Особенности этапа Просвещения у тяжелобольных, психически больных и умирающих катехуменов
Нам необходимо обозреть как опыт древней церкви, так и современный опыт, увидеть, есть ли особый подход к просвещению больных и умирающих, насколько этот опыт описан, на что мы можем опираться в своем анализе. Далее нам нужно ответить на следующие вопросы:
- Каковы границы второго этапа оглашения больных и умирающих? Что требуется для того, чтобы начинать второй этап оглашения и когда его можно считать завершенным?
- Как изменяется длительность и основное содержание второго этапа в этих случаях?
- Как изменяются соответствующие молитвенные чины?
- Какие требования могут предъявляться к тяжелобольным, психически больным и умирающим катехуменам?
- Есть ли особые требования к катехизаторам, поручителям и всем участникам огласительного процесса?
- Как изменяется характер и форма проведения огласительных встреч? Какие акценты делаются в катехизации таких катехуменов?
Церковь с древности принимала в свое лоно каждого человека, ищущего Бога и стремящегося жить по-божески. Вера Церкви в человека выражалась и в том, что каждый считался достойным научения, не крестили неверующих. Это зафиксировано в церковных канонах (см. 78 правило VI Вселенского собора и 46 правило Лаодикийского собора)[2]. Церковь понимала, что болезнь или предсмертное состояние влияют на полноту усвоения спасительных даров таинства Просвещения, но не исключают саму возможность покаяния и возрождения человека. У учителей древней церкви мы не находим сведений, что больные и умирающие выделяются в особую группу катехуменов; не даются и специальные рекомендации по оглашению таких людей[3]. Есть общая рекомендация: в деле научения сообразоваться с умственными способностями, уровнем образования, восприимчивостью слушающих[4]. К тем, кто не обладает достаточными умственными способностями, требуется проявить бóльшую любовь и терпение[5]. Блж. Августин призывает катехизатора уподобиться Христу в любви к непонятливому катехумену. Если же катехумен проявляет крайнюю степень невосприимчивости, Августин советует «кратко пробежать остальное и вбивать, пугая будущим судом, самое необходимое: о единстве Православия, об искушениях, о христианском образе жизни», «больше говорить о нем [т.е. невосприимчивом слушателе] Богу, чем ему о Боге»[6]. Когда оглашаемый внимает увещаниям, обращается и, по мере своих сил, делается лучше, то его можно посвящать в таинства[7]. В случае тяжелой болезни или угрозы смерти катехизация сокращалась, но каноны требовали обязательного восполнения научения, если такой человек выздоровеет (см. 47 правило Лаодикийского собора)[8]. Нельзя было крестить не только неверующего, но и бесноватого, одержимого человека (Тим. 2)[9]. Ничего более о катехизации больных и умирающих в древней церкви мы сказать не можем.
В современной церкви мы знаем несколько примеров систематического подхода к катехизации больных и умирающих. В католической церкви есть утвержденный папой Павлом VI Чин христианского посвящения взрослых, который включает в себя упрощенную его форму, используемую в том числе для больных, и краткий вариант, который используется в случае смертельной опасности[10]. Мы не собирали сведений, как осуществляется катехизация больных и умирающих в протестантских деноминациях и в других православных церквах, кроме РПЦ. В РПЦ движение к тому, чтобы не крестить без научения и восполнять научение для тех, кто крещен, но не научен, только начинается. Поэтому соборно утвержденного, разработанного подхода к научению как нормальных, так и особенных катехуменов еще не существует. Часто под воцерковлением больных и умирающих понимается непосредственная подготовка к таинствам без научения. Нам известно, что есть опыт длительной катехизации больных в одном из приходов в Киеве. К сожалению, на данный момент об этом опыте нам известно только то, что по сравнению с нормальной катехизацией, которая проводится от 1 года до 3 лет, катехизация больных сокращается до 3-6 месяцев[11]. Наиболее полно возможный подход к катехизации больных и умирающих изложен в магистерской диссертации свящ. Георгия Кочеткова[12]. В согласии с принципами, изложенными в этой диссертации, проводится катехизация в Преображенском братстве. Кроме этого мы можем опираться в своем анализе на беседы митр. Антония (Блума)[13] и на работы православных психиатров Д. Е. Мелехова[14], Б. А. Воскресенского[15], то есть на пастырский и врачебный опыт, который необходимо учитывать катехизатору. Мы будем, в первую очередь, уделять внимание православному опыту, как более значимому для нас.
Важно заметить, что в настоящее время часто приходится готовить уже крещенных людей, но непросвещенных, не наученных вере и жизни по вере, к воцерковлению, сознательному участию в таинствах. Это касается как здоровых катехуменов, так и больных. Катехизация таких людей, как правило, не отличается от катехизации некрещенных[16]. Нередки также случаи, когда на катехизацию приходит человек, который уже регулярно причащается без научения и понимания, в чем он участвует.
Границы второго этапа оглашения тяжелобольных, психически больных и умирающих. От человека, приступающего к просвещению, как минимум нужно требовать, чтобы он не совершал этических смертных грехов (не был прелюбодеем, любодеем, идолопоклонником и т.п.). Подготовка к крещению (воцерковлению) может быть завершена, когда у катехумена есть вера в Единого Бога и во Христа и покаяние, осознание своей греховности и желание от нее избавиться[17]. Канонические ограничения древней церкви не потеряли своей актуальности и сегодня: нельзя крестить (или воцерковлять) не только неверующего[18], но и одержимого. Также нельзя крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии или человека, не имеющего человеческого облика[19].
Длительность и содержание второго этапа оглашения. Если есть необходимость сокращать церковное научение, то традиционно сокращается, прежде всего, первый этап (катехизация слушающих) и третий этап (таинствоводство), о чем уже было сказано в сообщении о. Георгия Кочеткова. Второй этап, за исключением самых тяжелых случаев, не сокращается. Длительность этапа просвещения в несокращенном варианте может быть от 6 недель (современная католическая церковь)[20] до 8 недель (Преображенское братство)[21]. Второй этап может не сокращаться, но упрощаться. Например, сохраняются основные тематические беседы (о Боге и творении, заветах человека с Богом, грехопадении и истории спасения), а вспомогательные (о каноне Священного писания, богослужении, истории церкви и т.п.) опускаются. Разъясняется молитва Господня, евангельские блаженства, Символ веры (пока без вхождения в догматику, керигматически, то, что зафиксировано в догматах, называется, но не объясняется)[22]. Усвоение знаний может быть затруднено, поэтому объем научения надо минимизировать, по возможности избегая трудных мест и сложных форм изложения[23]. Если научение нужно сократить до одной-двух бесед, то катехумену важно сказать о грехопадении, причине зла и греха в мире, об исцелении от греха, спасении через веру во Христа и приобщении к Его жизни, и в связи с этим – о значении таинства Крещения[24].
Литургическая часть просвещения тяжелобольных, психически больных и умирающих
Чины оглашения просвещаемых в православной церкви состоят из 3 частей. Первая часть – молитва «во еже сотворити оглашенного», на начало просвещения. Вторая часть – три запретительные молитвы на дьявола (экзорцизмы), которые могут неоднократно повторяться во время этапа просвещения, и так называемая «четвертая молитва», которая читается один раз непосредственно перед принесением крещальных обетов. Третья часть – это чин отречения от сатаны и сочетания со Христом (принесение крещальных обетов)[25]. Этому чину может предшествовать специальная молитвенно-покаянная встреча и исповедь за всю жизнь[26].
Молитва на начало просвещения, «четвертая молитва», а также чин отречения и сочетания совершаются только над некрещенными, крещенные катехумены могут присутствовать при совершении этих молитв и, тем самым, восполнять собственное крещение. Экзорцизмы возможно читать и над уже крещенными, но непричащающимися катехуменами. В случае, когда катехумен не только болен, но и одержим чуждыми духами сомнения, неверия, страха, раздвоенности, экзорцизмы имеют особое значение[27]. Молитвенно-покаянная встреча и исповедь за всю жизнь возможны как для крещенных, причащающихся, так и для некрещенных[28].
Если все просвещение вместе с самим Крещением совершается за один или несколько дней, тогда из чинов можно оставить только «четвертую молитву», молитвенно-покаянную встречу с исповедью за всю жизнь и третью часть – чин отречения и сочетания[29].
Объем чинов зависит также от состояния катехумена[30]. Каждый катехизатор должен быть готов к тому, чтобы в случае необходимости совершить крещение кратко без предварительных чинов. Если катехизатор – мирянин и есть опасность, что катехумен не сможет дождаться священника, необходимо совершить крещение мирянским чином.
Важно, чтобы молитвы совершались на понятном для катехумена языке, а все чины совершались при участии членов церковного собрания. В чинах католической церкви особое внимание уделяется свидетельству верных о том, что катехумены достойны посвящения и Крещения[31].
Отдельно стоит сказать о возможности проведения исповеди за всю жизнь для безъязычных. Отсутствие речи у просвещаемого не является непреодолимым препятствием для совершения исповеди. В «Учебнике для сестер милосердия…» и в «Настольной книге священнослужителя» есть указания, как совершать такую исповедь[32]. В опыте Преображенского братства были случаи как проведения исповеди за всю жизнь просвещаемой, утратившей речь в результате болезни, так и проведения регулярной исповеди молодых людей с психическими заболеваниями, которые никогда не владели произвольной речью. Во всех этих случаях покаяние было действенным и плодотворным. Свидетельства об исповеди безъязычных можно найти и в Интернете[33].
Требования к катехуменам. Минимальные требования мы обозначили, когда говорили о границах второго этапа оглашения (с самого начала просвещения – отсутствие этических смертных грехов, в конце – вера в Единого Бога и во Христа, минимальное покаяние, т.е. осознание своей греховности и желание от нее освободиться). В зависимости от состояния катехумена требования могут приближаться к тем, что предъявляются к здоровым катехуменам: ежедневная личная молитва, еженедельное участие в церковных богослужениях, посещение огласительных встреч, чтение Писания и духовной литературы по программе, покаяние и исправление жизни (например, через составление и исполнение личных этических заповедей), посильный пост, заучивание наизусть Символа веры, молитвы Господней, евангельских блаженств и 10 заповедей Моисея[34]. В полном объеме эти требования могут быть применимы ко многим психически больным (конечно, не в стадии обострения болезни).
В католической церкви упрощенный чин посвящения совершается при условии, что катехумен достаточно наставлен в вере и участвует в жизни общины, а при совершении краткого чина желающий креститься дает обещание восполнить катехизацию в случае выздоровления или восстановления сил[35].
Требования к катехизатору, помощникам, поручителям. От всех участников огласительного процесса требуется особый такт, деликатность, внимание к катехумену, трезвенность[36]. Требуется преодолевать чувство брезгливости, если оно возникает[37]. Если катехизатор не имеет достаточно времени, терпения, сил для оглашения тяжелобольных, психически больных и умирающих, лучше просить помощи, не браться самому за это дело[38]. Трезвенность катехизатора, поручителей и помощников должна проявляться в адекватном отношении к состоянию катехумена и медицинской помощи, когда она требуется, как традиционной, так и нетрадиционной. Важно, чтобы средства лечения не противоречили по духу христианским, т.е. не были магическими, колдовскими, знахарскими[39]. Необходимо знать диагноз больного, особенности течения заболевания, возможный прогноз.
Возрастает роль поручителей в подготовке к крещению (воцерковлению) тяжелобольных, психически больных и умирающих. Имеют значение духовно-душевные, церковные качества поручителей, мера их ответственности и подготовленности. В сложных случаях катехизатору приходится доверять свидетельству поручителя больше, чем своему впечатлению или медицинским данным. Поэтому требуется, чтобы катехизатор уделял особое внимание поручителям[40]. Несогласованность действий участников огласительного процесса может быть опасна.
Особенности характера и формы проведения огласительных встреч. Особые акценты в катехизации тяжелобольных, психически больных и умирающих.
Подготовка к крещению (воцерковлению) в этих случаях становится предельно личной и щадящей внешние силы человека[41]. Нужно всегда следить за появлением первых признаков перевозбуждения или переутомления[42]. Необходимо учитывать не только состояние катехумена, но и обстоятельства его жизни, возможности катехизатора и помощников. Оглашение должно происходить более динамично, трезвенно-радостно, с большим акцентом на светлой цели, на надежде и ее действии, и уже в связи с этим – на необходимости покаяния[43].
Для умирающего возможны только индивидуальные беседы, для тяжелобольных, как правило, тоже. Психически больные могут хорошо проходить катехизацию в группе, если они не разрушают группу или не находятся в состоянии обострения. Если больных в группе несколько, требуется уделять особое внимание каждому[44]. Для особых катехуменов больше подходит специальная группа, где программа адаптирована к их возможностям. В отдельных случаях возможно просвещение в группе обычных катехуменов, но с индивидуальным подходом к больному человеку.
Особо трудным случаем является оглашение «безъязычных» – немых, глухонемых или других тяжелобольных и умирающих, находящихся в ясном сознании, но не имеющих возможностей что-либо выразить словами. В таком случае для налаживания контакта требуются еще специальные знания. Требуется проповедовать Слово без взаимного слова, для такой проповеди необходимо творчески искать разные возможности. Требуется «терпеливо налаживать живое общение уверовавшего человека с Богом и Церковью на языке хотя бы … условных жестов или иных знаков, не допускающих двусмысленности в главном». К безъязычному нельзя относиться как к бесловесному, как к человекообразному существу. Если это человек взрослый, нельзя относиться к нему и как к младенцу, независимо от уровня его интеллектуального развития или наличия у него внешней речи[45]. Нужно помнить, что силу имеет не только слово, но и молчание, что возможно общение «по ту сторону слов», от сердца к сердцу[46]. Особое значение такое общение приобретает не только для безъязычных, но и для всякого больного, умирающего.
В случае тяжелых болезней катехизатору важно знать, излечима ли болезнь, не приводит ли она к уродству или к серьезным ограничениям в настоящем или будущем в семейной, социальной, профессиональной, церковной жизни больного. Если подобные ограничения существенны, требуется помочь больному преодолеть комплекс неполноценности, тщательно объяснив ему, что полнота человеческой жизни проистекает в первую очередь от полноты благодати Духа Святого. Нельзя допускать, чтобы целью крещения (воцерковления) больного были только целительские мотивы. Больному надо дать понять, что мы верим во всемогущество Божие, но не свое, и надеемся на Божью милость[47]. Важно приложить особые усилия, чтобы разубедить больного в том, что он стал обузой для всех[48]. Покаяние больного часто затруднено, также оно может быть слишком аффективным, внешне эмоциональным, неглубоким или абстрактным. Поэтому больному требуется особая помощь в подготовке и совершении покаяния, чтобы его покаяние было максимально полным, истинным и искренним[49].
Если оглашается умирающий, нужно помочь ему пережить опыт богообщения, соединиться со Христом уже в этой жизни, чтобы в таком единении обрести вечность[50]. Важно помочь умирающему примириться с Богом и ближними, освободиться через покаяние от всего, что тяготит его совесть[51]. Желательно, чтобы катехизатор знал, какие фазы проходит человек в предсмертном состоянии[52]. В общении с умирающим особенно важны неторопливость, умение выслушать, помолчать[53]. Тем, кто помогает умирающему подготовиться к крещению (воцерковлению) хорошо до конца сопровождать его благодатной молитвой и общением[54].
Когда оглашается психически больной, особенно важно различать проявления душевной болезни и болезни духа, одержимости[55]. Установить различие между беснованием или иной духовной болезнью и психопатологией очень трудно. Человек может быть психически больным, но духовно здоровым. Критериями духовного здоровья, по свт. Феофану Затворнику, являются жажда Бога, благоговение и страх Божий, совесть, приводящая к покаянию[56]. Бывает и обратная ситуация, когда человек психически здоров, а духовно болен, одержим[57]. По мнению свящ. Георгия Кочеткова, о бесновании можно говорить в том случае, когда источник зла, находящийся в сердце человека, становится постоянным и отравляет все его существо[58].
Нужно учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента людей, помнить, что человек свободен только в духовной сфере и сознательном выборе пути к Богу или отвержении Его, но в сфере душевной он детерминирован[59].
Важно различать психически больных людей и психически болезненных, не обладающих устойчивой психикой. Психоболезненность нужно учитывать как трудность противоречивого характера[60], а психическую болезнь еще нужно лечить. Когда такое лечение необходимо, важно вовремя рекомендовать катехумену обратиться к врачу[61]. В случае психической болезни нужно учитывать степень поражения, распространение заболевания (генерализацию), соотношение религиозных переживаний и болезни[62]. Если религиозные переживания могут спровоцировать обострение заболевания, то катехизацию необходимо отложить. Катехизатору нужно не только направлять катехумена к врачу, если необходимо лечение, но и самому действовать в согласии с врачом, т.к. врач может подсказать, на что обращать внимание при различных расстройствах. Бывают случаи, когда катехизацию не удается провести единым циклом, ее приходится прерывать на время обострения и возобновлять в стадии ремиссии.
Для воцерковления психически больных большое значение имеют физический труд, дружеское общение с верующими людьми, участие в богослужениях, творчество[63].
Особо трудный случай – воцерковление людей с серьезными нарушениями психического и интеллектуального развития. Очень часто под их воцерковлением подразумевают социализацию в христианском контексте. Рассматривают вопросы, как помочь семье такого человека, как включить его и его семью в общение, в жизнь церковного собрания, как обсуждать с такими людьми евангельские сюжеты, способствовать их участию в таинствах. Уделяется внимание педагогическим проблемам[64]. Почти ничего не говорится о том, как помочь такому человеку возрастать в вере, входить в дух и смысл Евангелия, церковных таинств, исправлять жизнь, совершенствоваться в молитве. В трудах Жана Ванье большой акцент делается на любви к слабым и принятии каждого человека таким, какой он есть, о возможностях духовного роста Жан Ванье говорит в связи с созданием атмосферы любви и доверия[65]. На наш взгляд, недостаточно быть только внимательными, любящими, благодарными наблюдателями происходящего, поддерживающими всякое доброе изменение, всякое движение к воцерковлению. Возможно и нужно направлять процесс воцерковления людей с выраженными психическими и интеллектуальными нарушениями. В таких случаях трудно говорить о целостном и последовательном проведении оглашения, пусть даже сокращенном и упрощенном. Однако это не означает, что Просвещение человека невозможно. Как правило, оно не ограничено временными рамками, длится всю жизнь. Также невозможно разделить здесь первый и второй этап оглашения, в таком научении могут быть элементы того и другого одновременно, хотя в большей степени можно говорить о первом этапе, оглашении «слушающих». Все это может происходить одновременно с участием человека в жизни церкви и таинствах (покаяния, Евхаристии, при необходимости – Елеоосвящения), при чем, и участие в жизни церкви, и участие в таинствах здесь особенно благодатно и целительно. Конечно, таинствоводство в таких случаях невозможно, но подготовка к участию в таинствах необходима и возможна. Часто такие люди особенно восприимчивы к духу, поэтому важна духовная атмосфера, состояние духа тех, кто помогает человеку в воцерковлении. Возможности для научения через слово бывают сильно ограничены, но всегда возможно научение через опытное переживание. Для приобретения добрых навыков важна регулярность и повторяемость, когда изо дня в день приходится совершать одно и то же. Также имеет значение сила как евангельского, так и художественного или музыкального слова и образа, красота и гармония[66]. В научении акцент делается как на нравственных, этических моментах, так и на образе Христа, обращенности каждого верующего ко Христу и Богу Отцу.
Следует учитывать, что при некоторых заболеваниях (например, при тяжелой форме аутизма или шизофрении с раннего детства) бывают случаи, когда человек не говорит, внешне ведет себя как глубоко умственно отсталый, при этом обладает богатой внутренней речью и высоким уровнем интеллектуального развития, позволяющим постигать не только простое научение, но и сложное научное знание. В таких случаях нужно учитывать одновременно и уровень поведения человека (к такому человеку применимо многое из того, что сказано в предыдущем абзаце), и уровень его интеллекта и внутренней речи. Можно предположить, что для такого человека возможно освоение всех трех этапов оглашения без сокращения и упрощения. Особая задача в данном случае – найти форму, чтобы человек мог проявить свою словесность вовне. Это возможно как через письмо или печатание текста, так и через систему особых знаков, соответствующих буквам и словам. Мы сказали, что такое научение возможно, но вопрос о его целесообразности остается. С одной стороны, дух и разум такого человека нуждаются в пище, с другой стороны, важно, чтобы разрыв между уровнем поведения человека и его внутренним развитием не стал невыносимым для него самого, важно, чтобы церковное научение способствовало достижению гармонии. Общение с такими людьми есть в нашем личном опыте, также есть единичные свидетельства о таких людях у священников и мирян[67], однако нам пока ничего неизвестно о попытках их церковного научения.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
- Церковь с древности никому не отказывает в христианском научении. Однако древние авторы не выделяли больных и умирающих в отдельную категорию, не давали специальных рекомендаций, как их оглашать. В современной церкви опыт христианского научения тяжелобольных, психически больных и умирающих не является широко распространенным. В католической церкви есть общепринятый подход к катехизации как нормальных, так и особенных катехуменов, в православной церкви можно говорить только о возможном подходе.
- Просвещение больных и умирающих можно начинать, если катехумен уже не совершает этических смертных грехов. Просвещение таких катехуменов может завершаться Крещением или воцерковлением, если просвещаемый имеет веру во Единого Бога и Христа и испытывает покаяние. Без минимальной веры и покаяния крестить нельзя, для больных и умирающих здесь не должно быть исключений. Также невозможно крестить одержимого, находящегося без сознания или утратившего человеческий облик.
- Второй этап оглашения больных и умирающих, будучи главным ядром оглашения, сокращается только в самых крайних случаях, в отличии от первого этапа (оглашения слушающих) и третьего этапа (таинствоводства, мистагогии). Но содержание второго этапа упрощается в зависимости от восприимчивости просвещаемого. Также могут сокращаться и упрощаться молитвенные чины. В случае выздоровления катехумена требуется восполнить недостаток научения.
- Просвещение больных и умирающих совершается церковно, при участии членов церковного собрания.
- В зависимости от тяжести состояния катехуменов, требования к ним становятся минимальными, а требования к катехизатору, помощникам, поручителям, наоборот, возрастают. От катехизатора, помощников и поручителей требуются еще не только минимальные духовные, но и специальные медицинские, психологические знания.
- Акцент в просвещении делается на надежде, светлой цели, приобщении ко Христу и вечной жизни и только в связи с этим – на покаянии. В каждом случае (тяжелой или психической болезни, близости смерти) есть свои особенности научения, которые надо знать и учитывать. К каждому больному и умирающему требуется индивидуальный личностный подход.
- Наиболее сложным является случай оглашения безъязычных катехуменов, а также людей с выраженным нарушением интеллектуального и психического развития. Таких людей чаще удается социализировать в христианском контексте, чем воцерковить, однако их воцерковление возможно.
- Практика оглашения тяжелобольных, психически больных и умирающих не только возможна, но и крайне необходима современной церкви. Мы надеемся, что подобный практический опыт будет накапливаться и тщательно исследоваться.
Источники и литература
- Августин, блж. Об обучении оглашаемых // Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15. – С. 25-55.
- Каноны или Книга правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. – СПб., 2000.
- Климент Александрийский. Строматы. Т. 1 (Книги 1-3). – СПб., 2003.
- Ориген. Против Цельса: Апология христианства. – М., cop.1996.
- Чин христианского посвящения взрослых. – М., 2002.
- Антоний (Блум), митр. Сурожский. Труды. – М., 2002.
- Ванье, Жан. Каждый человек – священная история. – М., 2009.
- Воскресенский Б.А. Некоторые аспекты клинического подхода к душевнобольным-верующим // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. – № 4.
- Воскресенский Б. А. Расстройства личности: духовное или душевное? // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции. – М., 2003. – С. 134-140.
- Дашевская З. М. Парадигма предоглашения людей с аномалиями и особенностями душевно физического состояния (тяжелобольных, психически больных и умирающих): практика древней церкви и современный опыт // Сборник материалов и методических разработок по предоглашению: Пособие для катехизаторов. – М., 2008. Ркп. – С. 29-41.
- Кочетков Георгий, свящ. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. – М., 2007.
- Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – М., 1998.
- Настольная книга священнослужителя. Т. 4. – М., 2001.
- Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: сборник. – 3-е изд., испр. – М., 2003.
- Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. – СПб., 2000.
- Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Благовест, 2001.
____________________
[1] Я здесь ссылаюсь на устное сообщение о. Георгия на нашем семинаре, которое еще не опубликовано. Знаю, что на предыдущих докладчиков ссылаются на конференции, но как это оформляется, если текст еще не опубликован, я не знаю.
[2] Каноны или Книга правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. – СПб., 2000. – С. 93, 145.
[3] Дашевская З. М. Парадигма предоглашения людей с аномалиями и особенностями душевно физического состояния (тяжелобольных, психически больных и умирающих): практика древней церкви и современный опыт // Сборник материалов и методических разработок по предоглашению: Пособие для катехизаторов. – М., 2008. Ркп. – С. 35.
[4] См.: Климент Алексендрийский. II Стром., VI, 25, 3; Ориген. Против Цельса, III, 52; IV, 18; Августин. Об обучении оглашаемых, 7.4, 12.1.
[5] Августин. Там же. 12.1-5, 13.8, 14.1, 15.4.
[6] Там же. 15.4.
[7] Ориген. Против Цельса, III, 59.
[8] Каноны или Книга правил… С. 146.
[9] Там же. С. 315. Допускается крещение бесноватого перед смертью, однако основания для такого исключения не объясняются.
[10] Чин христианского посвящения взрослых. – М., 2002.
[11] См.: http://ekaterina.org.ua/pages/hist_kateh.html (дата обращения: 22.01.2013)
[12] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – М., 1998.
[13] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Труды. – М., 2002.
[14] Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: сборник. – 3-е изд., испр. – М., 2003.
[15] Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты клинического подхода к душевнобольным-верующим // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. – № 4; Воскресенский Б. А. Расстройства личности: духовное или душевное? // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции. – М., 2003. – С. 134-140.
[16] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 87.
[17] Там же. С. 91, 181; Чин христианского посвящения взрослых. П. 279, 285.
[18] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 143.
[19] Там же. С. 140-141.
[20] Чин христианского посвящения взрослых. П. 61.
[21] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 86.
[22] Примерный план тематических встреч см.: Кочетков Георгий, свящ. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. – М., 2007. С. 443-446.
О керигматическом научении на 2 этапе оглашения см. Там же. С. 14.
В католической церкви на этапе просвещения акцент делается уже не на катехизации, а на покаянных усилиях человека и благодатной помощи церкви в этом, для чего по воскресеньям проводятся так называемые исследования, очищающие сердце катехумена от всего греховного и злого и завершающиеся экзорцизмами. Также в период просвещения вручается молитва Господня и Символ веры, произносятся соответствующие проповеди. Но вручение молитвы Господней и Символа веры может совершаться уже на первом этапе. См.: Чин христианского посвящения взрослых. П. 25, 184, 189.
[23] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 137.
[24] Там же. С. 143-144.
[25] Там же. С. 25-26. О чинах в католической церкви см.: Чин христианского посвящения взрослых. ПП. 133-212 (несокращенные чины), а также ПП. 240, 242, 245-246, 259-260, 274-276, 278, 281, 290, 294 (о том, как сокращаются чины в разных случаях и как они восполняются после выздоровления), ПП. 302-303 (о чинах для крещенных).
[26] Кочетков Георгий, свящ. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. – С. 446.
[27] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 139.
[28] См.: Кочетков Георгий, свящ. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. – С. 446.
[29] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 29-30.
[30] Там же. С. 137.
[31] Чин христианского посвящения взрослых. ПП. 249, 286 и др.
[32] Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. – СПб., 2000. С. 193-194; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. – М., 2001. – С. 261.
[33] См.: http://nnnannn.livejournal.com/2010/11/12/ (дата обращения: 22.01.2013)
[34] Кочетков Георгий, свящ. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. – С. 11-12, 443-444.
[35] Чин христианского посвящения взрослых. ПП. 241, 277, 279, 282, 285, 294.
[36] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 137, 141-142.
[37] Там же. С. 137.
[38] Там же.
[39] Там же. С. 136.
[40] Там же. С. 134-135.
[41] Там же. С. 141.
[42] Там же. С. 137.
[43] Там же. С. 135.
[44] Там же. С. 137.
[45] Там же. С. 182-185.
[46] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Тело и материя в духовной жизни // Труды. – С. 132-134.
[47] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 135-137.
[48] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Тело и материя в духовной жизни // Антоний (Блум), митр. Сурожский. Труды. – С. 130.
[49] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 137.
[50] Там же. С. 144.
[51] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Смерть // Антоний (Блум), митр. Сурожский. Труды. – С. 68, 74.
[52] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 144-145.
[53] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Пастырь у постели больного // Труды. С. 145-147.
[54] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 144.
[55] Там же. С. 139.
[56] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Благовест, 2001. – С. 27-28.
[57] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 140.
[58] Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. – С. 120
[59]Там же. С. 28.
[60] См.: Воскресенский Б. А. Расстройства личности: духовное или душевное? // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции. М., 2003. С. 134-140.
[61] Кочетков Георгий, свящ. Тáинственное введение в православную катехетику. – С. 138-139. Проф. Д. Е. Мелехов перечисляет, в каких случаях необходимо обращаться к врачу. См.: Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. – С. 27.
[62] См.: Воскресенский Б.А. Некоторые аспекты клинического подхода к душевнобольным-верующим // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. – № 4.
[63] Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. – С. 28, 163-165.
[64] См. доклады на Рождественских чтениях: Царевский Леонид, прот. Проблемы воцерковления детей-инвалидов. 2006 г. Режим доступа: http://tvspas.ru/article/index.php?ELEMENT_ID=9543 (дата обращения: 22.01.2013); Мелитон (Присада), иером. Опыт воцерковления и духовной реабилитации детей с особенностями развития на примере Сергиево-Посадского дома слепоглухих. 2008 г. Режим доступа: http://tvspas.ru/article/index.php?ELEMENT_ID=7939 (дата обращения: 22.01.2013); Климзо Владимир, свящ. Опыт проведения летних лагерей для детей с особенностями развития на базе сельского прихода. 2009 г. Режим доступа: http://davydovo-hram.ru/nashi-novosti/opyit-provedeniya-letnih-lagerey-dlya-detey-s-osobennostyami-razvitiya-na-baze-selskogo-prihoda.html (дата обращения: 22.01.2013)
[65] См., например: Ванье, Жан. Каждый человек – священная история. – М., 2009.
[66] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Тело и материя в духовной жизни // Труды. – С. 104-134.
[67] См.: Умное небо: Переписка протоиерея Александра Меня с монахиней Иоанной (Ю. Н. Рейтлингер). М., 2002. – С. 414; Рашковский Б. Е. В поисках образа и подобия… Рец. на кн.: Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. М., 2000 // Вестник РХД. – 2002. – № 183. – С. 345-351; а также http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=1386&id=1250 (дата обращения: 22.01.2013)