Концепция пракрити и трех гун в аюрведе
Согласно аюрведическим представлениям, все существующее составляет часть бесконечной универсальной игры космической энергии. Нет ничего, что вело бы совершенно независимое существование. Философия санкхьи, служащая базисом аюрведы, гласит, что любую единичную «вещь» можно видеть лишь в непосредственной связи с другими «вещами»[1]. По веданте, неизменная безусловная связь между вещами устанавливается непротиворечивым опытом взаимоотношений между ними[2]. Люди способны видеть свою роль в качестве взаимозависимых актеров макрокосмической драмы. Роль человека здесь понимается как проявление той первоначальной силы, что дала рождение Солнцу и галактикам. Человек рассматривается в свете весьма сложной и глубокой космологии и онтологии. Именно эта космология лежит в основе классического индийского знания, включая и знание о повседневной жизни.
Всепроникающие силы, занятые работой в Творении, триада, лежащая в глубине каждого явления, определяются как три гуны природы: саттва (благость), раджас (деятельность) и тамас (инерция).
Теория трех гун встречается лишь в поздней веданте в «Шветашватара-упанишаде»[3]. Концепция развертывания природы можно представить следующим образом. Все сущее исходит из общего источника – пракрити. Предвечный источник бытия понимается как мула-пракрити («мула» – корень). Мула-пракрити есть изначальная сущность, это состояние полного равновесия, баланса. Эта пракрити лишена рода, ее нельзя с чем-то сравнить, она не имеет формы, ее природа не обладает никакими свойствами. Подобное состояние бытия неделимо и находится вне восприятия человеческих чувств. В этом состоянии неделимого единства сущность находит только самые чистые и тонкие проявления. В писаниях указывается, что познать ее могут только боги, например, Шива, который множеством особых аскетических деяний познал санкхью сущности, который дарует освобождение от всех опасностей, который сам является сущностью творений[4]. На этой ступени все является саттвой, сущностью, которая исполнена благости и света. Первая ступень символизируется в аюрведе явлением бога врачевания Дханвантари, возникшего при пахтаньи богами Молочного океана[5].
В состоянии покоя все элементы пракрити (гуны) уравновешены, находятся в самьявастхе[6]. При нарушении равновесия инициируется процесс развития и становления.
В состоянии целостности саттва непрерывно излучает из себя пространство. Такое порождение пространства есть первый шаг в цикле творения. На этой стадии пространство истекает свободно, подобно тому, как вода без помех устремляется в океан. Но с началом проявления движущая сила потока с неизбежностью уменьшается. По мере генерации пространства на его пути возникают помехи, рожденные вихрями и водоворотами. Такое препятствие, возникающее на пути потока пространства, есть тамас.
Тамас является первопричиной творения, потому что без препятствий саттвические вибрации энергии никогда бы не начали своего нисхождения от тонкого к грубому.
Присутствие тамаса разрушает единство потока пространства, формируя независимое течение. Этот новый поток, закрытая система, сформированная из вибраций энергии корня пракрити, известен как Золотое Яйцо (Хиранья Гарбха).
До тех пор, пока пракрити остается инертной, неподвижной, не существует ничего, кроме чистой саттвы. Но генерация пространства создает движение, деятельность. Именно в силу самой природы Творения игра действия побуждает энергию неизбежно течь от высокого к низкому, от тонкого к грубому. Когда начинается действие, начинают формироваться потоки энергии. С течением времени один поток неизбежно становится препятствием на пути другого, формируя водовороты и волны в потоке эволюции.
Сами по себе гуны находятся вне человеческого восприятия; можно видеть лишь результаты их действия. Истинную форму гун нельзя постичь при помощи чувств. Все, что можно считать известным – это лишь результат их взаимодействия, их майи. Утверждающие, что они познали пракрити, могут классифицироваться в разных направлениях индуизма как пракрита-сахаджийя, неспособные понять абсолютную, трансцендентную энергию вселенной[7].
Если на своем пути тонкая материя сталкивается со знанием, то знание мгновенно сжигает неведение, а затем погружается в свою истинную природу, то есть в чистый свет. Неведение – это путь эволюции. Эволюция протекает во тьме неведения и именно благодаря неведению бесконечное обретает свои границы, полагая себя имеющим пределы.
Мир имен и форм порождает ум, а вместе с умом – пять органов чувств и пять рабочих органов. Позднее из пятикратного деления Капилы пяти органов восприятия возникла школа таттвических знаний хатха-йоги[8]. Потом возникает физическое тело. От чистой саттвы сознание становится активным (раджас), а затем оно обнаруживает себя привлеченным вниз, в границы (тамас) индивидуальной формы.
Сознание ограничивает себя формой, и, следовательно, должно повиноваться законам и принципам, правящим областью имен и форм. Три гуны и пять элементов (пространство, воздух, огонь, вода и земля) в сочетании с Единым сознанием образуют Аштадха Пракрити, восьмеричную природу проявленной действительности (связанную с упоминаемыми в санкхье четырьмя функциями сознания)[9]. Все существующее в мире чувств – игра элементов, направляемая вечно изменчивым взаимодействием гун и воспринимаемая Единым сознанием. Их благодать в единстве мира можно трактовать как власть, знание и волю[10].
Гуны – не три отдельные сущности, а три формы единого бытия. Гуны не мешают друг другу и не вступают друг с другом в противоборство. Они также не создают препятствий на пути друг у друга. Они помогают друг другу развиваться, эволюционировать. Триада гун всегда присутствует во всех вещах в различных соотношениях. Каждая из гун персонифицирована в виде одного из божеств индуистской троицы – Вишну, Брахмы и Шивы[11].
Саттва способна производить свет, она устраняет заблуждение. Раджас обладает силой активизации. Эта гуна побуждает и вдохновляет человека к работе. В свою очередь, созидательная активность предполагает трудовое творчество[12]. А природа работы есть страдание, поскольку результат любой деятельности есть страдание. Тамас останавливает. Эта гуна является источником сопротивления, препятствий и затруднений.
Время от времени одна из гун выходит на первый план. Когда преобладает саттва, раджас и тамас отходят на второй план. В это время исчезают все чувства, побуждающие к совершению активных поступков, исчезает и привязанность. Исчезает желание действовать, исчезает неведение. Остаются только свет и блаженство, которые в свою очередь порождают еще больше света, больше мира и больше спокойствия.
Когда доминирует раджас, он заслоняет собой саттву и тамас. Происходит огромный прилив энергии, возникает великое желание что-то предпринять, строить проекты и развивать бурную деятельность. Основное настроение при этом – устремленность к действию.
. В «Бхагавад-гите» подчеркивается: «Чистый плод добрых дел именуется саттвичным; плод раджаса – страдание; неведенье – плод тамаса. От саттвы возникает познание, от раджаса – вожделенье; беспечность, заблуждение возникают от тамаса, также – неведенье» (14.16-17)[13].
Когда доминирует тамас, раджас и саттва остаются позади. В это время человек ощущает лень и подвластен материальным привязанностям. Все три гуны зависят друг от друга и помогают друг другу в процессе эволюции, в процессе саморазвития – по мере того, как грубое возвращается в свое тонкое состояние. В процессе проявления каждая гуна служит как бы ступенькой для другой. У объятой неподвижностью и тамасом вещи появляется мотив, стремление к деятельности благодаря раджасу, и эта деятельность помогает процессу самоосознания, возвращению вещей к их истинной и сущностной природе, которая есть их свет, их саттва. Сокрытая тамасом, саттва прибегает к помощи раджаса, чтобы привести себя к свету.
О гунах нельзя говорить по отдельности, они всегда присутствуют вместе – все три. Их можно понимать как три уровня осознания реальности: конечный, срединный и бесконечный (ср. дхарма – йога – мокша[14]). Меняется соотношение между гунами в различных объектах, в одних преобладает гуна тамас, в других – гуна раджас или саттва, но они всегда присутствуют все вместе, переходя друг в друга, постоянно друг друга вытесняя. В «Анугите» сказано: «Радость, безразличие, самомнение суть три свойства саттвических. Скорбь, гнев и чрезмерная возбудимость считаются раджасическими свойствами. Сонливость, леность и заблуждение – вот три свойства тамасических»[15].
Гуны никогда не отделяются друг от друга, они всегда существуют как одно целое и одна пара. Когда доминирует одна гуна, две другие образуют пару. Саттва образует пару с раджасом. Тамас образует пару с раджасом. Лишь саттва не может непосредственно соединиться с тамасом, потому что раджас необходим для обращения саттвы в тамас , а тамаса в саттву. Тамас не может приблизиться к саттве без раджаса , но и саттва не может приблизиться к тамасу без помощи раджаса. Таким образом, раджас – это посредник, так как без его помощи ни саттва, ни тамас не могут действовать – ведь раджас является самой деятельностью.
Саттву можно рассматривать как тамас, преобразованный (посредством деятельности) в свою высшую энергетическую форму. Таким образом, тамас – это саттва, преобразованная посредством деятельности в свою низшую энергетическую форму. Воск свечи есть тамас света. Ему нужна искра спички, которая бы, попав на фитиль (раджас), воспламенила бы его, преобразовав его в свет (саттву). Тамас и саттва относятся друг к другу так же, как воск и свет. Воск – это свет в своей самой грубой форме, а свет – это тончайшая форма воска.
Гуны никогда не разделялись и не могут существовать раздельно; они лишь переходят друг в друга.
Саттва – это свет: свет по своей массе, свет по своему сиянию и блеску, свет по своей природе.
Раджас – это деятельность, его роль – проявление. Когда преобладает раджас, тело человека ощущает энтузиазм и беспокойство, получает необходимую для работы энергию. Именно раджас , ввиду своей деятельной природы, побуждает саттву давать свет.
Тамас поддерживает невежество, страх и предрассудки, скрывает истину за иллюзиями. Тамас – это промедление, утрата побудительных мотивов, сон. В «Катха-упанишаде» говорится: «Живущие посреди неведения и считающие себя умными и просветленными, неразумные кружат вновь и вновь, следуя неверными путями» (I. II. 5)[16]. Саттва является целью, раджас – энергией, а тамас – инерцией, подспудно действующей силой, побуждающей к прекращению деятельности.
С помощью саттвы и тамаса человек покидает мир чувств. Но благодаря саттве он погружается в свет, из-за тамаса же растворяется в темноте.
Хотя саттва и тамас являются прямыми противоположностями (одно – свет, а другое – тьма), на самом деле они помогают друг другу в процессе инволюции от тонкого к грубому, и в эволюции от грубого к тонкому. Они проявляют энергию низших энергетических состояний и возводят ее на новые, высшие уровни.
Саттва легка, тамас тяжел. Тамас дает стабильность и формирует фундамент. Раджас порождает деятельность и дает вдохновение.
Все на нашей планете связано с наслаждением, страданием и привязанностью. Нет ничего, что не могло бы приносить людям наслаждение, страдание или чувство привязанности. Объекты чувств порождают один, два или три отклика, в соответствии с собственной энергетической вибрацией человека и его восприимчивостью. Тот, у кого преобладает саттва, получает наслаждение. Тот, у кого преобладает раджас, испытывает боль. А охваченный тамасом подвержен разнообразным привязанностям. Тот, кто находится под влиянием и саттвы, и раджаса, испытывает и наслаждение, и страдание одновременно. Находящийся под влиянием раджаса и тамаса испытывает одновременно и страдание, и привязанность.
Эту игру энергии можно видеть на любом плане бытия, ведь материальный мир имен и форм есть лишь результат воздействия тех же самых сил; и внутренний мир человеческого разума также подвержен влиянию этих сил. Сам человек в аюрведе понимается как продукт инволюции вселенной, как сознание, снизошедшее вниз и привязанное к материальной форме.
Процесс инволюции не является необратимым. Каждый человек хранит внутри себя искру сознания, интуитивно напоминающую ему о блаженстве неразрывного единства с истинной природой сознания. Каждый человек имеет пять органов чувств для восприятия окружающего мира и пять рабочих органов для совершения поступков.
Естественный ход инволюции идет от саттвы к раджасу, а затем к тамасу, но тот же самый раджас можно использовать для превращения тамаса обратно в саттву. Благодаря своим пяти органам чувств и пяти рабочим органам человек наделен правом выбора – течь ли ему вечно вниз, в тамас, или же развить деятельность и продвигаться вверх, к свету.
Человек, в котором преобладает саттва, видит вещь – и для него становятся ясными ее прошлое, настоящее и будущее. Объект чувств немедленно связывается с Источником в его уме, и посредством этого Источника человек прослеживает трансформацию вещи через ее различные состояния до тех пор, пока она не приняла свою настоящую форму – а затем видит путь этой вещи из настоящего в будущее.
Человек, в котором преобладает раджас, увидит объект и включит его в свой план поступков, думая единственно о ценности вещи в данный момент.
Человек, в котором преобладает тамас, забудет о вещи до тех пор, пока случайно не споткнется о нее.
Саттва – это свет, ясность и понимание. Раджас – это вдохновение, деятельность и страдание. Тамас – это сомнение, тьма и привязанность.
Три гуны в аллегорической форме отражаются в мифологии Древней Индии как три мира, за власть над которыми могут бороться самые разнообразные силы. Однако человек, одержавший победу над гунами природы, оказывается лицом к лицу с более серьезным противником: самим собой. Так, Брахма отвечает снискавшим милость творца вселенной: «Вы совершили свой подвиг ради власти над тремя мирами. вы получите власть, и некого вам будет бояться в трех мирах – только друг друга»[17].
Согласно аюрведическим воззрениям, человек может наполнить свою жизнь саттвой, либо же соединиться с потоком энергии, нисходящим в тамас (который в конце концов принесет его к совершенной инерции, к смерти).
Переплетаясь в феноменальном мире между собой, три гуны дают видимое его разнообразие[18]. Аюрведа гласит, что воспринимающий работу трех гун и имеющий представление об их природе, может распознать их присутствие и действие внутри себя, внутри своего организма. Опираясь на такое знание, он принимает ответственность за развитие собственного организма. Выявление глубинных основ гуманности древнеиндийской философии способно приблизить к пониманию универсальной гармонии и к безусловной полезности выделенной конвергенции в концепции триады гун. Разумно используя раджас для увеличения саттвы, можно воссоединить свое сознание с Единым сознанием, давшим человеку рождение. Наградой за предпринятые усилия будет сат-чит-ананда, Истина, Бытие и Блаженство. Ценностно-нормативная специфика аюрведических практик направлена на воплощение определенных моделей поведения, реализующих поступательное движение в направлении высшей гармонии, связанной с ноуменальными проявлениями реальности.
__________________
[1] Лунный свет санкхьи. / Издание подг. Шохин В. К. – М.: Ладомир. – 1995. – С. 40.
[2] Дордже К., Абхинанда Д. Логика ведических мистерий. – М.: Восток-Запад. – 2005. – С. 14.
[3] Мюллер М. Шесть систем индийской философии. – М.: Искусство. – 1995. – С. 213.
[4] Анандамурти С. Ведические предания. / пер. с англ. – Минск: Амрита. – 2000. – С. 107.
[5] Пахтание молочного океана. – М.: Гауранга. – 2003. – С. 18.
[6] Радхакришнан С. Индийская философия. Том 2. — М.: Миф. – 1993. – С. 131.
[7] Prabhupada B. S. Krsna. The Supreme personality of Godhead. – The Bhaktivedanta Book Trust. – 1996. – P. 489.
[8] Ананда, В., Кумар Р. Ведическая нумерология. / Пер. с англ. «Института метафизики» при Фонде Veda Bhavan. – СПб.: Институт метафизики. – 2008. – С. 344.
[9] Калуцкий А. А. Общественная система Махабхараты как совершенное общество // Образ человека и мира в «Махабхарате» и «Бхагавад-гите». Материалы международной научно-теоретической конференции (20-21 нояб. 2007 Владимир). – Владимир. – 2007. – С. 75-76.
[10] Боровых Л. Н. Мистический изоморфизм в поэме Калидаса «Род Рагху» // Эзотерическая традиция «Махабхараты» и «Бхагавад-гиты». материалы Всероссийского круглого стола в рамках Третьей международной научной конференции «Мистико-эзотерические движения в теории и практике» (Владимир, 3-5 дек. 2009). – Владимир. – 2009. – С. 72.
[11] Дворянов С.В., Тимощук А.С., Шавкунов И.В. Античная философия и вайшнавская сидханта. – М.. – 2003. – С. 192.
[12] Константинов В. Н. Философская проведевтика. – Владимир. – 1993. – С. 123.
[13] Бхагавад-гита // Махабхарата. Вып. II / пер. с санскр. Смирнова. Б.Л. – М.: Болесмир. – 2007. – С. 162.
[14] Theodor I. Hermenuitics, Metaphysics and Ethical Theory // Наука, религия, текст: «махабхарата» и «Бхагавад-гита», традиция и интерпретация. Материалы международной научно-теоретической конференции (18 дек. 2006, Владимир). – Владимир. – 2006. – C. 29.
[15] Махабхарата. Ашвамедхикапарва. Книга XIV. / пер. с санскр. Васильков Я.В., Невелова С.Л. – СПб.: Наука – 2003. – С. 66.
[16] Катха Упанишад с комм. Шанкарачарьи. / Пер. с англ. Рагозы Д. – СПб.: Общество ведической культуры. – 1994. – С. 37.
[17] Мифы Древней Индии / Литературное изложение Эрмана В.Г. и Темкина Э.Н. – М.: Наука. – 1975. – С. 72.
[18] Тимощук А.С. Эстетика ведийской культуры. – Владимир. – 2003. – С. 69.