованию пасторов и служителей (многие получают духовное образование не только в российских семинариях, но и зарубежом). Число прихожан в каждой общине колеблется от 50 до 300 человек. Корейцы могут составлять весьма значительный процент верующих. Миссионерская деятельность направлена, в том числе на граждан, находящихся в сложной социальной ситуации – наркоманов, алкоголиков, заключенных. Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, составляют значительный процент прихожан некоторых общин, а в ряде случаев являются служителями и пасторами. Среди прихожан преобладают лица трудоспособного возраста, в основном от 27 до 42 лет, много несовершеннолетних.

Структура пресвитерианских церквей

В пресвитерианских Церквях так же имеется своя иерархическая лестница. Низовой структурой являются общины. Служителями являются пастор (имеющий богословское образование), назначаемый пресвитерами, пресвитеры (отвечающие за финансовые и административные вопросы) и дьяконы (техническая должность). А так же миссионеры. Старейшины (пресвитеры) предназначены Богом для духовного попечения об общине Божией. Старейшин должна была избирать община. Диаконы предназначались, прежде всего, для того, чтобы служить другим (Деян. 6:1-6); они должны были обладать такими же высокими духовными качествами, как и старейшины (1 Тим. 3:8-10). Диаконы помогают нуждающимся, больным, одиноким и всем страждущим. Они собирают пожертвования и даяния и раздают их. Они заботятся об имуществе общины. За тем, как диаконы исполняют свои обязанности, следит Собрание старейшин.

Богослужение

В докладе речь пойдёт о конкретной церкви города Санкт-Петербурга. В 1991 году, пастор Ким Джеймс, проповедник из Канады, начал проповедовать евангелие в помещении отеля «Москва». Позже, из-за увеличения количества прихожан, проведение богослужения пришлось перенести в дворец Белосельских-Белозерских. Далее, церковь приобрела помещение, где она собирается до сего времени. Основную массу прихожан Санкт-Петербургской Пресвитерианской Церкви составляют граждане России. Среди них и этнические корейцы, чьи предки были депортированы в СССР в 1937 году. В воскресенье проводятся два богослужения. Сперва, на русском языке, в 10.30. Затем в 13.30 начинается корейско-язычное служение, которое посещают, в основном, корейские студенты, приехавшие в Санкт-Петербург по обмену.

На входе в зал каждому раздается программа богослужения. Служение начинает ведущий. Как правило, это либо пастор, либо один из пресвитеров. Он читает молитву-призыв перед тем, как группа прославления начнёт играть. Восхваление длится до 11 часов. За это время, прихожане, которые опаздывают, успевают дойти до Церкви. Далее песнопения перехватывает хор. Обязательно звучит гимн Церкви. После гимна идет призыв к исповеданию Апостольского символа Веры:

«Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли. Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего, который был зачат от Святого Духа, который рождён от Девы Марии, пострадал при Понтии Пилате. Был распят, умер и погребён. В третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса, где сидит одесную Бога Отца всемогущего, откуда придёт судить живых и мертвых. Верую в Святого Духа. В Единую Святую Христианскую Церковь, в общение святых, в прощение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь».

Перед проповедью, читается «Слово» из Библии. Это делает один из прихожан, заранее предупреждённый пастором. Ведущий снова молится, и хор воспевает несколько христианских гимнов из сборника. Часто проповедь читает пастор – кореец, которого переводит переводчик на русский язык. Но бывает, что Церковь посещают и миссионеры. Тогда прочитать проповедь предоставляется им. По окончанию проповеди обязательно собираются пожертвования, ибо в Библии сказано: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища...» (Мал. 3:10). Это добровольное действие, в нем нет принуждения. Остаток времени, отведенного на богослужение, ведущий приветствует новых прихожан, молится за нужды. Пастор заканчивает служение молитвой «Благодати»: «Благодать Господа Нашего, Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми нами, Аминь».

Особенной частью богослужения является молитва за детей и подростков. Так как в этой Церкви их очень много, учителя (обычно это четыре-пять человек) выводят детей вперёд, к кафедре и пастор произносит за них молитву. Дети уходят на воскресное служение, которое делится по возрастным группам. Это младшая группа, дети от 1,5 до 6 лет; средняя группа, от 7 до 12 лет и подростковое – от 13 до 18 лет. По достижению 17-18 лет, подросток может посещать Молодежное служение, которое проходит по субботам. Молодёжь ездит на выезды в детские дома, проводит благотворительные ярмарки и евангелизации. И это лишь часть их служения.

Помимо воскресного и молодежного служений, в Церкви проводятся молитвенные собрания по средам. Где прихожане молятся за нужды братьев и сестёр. С период с апреля и до сентября каждое утро в 7 утра, в Церкви так же проводятся молитвенные встречи.

Раз в месяц Церковь проводит Таинство Вечери Господней или Причастие. И раз в сезон – крещение. Таинства – это видимые знаки внутренних благодатных даров Духа. В качестве знаков в таинствах используются: при совершении крещения – вода, при совершении Вечери Господней – хлеб и вино. Знаки призваны указывать на то, что они обозначают, а именно – на внутренние благодатные дары. Эти внутренние дары – праведность через веру (Рим. 4:11), прощение грехов (Мк. 1:4), вера и покаяние (Мк. 1:4; 16:16), соединение со Христом в Его смерти и воскресении (Рим. 6:3,4; Кол. 2:11,12).

При Церкви открыта «Ханаанская теологическая семинария». Она была основана 15 лет назад. За время своего существования, Семинария осуществила 14 выпусков. Многие из выпускников служат на ниве Господней в различных протестантских церквях России. С июля 2002 года Семинария лицензирована как ведущий подотдел Санкт-Петербургского Гуманитарно-Технического Института "Ханаан". Преподавание ведут русские и зарубежные специалисты, имеющие степень «магистр богословия» и «доктор».

Социальное служение Церквей

Отдельно следует рассказать про социальное служение Пресвитерианских и, протестантских церквей, в целом.

"Делая добро, да не унываем, зная, что в свое время пожнем" (Гал.6:9).

Христианин не может заботиться только о собственном благополучии, но непременно и об улучшении качества жизни других людей по принципу: "Возлюби ближнего, как самого себя" (Мк. 12:31). Сознавая ценность каждой человеческой личности, созданной Творцом по Своему образу и подобию, мы определяем "ближнего" не по конфессиональной, национальной или родственной принадлежности. Для нас ближний тот, кто, живя рядом с нами, нуждается в помощи, которую мы способны оказать.

Мотивом благотворительности пресвитерианских Церквей является не реклама конфессиональных добродетелей или стремление к самоутверждению, но евангельский принцип: "И все, что вы делаете, делайте от души, как для Бога, а не для человеков" (Кол. 3:23). Черствость, безразличие и равнодушие чужды евангельскому духу. Рядом с каждым страдающим человеком, чем бы его страдание не было вызвано, мы видим сострадающего Христа. Пример Христа и Его любовь, покоряющая наши сердца, и определяют участие Церквей в нуждах людей.

Чаще всего социальные проблемы и физические страдания людей берут начало в проблемах духовного характера. В своем социальном служении Церкви помогают преодолевать не только последствия греха такие, как рост количества разводов, детская преступность, демографический кризис, всякого рода зависимости, но и трудятся над устранением их причин, предлагая обществу программы духовно-нравственного оздоровления. Например, участие в воспитании детей в детских домах, интернатах, детей улицы, опеку над немощными людьми, оказание помощи людям, входящим в группы риска.

Социальная справедливость

Социальная справедливость требует, чтобы у всех людей, независимо от пола, расы или социального происхождения положения были одинаковые возможности и чтобы все были равны перед законом. Но это не предполагает одинакового уровня материального благосостояния. Как раз наоборот: трудолюбие, усердие, предприимчивость и творческий подход заслуживают вознаграждения в виде более высокого уровня доходов.

Сегодня широко распространены экономические теории, согласно которым основным источником богатства является эксплуатация человека человеком. По нашему мнению, это далеко не всегда так, несмотря на достаточное количество примеров бесчеловечного отношения людей друг к другу. Свобода предпринимательства и частная собственность и свобода предпринимательства не всегда способствуют порождают эксплуатацию. Богатство в гораздо большей степени является плодом творчества и инициативы людей, плодом их трудолюбия, чем результатом простого обладания естественными ресурсами или несправедливого использования других людей.

Социальное служение Церквей строится на принципе социальной справедливости. Справедливость предусматривает (предоставление каждому) неотъемлемость принадлежащих человеку (принадлежащих ему) прав. Они даны ему Богом и определяют его достоинство (личности). Основа социальной справедливости – всеобщее предназначение земных благ. Церкви в своем социальном служении последовательно защищают всякого рода справедливость, тем более, социальную. Однако социальное служение Церквей не ограничивается только восстановлением справедливости там, где она (была) попрана, но включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы – милосердие и любовь (Мих. 6:8). Христианское милосердие и любовь простираются за пределы человеческой справедливости – они не противоречат ей, но вступают в силу там, где справедливость бессильна. Справедливость может требовать наказания виновному, но исправить его она не в силах, любовь же и милосердие не перестают бороться за согрешившего и оступившегося человека, стремясь восстановить его поруганное им же самим достоинство.

«Пресвитерианство – деноминация, которая имеет богатое наследие, покоящееся на незыблемом фундаменте Слова Божия. Мы – народ великой Книги. Мы – народ, восхваляющий, прославляющий и почитающий Бога, Который Своим соизволением призвал нас из тьмы в Свой дивный свет. Мы – народ, стремящийся подчинить все помыслы соблюдению заповедей Христовых. Мы живем ради единственной цели – прославлять Бога и любить Его вечно». Община «Скала Израиля».

Литература

1. К. Ерофеев. Кальвинизм в Санкт-Петербурге: История и современность.

2. Е. Каширский. История кальвинизма в России.

3. Ю. Кирдин. Концепция социальных служений протестантских церквей.

4. Большая Советская Энциклопедия.

5. Протестантизм. Основные направления (http://www.cerkva.ks.ua).