Православная религиозность молодежи (на примере Курского региона)
В России в течение последних десятилетий значение религии в общественной жизни заметно возросло: увеличилось число верующих, большинство россиян идентифицируют себя с православием, религия расширяет сферы своего влияния. По данным аналитического центра «Левада» в 2012 году в Российской Федерации православные составили 74% от общего числа жителей страны.[2] В связи с этим возрастает исследовательский интерес к православной вере и ее значению. Курская область принадлежат к регионам, где доминирующие позиции занимает православие. Особый интерес вызывает состояние религиозности в молодежной среде, а именно в студенческой. Изучение мнения молодежи сегодня является важным для любой сферы общества, так как в первую очередь данная группа может сформировать определенное представление о будущем как страны в целом, так и региона в отдельности. В связи с этим, мы условно разделили молодежь на три группы: 14-17 (подростковая молодежь), 18 – 22 (собственно молодежь), 23 – 30 (взрослая молодежь).
В сентябре 2013 года нами было проведено исследование по изучению взглядов молодежи Курского региона относительно православной веры.
В ходе исследования было выявлено, что для 59% курской молодежи религия занимает достаточно важное место, для 27,3% она имеет не очень большое значение, 10,6% сообщили, что религия в их жизни не играет никакой роли. В марте 2013 года аналитический центр Левада проводил исследование «Религия и церковь в общественной жизни», в ходе которого у респондентов спрашивали о месте религии в их жизни, 43% респондентов считают, что религия играет не слишком важную роль в для них, 34% россиян ответило, что религия занимает важное место в их жизни, для 19% опрошенных религия не играет никакой роли.[3] Опираясь на исходные данные можно сказать, что в Курском регионе уровень важности религии выше, нежели по России в целом. Если говорить в отдельности о каждой группе, то здесь можно отметить, что возраст оказывает влияние на мнение респондентов о роли религии (закономерность выявлена на основе корреляционного анализа). Так в группе «взрослой молодежи» (23-30) наблюдается самый высокий уровень важности религии (63,3%), по сравнению с остальными группами, на втором месте возрастная категория от 18 до 22 лет (60,7%), наконец, в возрасте от 14 до 17 лет 53,2% подростков отдают важное место религии. Следует отметить, что самый высокий уровень, где религия занимает далеко не важное место, обнаружился в категории от 14 до 17 лет (42,6%), далее категория от 18 до 22 лет (23,8%) и на последнем месте возраст от 23 до 30 лет (13,3%). Наконец, группа-лидер, в которой религия вообще не имеет никакого значения, оказалась от 23 до 30 лет (20%), далее группа от 18 до 22 лет (11,9%) и на третьем месте со значительным отрывом расположилась группа от 14 до 17 лет (2,1%). На основе изложенных данных можно выявить следующую зависимость: чем выше возраст респондентов, тем выше для них значение религии. (График 1)
Говоря о роли Православной Церкви, молодые люди давали различные ответы, но большинство сошлось на том, что Православная Церковь для многих выступает определенным инструментом «формирования мировоззрения», «ценностных ориентиров», «моральных установок». Также РПЦ помогает «сохранять высоконравственное и моральное общество с законами и правилами».
На вопрос о том, что может дать Православная церковь большинство респондентов отвечало: «надежду, помощь, любовь», «внутренний покой и веру в лучшее», «историю и эстетику», «веру в себя надежду на будущее», «утешение в скорби, указывает правильный путь».
Говоря о религии, мы порой не вспоминаем, откуда впервые мы услышали такое слово. Среди молодых людей Курского региона 88,8% впервые познакомились с религией из родительских уст, из школьных уроков узнали о религии всего 6,8% респондентов, из книг – 2,5%, из телевизора 1,9%. Это говорит о том, что на формирование взглядов оказывает огромное влияние семья, она до сих пор остается значимой ценностью среди молодежи. Так как семья оказывает главенствующее влияние на взгляды молодежи, мы решили выяснить, считают ли они своих родителей верующими. 65,8% причисляют своих родителей к категории верующих, 13,7% считают иначе, а 20,5% затруднились с ответом.
Исходя из того, что сегодня встает вопрос о введении религии в школьную программу, мы решили об этом спросить курскую молодежь. Большинство опрошенных (72%) считает, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучить историю мировых религий, основы религиозной нравственности, всего 14,3% считают, что в рамках школьной программы следовало бы изучить основы православной культуры, 5,6% молодых людей считает, что в школах необходимо восстановить преподавание Закона Божьего для всех желающих, 3,1% считают, что все школьники без исключения должны изучать религию. Среди тех, кто категорически исключают религию из числа предметов школьной программы, оказалось 5% респондентов. В исследовании, проведенным центром Левада также выявлено, что более половины опрошенных считает, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучить историю мировых религий, основы религиозной нравственности.[3] (Диаграмма 1)
Очень часто случается так, что человек вроде бы и причисляет себя к определенной конфессии, но не верит в те силы, которые являются базовыми для той или иной религии. Мы решили не углубляться в градацию сакральных вещей и поэтому просто спросили у респондентов, верят ли они в Бога. 77,6% респондентов дали положительный ответ, 14,9% затруднились ответить на этот вопрос, в меньшинстве оказались те, кто не причисляет себя к рядам, верящих в Бога – 7,5%. В августе 2012 года исследование Левада-центра показало, что всего 40% россиян верят в Бога.[2] Сравнивая результаты с нашим регионом, можно отметить, что уровень веры в Бога в Курском регионе выше. В связи с этим, мы решили выяснить, зависит ли вера в Бога от места проживания, результаты анализа данных показали, что вера в Бога зависит от того, где проживает респондент. Ярче всего вера в Бога проявляется в деревенской среде (90%), а вот самое низкое проявление в вере в Бога (69%) оказалось у людей, живущих в крупном городе. Одним из факторов, влияющих на веру в Бога, оказались и гендерные различия: среди женщин больше верящих в Бога (83%), чем среди мужчин (65%). Возрастной фактор также сказался на вере в Бога: самой многочисленной группой, которая верить в Бога, оказалась молодежь, находящаяся в возрасте от 18 до 22 лет (82%).
Верящими в Бога считает себя достаточно большое количество людей, но знакомы ли они с Библией? Выяснилось, что почти четверть опрошенных знакома с Ветхим Заветом, 32,3% читали Евангелие, 28% знакомы с Новым Заветом. Среди тех, кто не знаком ни с какими книгами оказались 31,7% респондентов. Центр Левада в своем исследовании спросил россиян о знакомстве с Библией и выявил, что 24% россиян знакомы с Евангелием, 16% – с Ветхим Заветом, 11% с книгами Нового Завета, 61% респондентов совсем не знакомы с вышеперечисленными книгами.[4] (Диаграмма 2)
В православии, как и в других религиях, есть определенная символика, которая характеризует ту или иную веру. Мы спросили молодых людей о наличии такой символики и получили следующее: 67,1% респондентов имеют иконы, 45,3% – святую воду, 24,2% – свечи, 6,2% – образа, а вот 23% имеют у себя дома все вышеперечисленное.
Храм – это Дом Божий, а часто ли православные посещаю его? Практика показывает, что 47,8% молодых людей посещают храм только по праздникам, 16,1% посещают раз в месяц, 10,6% несколько раз в месяц. Совсем не посещают храм 20,5% опрошенных. Далее мы решили узнать у респондентов о соблюдении православных праздников, больше половины опрошенных (65,4%) соблюдают не все православные праздники, 18,2% соблюдают все праздники, 16,4% совсем не соблюдают. Также мы выявили зависимость между возрастом и соблюдением праздников. В возрасте от 23 до 30 лет 20% молодых людей соблюдает все праздники, с понижением возрастной планки и процент тоже снижается: в возрастной группе18-22 года, 18,1% молодых людей соблюдают все праздники и в самой молодой группе таких людей 17,4%. (График 2)
Говоря о Православной Церкви самое первое, что должен определить для себя человек – это ее функции в обществе. В связи с этим задали вопрос о функциях и получили следующее распределение: чуть больше половины опрошенных (57,8%) считают, что Православная Церковь главным образом выполняет мировоззренческую функцию, именно она закладывает базис в формировании взглядов и ориентиров на жизнь; 49,7% опрошенных посчитало, что РПЦ выполняет компенсаторную функцию, которая главной целью преследует облегчение верующим тягот и забот; 42,9% думают, что церковь выполняет морально-этическую функцию, т.е. формирует определенные «неписаные» нормы и установки; 34,2% молодых людей отдали предпочтение культурной функции, которая выражается в том, что Православная Церковь формирует определенную ветвь в искусстве (книги религиозной тематики, религиозная музыка и другие); 24,8% отдали предпочтение международной функции, которая сближает разные государства на основе единой конфессии, тем самым оказывая взаимопомощь и поддержку друг другу и наконец, 21,1% респондентов считают, что РПЦ выполняет социально-политическую функцию, помогая сотрудничать как социальным, так и политическим институтам между собой.
На протяжении многих веков в Российской истории одна из важных проблем определялась как разграничение полномочий церкви и государства. На сегодняшний день снова встает вопрос о том, должно ли государство обеспечивать поддержкой Православную Церковь, молодые люди Курского региона в большей своей части (77%) посчитали, что государство должно поддерживать Православную Церковь, 22,4% считают, что государство не должно оказывать поддержку Православной Церкви.
Сегодня очень часто можно услышать о недоверии общества к определенным представителям религиозной сферы. Мы решили не проводить жесткой дифференциации, поэтому спросили о доверии к институту церкви в целом и в частности священникам. Полное доверие церкви выразили 41,6% молодых людей, частичное доверие – 37,9%; в свою очередь, 12,4% выразили полное недоверие церкви, а частичное недоверие – 8,1%. Что касается священников, то здесь 47,2% частично доверяют, 32,3% полностью, 11,8% – выразили полное недоверие, а 8,7% – частичное недоверие. Несмотря на то, что уровень недоверия не так уж и высок, все же необходимо обращать внимание на эти цифры, которые со временем могут измениться в отрицательную сторону.
Курская область всегда была проникнута православным духом. Еще с древних времен Курская Земля славится своей Коренной иконой Божьей Матери «Знамение». Дважды в год икона возвращается из Америки на родную Землю для совершения крестного хода. Ежегодно крестный ход собирает тысячи православных верующих не только из Курского региона и из других уголков страны.
На территории Курской области насчитывается огромное количество храмов. Университеты г. Курска принимают активное участие в развитии православия. Так, например, при Курском государственном университете в 2008 г. был открыт храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на базе Курского государственного университета организован информационно-просветительский центр, выпускающий, детскую православную газету «Буквица».
Курская земля пропитана традициями православной веры. Результаты исследования во многих аспектах показывают многогранность православной религии в регионе. Для многих религия занимает очень важное место, что является хорошим показателем. Важно отметить и то, семья в нашем регионе продолжает выполнять функции транслятора религиозной традиции, что свидетельствует об устойчивости агентов и форм религиозной социализации в рамках православия. Следует заметить также и то, что при ответе на вопрос о введении изучения религии в школах, молодые люди учли многоконфессиональность русского народа, и большинство выбрало достаточно толерантный ответ об изучении истории мировых религий. Нельзя не отметить и то, что молодежь Курской области, точнее, большая ее часть знакома с основными разделами Библии. Важно сказать и о том, что значительное количество молодых курян посещают храм и по большей мере соблюдают православные праздники. Что же касается функций православной церкви, то здесь следует заметить, что, возможно, каждый респондент исходил из своего собственного опыта, поэтому и выделили в приоритет мировоззренческую функции, это основание дает предположить то, что в той или иной степени формирование взглядов молодых людей оказалось отчасти под влиянием РПЦ. На наш взгляд эта проблема требует дополнительных исследований. Если говорить о доверии в целом, то следует отметить высокий уровень доверия церкви в целом, однако четких прогнозов на будущее дать нельзя, что эти цифры не изменятся. Если говорить в целом, то результаты нашего исследования свидетельствуют о высокой религиозности в молодежной среде Курского региона, но в то же время следует отметить, что о религиозности курской молодежи нельзя говорить, как о четко структурированной, потому что многие из молодых людей, причисляя себя к православной вере, не являются воцерковленными, что и сказывается на определенных аспектах религиозного поведения, например на частоте посещения храмов. Итак, в связи с вышеизложенным, следует сказать о доминировании культурной религиозности в молодежной среде региона.[2]
Литература и источники
- Когай Е.А., Кульсеева Т.Г., Пасовец Ю.М., Телегин А.А., Социокультурный портрет Курской области. Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2008.
- «Предметный разговор» со Львом Гудковым. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.levada.ru/14-08-2012/predmetnyi-razgovor-so-lvom-gudkovym (дата обращения 12.10.2013)
- Религия и церковь в общественной жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.levada.ru/18-04-2013/religiya-i-tserkov-v-obshchestvennoi-zhizni-0 (дата обращения 12.10.2013)
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman (дата обращения: 12.10.2013)