Предкрещальное покаяние в катехизической практике древнехристианской церкви II – III вв. н.э.: принципы и логика процесса
Проблема бесплодности, и, следовательно, недействительности Крещения без веры и покаяния, актуальна не только в современной церкви. Об этом писали отцы и учителя Церкви, которые в большинстве были связаны с опытом катехизации. Так блаженный Августин в трактате «О вере и делах» писал: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе; даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха. С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения»1. В этой цитате мы видим предостережение о ложной уверенности во спасении и прямое осуждение практики, когда к крещению допускались люди, которые отказывались жить по христианским заповедям.
В качестве примера такого недостойного принятия крещения св. Кирилл Иерусалимский приводит Симона волхва, распространяя толкование этого места из книги Деяний на всех катехуменов вообще: «Приступил некогда к купели Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердце не просветил духом, тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним. Если же ты останешься в злом произволении своем, то проповедующий тебе не будет виноват, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя приимет, но Дух не приимет»2.
Мы видим, что суетная вера в спасительность такого крещения возникала всегда и с ней боролись отцы и учителя церкви. Сейчас фактически повсеместно распространилась практика Крещения без подлинного покаяния, а значит, и без веры. Поэтому важно исследовать катехизическую практику ранней церкви, чтобы выявить основные критерии и этапы предкрещального покаяния и требования, которые предъявлялись к катехуменам. Для этого было проанализировано Апостольское предание сщмч. Ипполита Римского (III век) и 1 Апология Ипполита Римского. В этих трудах однозначно показано, что целью предкрещального покаяния было освобождение человека от власти зла и греха и обретение им зрелости в вере до принятия Таинства крещения силой Божьей и при содействии церкви. От каждого человека, желающего креститься, требовалось сознательное участие в Таинстве. Человек обретал личный опыт откровения благодати Божьей, «личное рассудительное исповедание веры в Бога и во Христа Его», веры в человека и церковь, «полное подлинное покаяние и желание жить в Боге и Церкви, имея реальную надежду на Жизнь вечную»3.
По «Апостольскому преданию» этот процесс состоял из следующих этапов: предварительное собеседование (первое испытание), первый этап «катехизация слушающих», второе собеседование, второй этап «подготовка избранных», крещение и принятие в собрание избранных4. Разделение научение на этапы не было связано с раскрытием какого-то «тайного знания», как в гностических учениях. Это есть этапы вхождения в пророческую глубину, которая не сразу и не всем одинаково доступна5. В начале пути раскрывались простые истины, а потом – более глубокие. Огрубевшее сердце не могло сразу воспринять тайны Царствия, требовалась подготовка: покаяние, исполнение заповедей и дела любви, которые вели к изменению всей жизни.
Катехизация в древней церкви начиналась с предварительного собеседования, которое описано в главах 15-16 «Апостольского предания». Со стороны кандидатов это было выражением осознанного намерения встать на путь катехизической подготовки6, а прием на оглашение был избранным. Это первое испытание состояло из 2 частей. Сначала поручитель свидетельствовал об искренности мотивации поручаемого: «И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова»7. Следующий этап – контроль образа жизни желающего войти в Церковь, то есть его семейного и общественного положения и рода профессиональных занятий8. Эти требования предъявлялись дифференцировано. Так для рабов учитывалось, был ли хозяин христианином (в этом случае требовалось его согласие, то есть положительное свидетельство), или язычником (тогда согласия не требовалось). Относительно семейной ситуации выдвигалось требование моногамного брака. Самым подробным образом автор «Апостольского предания» описывает требования к профессиональным занятиям кандидатов. Он приводит длинный список профессий, которые были несовместимы с христианским вероучением и нравственностью. Здесь опять применялся дифференцированный подход: кто-то вообще не мог быть принят, кто-то должен был сменить профессию, а кого-то допускали с оговорками. Все запрещенные профессии можно сгруппировать по трем основным грехам, против которых боролось христианство: идолослужение, убийство и блуд9.
Моральные требования, которые «Апостольское предание» выдвигало на первом собеседовании, могли показаться суровыми10. Для церкви это была возможность свидетельства уверовавшим людям о жизни самой церкви, о возможности другой жизни. Это означает, что испытание, которое церковь предъявляла к кандидатам в катехумены, было и испытанием ее жизни, веры и любви. Несомненно, что пришедшие испытывали потребность в исцелении, и церковь должна была указать им путь.
Другой причиной существования таких серьезных испытаний при вступлении на путь оглашения было то, что Церковь воспринимала себя как церковь служащую, где каждый был воином христовым. И это требовало соответственной серьезной подготовки. Свв. отцы (напр., св. Киприан Карфагенский, св. Климент Александрийский) даже использовал военную латинскую терминологию, называя катехуменов «рекрутами», а крещеных христиан – «солдатами»11. Коммодиан (III в.) сравнивал катехуменов с молодыми новобранцами, находящимся в «учебке», а верных называл солдатами, уже принявшим присягу: «Все верующие во Христа, оставившие идолов, ради вашего спасения утешаю вас несколькими словами. Если раньше вы жили во грехе, посвятите себя отныне Христу, оставив все прошлое, и, ибо вы знаете Бога, будьте хорошими новобранцами, (станьте) опытными солдатами»12.
Таким образом, уже на первом испытании кандидатом предъявлялись первые серьезные требования изменения жизни. Важно, что от человека, который только желал вступить на путь многолетней катехизической подготовки, требовалось отказаться а, значит, и покаяться в трех основных грехах: идолослужение, убийство и блуд.
После предварительного собеседования наступал 1 этап, или «катехизация слушающих», который продолжался около 3-х лет. В это время церковь преподавала человеку вероучительные и нравственные истины, по которым катехумен мог сверять свою жизнь.
На первом этапе было три признака подлинного покаяния. Это - сама готовность оглашаемого на длительный срок научения и его доверие церкви. И, конечно, его готовность менять свою жизнь в соответствии с принимаемым учением и тем образом Церкви, который являлся ему через конкретную общину.
После трехлетнего оглашения человек проходил второе испытание, на котором определялись достойные приступить к непосредственной подготовке к крещению.
Св. Иустин в своей 1 Апологии приводит ряд критериев допуска к крещению. Во-первых, это искреннее и деятельное раскаивание в грехах. Он пишет, что крещение совершается «во оставление грехов» и приводит слова пророка Исайи: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Ис. 1, 16-17)13. Во-вторых, у человека должна быть вера в Церковь как в учительницу истины и он должен принять ее учение в полноте14. В-третьих, необходимо кардинальное изменение вектора своей жизни, так как человек должен «стараться жить согласно этому (т. е. христианской вере)»15. Крещение, как и Евхаристия, преподавалось только тем, кто уже жил «как заповедал Христос»: «Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос»16. Человек становился перед очень серьезным выбором и во многом решал сам, а церковь, не навязывая решения, способствовала тому, чтобы раскрылось зерно веры.
В случае если катехумен не проходил испытание, он переводился в разряд припадающих17. Важно отметить, что строгость испытания определялась еще и тем, что древнейшая апостольская традиция не предполагала возможности повторения Таинства покаяния18.
2 этап, «подготовка избранных» – период интенсивной предкрещальной подготовки, был связан с просвещением, постом, молитвой и изгнаниями духов зла (экзорцизмами).
Готовящиеся принять крещение должны были проводить определенное время в бдении, посте и молитве. Тертуллиан писал, что в этот период происходила исповедь «за все прошлые грехи»: «Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов»19.
Экзорцизмы совершались ежедневно «учителем» (вероятнее всего – священником), после каждого катехизического занятия20. Непосредственно перед крещением экзорцизм совершает сам епископ «чтобы узнать - чист ли он (катехумен). Если кто-нибудь из них не достоин или не чист, то он пусть располагается отдельно, так как не слушал Слово с верой, ибо невозможно, чтобы чужой укрывался всегда»21. Если на предкрещальном испытании (экзорцизме, который совершал епископ), выявлялся «недостойный» и «нечистый», то вина за это недостоинства возлагалась на самого человека, «так как не слушал Слово с верой».
Практика экзорцизмов была особой духовной поддержкой «просвещаемого». Основанием для экзорцизма катехуменов было понимание, что человек, не освобожденный от груза прежних грехов в Таинстве крещения, остается под властью «князя мира сего». Отречение от сатаны только тогда имело силу над крещаемым, когда человек хорошо осознавал, от чего отрекался. В противном случае оно грозило стать бессмысленной магической формулой. Как пояснял Тертуллиан, крещаемый отрекался «от почестей, торжеств, охоты за славой, ложных клятв, раболепства и пустых похвал» и, конечно, духа идолопоклонства22. В знак («таинство») совершения и завершения этого этапа человек помазывался «елеем заклинания»23.Человек отрекался от сатаны, что показывало, что в результате этого этапа он получал силу отречься от зла. Это и значило покаяться24.
Таким образом, в древнехристианской церкви предкрещальное покаяние воспринималось как основополагающий и важнейший процесс в жизни катехумена. Апостольская традиция не предполагала возможности повторения Таинства покаяния, поэтому от оглашаемого еще до принятия Таинства крещения требовалось радикальное изменение жизни в соответствии с принимаемым учением и обретение зрелости веры.
Порядок подготовки человека к предкрещальному покаянию был выстроен таким образом, при котором человек мог осознанно и свободно подойти к чинам отречения от сатаны и сочетания со Христом. Проведение предкрещального покаяния в два этапа, один из которых был очень длительным, а второй – интенсивным, было связано с последовательным раскрытием пророческой глубины учения и необходимостью соблюдения духовной дисциплины, постепенного приобщения катехуменов к жизни церкви, их духовного возрастания.
На первом этапе признаками подлинного покаяния были: готовность оглашаемого на длительный срок научения; его доверие церкви и готовность менять свою жизнь в соответствии с принимаемым учением и тем образом Церкви, который являлся ему через конкретную общину. На втором этапе человек, при особой духовной поддержке церкви, обретал силу сознательно отречься от сатаны в соответствующем чине. Признаком покаяния было то, что человек осознавал греховность как «давление иррационального демонического начала», то есть силы, внеположной человеку. Освобождение от этих уз не было личным делом человека, а требовало особой помощи Божьей и происходило в Церкви, в конкретной церковной общине.
Источники
- Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание // Отцы и учители церкви III века: антология: 2 т. / М. : Либрис.
- Иустин Философ. 1 Апология // Раннехристианские церковные писатели [Текст]: Антология. – Репр. воспроизведение изд. 1964 г. М. : Интербук, 1990.
Список литературы
- Kelly, Henry. The Devil at Baptism: Ritual, Theology and Drama / Ithaca and London: Cornell University Press, 1985. - 301 с.
- Гаврилюк, П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. – 320с.
- Гзгзян, Д. М. Основания для начала катехизации в древней церкви и в современности // Традиция святоотеческой катехизации: Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих: Материалы международной научно-богословской конференции [Москва, 25-27 мая 2011 г.] / Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. - 374 с.
- Гзгзян, Д. М. Особенности святоотеческой катехизации [цель, значение, критерии оценки качества] и ее продолжение в современной церковной жизни // Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы международной богословско-практической конференции [17-19 мая 2010 г., Москва] / Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. - 336 с.
- Кочетков, Георгий [свящ.]. Таинственное введение в православную катехетику: пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: диссертация М.: СФИ - 241 с.
- Кочетков, Георгий, свящ. Таинствоводство. Тема 3. Таинство покаяния [возвращение к Отцу]. Ркп, 2003.
- Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви. Режим доступа: http://www.sfi.ru/statja/katekhumenat-v-istorii-cerkvi/. Дата обращения 23.06.13.
_________________
1 Блаж. Августин. О вере и делах. 1.1. и 26.48. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап «Катехуменат в истории Церкви».
2 Св. Кирилл Иерусалимский. Поучение предогласительное, 2. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап «Катехуменат в истории Церкви».
3 Кочетков, Георгий [свящ.]. Таинственное введение в православную катехетику: пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: диссертация
4 Гаврилюк, П.Л. История катехизации в древней церкви, с. 28.
5 Там же.
6 Гзгзян, Д. М. Особенности святоотеческой катехизации [цель, значение, критерии оценки качества] и ее продолжение в современной церковной жизни // Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы международной богословско-практической конференции, с. 26.
7 Ипполит Римский, свщмч. Апостольское предание//Отцы и учители церкви III века, гл. 15, с. 248.
8 Там же, гл. 15-16, с. 248-249.
9 Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви.
10 Гаврилюк, П.Л. История катехизации в древней церкви, с. 71.
11 Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви.
12 Коммодиан, Наставления II, 5. Цит по Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви.
13 И.Ф., 61, 1. Цит. по: Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви.
14 И.Ф., 61, 2. Цит. по: Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви.
15 Там же.
16 Там же.
17 Гзгзян, Д. М. Основания для начала катехизации в древней церкви и в современности, с. 18.
18 Кочетков, Георгий, свящ. Таинствоводство. Тема 3. Таинство покаяния, с. 16.
19 Тертуллиан, О крещении 20, 1.5. Цит. по: Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви.3; и Кочетков, Георгий, свящ. Таинствоводство. Тема 3. Таинство покаяния, с. 9-10.
20 А. П., 20, с. 249-250
21 Там же.
22 Тертуллиан. О венке воина. 13; О зрелищах. 4-5. Цит по Гаврилюк, П.Л. История катехизации в древней церкви, с. 82
23 А. П., 21, с. 250; Кочетков, Георгий, свящ. Таинствоводство. Тема 3. Таинство покаяния, с. 9-103
24 Кочетков, Георгий, свящ. Таинствоводство. Тема 3. Таинство покаяния, с. 9.