Перейти к основному содержимому
Ирина-Карина Гиздатова
Свято-Филаретовский институт

Миссионерская деятельность священника Кирилла Арженти

XX Сретенские чтения, секция миссиологии, катехетики и гомилетики 
О. Кирилл жил в XX веке, родился в 1919 г. в Марселе в неверующей греческой семье, изучал философию в Экс-ан-Прованс и в Оксфорде, а после войны изучал богословие в Афинах. Занимался активной пастырской, катехизической и миссионерской деятельностью, в том числе среди молодежи. Служил более 40 лет. Скончался в 1994 году.

В современной православной церкви одним из самых важных и самых трудных является вопрос просвещения людей. Всё чаще в статьях и в СМИ вспоминают фразу Н. Лескова: «Русь была крещена, но не просвещена». Отец Георгий Кочетков в своей таинствоводственной беседе говорит о том, что таинство Просвещения есть таинство «Крещения в широком и полном смысле слова»1. Таинству Крещения предшествует катехизация, которой в свою очередь предшествует миссия. То есть таинство Просвещения начинается с миссии. Просвещение – это помощь человеку, осознавшему свое рабство греху и злу, обрести свободу, отречься от сатаны и сочетаться с Христом. Но чтобы человек смог осознать это, необходимо христианское свидетельство, чем и занимался всю свою жизнь о. Кирилл Арженти.

В своем выступлении на Дне православия в Париже 24 мая 2001 года Оливье Клеман говорит о православном свидетельстве во Франции и упоминает о. Кирилла: «…поколение, родившееся во Франции в 1920-1935 годах, дало целую плеяду известных нео-святоотеческих богословов, которые обновили подход к вопросу жизни Церкви. В то же время, подобное призвание проявилось и в греческой среде, особенно через огромный катехизический труд о.Кирилла Арженти» [12, с. 1]. Одним из его трудов стал «Православный катехизис», который называется «Жив Бог» (Лондон : Overseas Publications, 1990), главным составителем которого являлся о. Кирилл.

Кроме катехизаторской деятельности, о.Кирилл занимался и миссией, внешней, то есть за границами Церкви, и внутренней, то есть миссией внутри формальных, официальных границ православной Церкви 2.

Как в жизни каждого человека, в жизни о. Кирилла были события, которые привели его к Богу, которые стали ключевыми на пути служения. О таких событиях вспоминают, например, Валер де Прик и Поль Лядусор, авторы текстов в журнале «Фаворский свет», в статье «Отец Кирилл Арженти (1919-1994), неустанный работник в винограднике Божьем» (Lumière du Thabor. 2007. №33). О. Кирилл был крещен в детстве, бабушка водила его на причастие один раз в год на Светлой седмице, а его гувернантка, очень верующая католичка, научила его нескольким молитвам, в том числе молитве «Отче наш». В 18 лет, оказавшись в очень тяжелой семейной и социальной ситуации, он пошел в храм и молился о том, чтобы его решение соответствовал воле Божией. Когда будущему о. Кириллу было 19 лет, его попросили прочитать детям и подросткам историю Воскресения. И когда, читая рассказ об Иоанне и Петре у гроба Христова, он понял, что это рассказ очевидца, тогда он принял Воскресение Христа как реальность. Во время Второй Мировой войны, после оккупации Марселя немцами в 1942 году, о. Кирилл помог спасти десятки евреев, за что много лет спустя, в 1990 году, получил награду от еврейского мемориала «Yad Vashem» («Яд Вашем»). В 1944 году о. Кирилл был схвачен Гестапо, но был освобожден безо всяких пыток, для о. Кирилла это было действием Божьим. После войны он изучал богословие в Афинах, 5 месяцев провел в монастыре на о. Парос, где он понял суть монашеской жизни – быть наедине с Богом. По словам Валер де Прик и Поля Лядусор, «в течение всей своей проповеднической жизни Кирилл оставался настоящим монахом, монахом в миру, как Матерь Мария Скобцова и отец Лев Жиле» 3.

После рукоположения во священники в 1950 году о. Кирилла назначили викарием греческого прихода в Марселе, где он служил до 1962 года.

Ещё одним шагом к служению стала болезнь о. Кирилла, ревматизм, из-за которого в 1962 он пролежал шесть месяцев в больнице, и ещё шесть месяцев потребовалось на восстановление, поскольку болезнь полностью парализовала его. Именно после этого события в его жизни о. Кирилл начал проводить конференции и беседы, и это подвигло его к особым размышлениям на три темы: Святая Троица как Бог-Любовь, смысл построения литургии и соборность в Церкви.

Будучи греком по происхождению, о. Кирилл совершал монашеское и священническое служение в Марселе более сорока лет. Он основал православный франкоязычный приход святого Иринея Лионского, строительство которого началось в 1978 году. О. Кирилл был членом Экуменического Совета церквей, Православного братства в Западной Европе и ассоциации ACAT (Action des chrétiens pour l’abolition de la torture) – «Действия христиан за отмену пыток».

Практически сразу после рукоположения во священники, о. Кирилл Арженти начал говорить о том, как важно служить на том языке, на котором говорят приходящие в храм люди, чтобы они могли понимать язык богослужения. Но только в 1964 году о. Кирилл смог получить разрешение епископа Мелетия (Карабиниса) послужить первую литургию на французском языке. В 52 номере журнала «Orthodoxes à Marseille» 4 было опубликовано его собственное свидетельство: «Это была моя мечта с самого начала. Я добился разрешения служить на французском и смог начать освобождать литургическую общность от общности этнической» [9, с. 3].

10 лет спустя возникла Ассоциация святого Иринея, основателями которой были о. Кирилл Арженти, Александр Якиманский, Анна-Мари Мустака, Мари и Андрей Боррели. Статья 2 устава определяла цель новой Ассоциации: Обретать и углублять опыт христианской православной веры, способствовать процветанию общинной жизни во Христе, поддерживать единство православных христиан и укоренение православной Христовой церкви во Франции. Речь шла об участии в обустройстве поместной церкви, то есть о переходе от распределения епархий по этническому признаку к экклезиологии, основанной на епархиях по территориальному признаку. Главным признаком должна быть не принадлежность к определенной национальности, а экклезиологическое сознание верующих. В той же статье сообщалось о необходимости развивать использование французского языка в богослужениии. На тот момент у о. Кирилла было разрешение архиепископа Афинагора (Кавадаса) служить литургию на французском только одно воскресение в месяц.

В ожидании возможности открыть церковь Ассоциация создала Православный Центр святого Иринея Лионского, который 5 мая 1979 открыл года митрополит Мелетий (Карабинис), митрополит Галльский с 1963 по 1988 год. В этом центре о. Кирилл разрешил собираться молодёжи и начинает сам проводить миссионерские и катехизические встречи для детей и подростков.

В 1983 году митрополит Мелетий служил первую службу в новой церкви, о.Кирилл и о. Андрей Боррели, нынешний настоятель прихода, сослужили митрополиту. С 1981 года два прихода – святого Иринея и Благовещенский – решают, что будут каждый месяц служить три воскресных литургии, и митрополит Мелетий благословляет это решение, а в 1989 году в этих приходах происходит еще одно особое событие – обретается целостность и полнота богослужений Светлой седмицы, которые ранее здесь не служились или служились не полностью.

Еще одной возможностью миссии для о. Кирилла и его прихода стал выход журнала «Orthodoxes à Marseille», первый номер которого появился в 1985 году. С одной стороны содержание его было в основном информационным, в то же время в журнале публиковались статьи миссионерского характера. Первый номер содержал девять разделов, освещающих разные темы: жизнь в приходах Юга Франции, Молодежное движение JOM, благотворительная ассоциация Св. Георгия, передачи на марсельском экуменическом радио «Диалог» 5. Заголовок статьи о приходе святого Иринея звучит так: «Почему церковь французского языка? Новые фрески, расписание богослужений, конференции и катехизация».

О. Кирилл практически сразу после рукоположения стал заниматься детьми и молодежью. В 1953 году, всего через два года после рукоположения во пресвитеры и назначения настоятелем на приход Святого Иринея, о. Кирилл основал недалеко от Марселя скаутский отряд, названный также в честь Святого Иринея Лионского. Имя св. Иринея было им выбрано, поскольку святой Ириней был свидетелем апостольского общения, являясь учеником Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником евангелиста Иоанна Богослова. А апостольское общение – это общение во Христе и свидетельство о Христе. Пример святого Иринея Лионского вдохновлял о. Кирилла ещё и потому, что св. Ириней был приверженцем того, что молитва должна быть понятной тому народу, с которым ты служишь. Так и о.Кирилл, хотел миссионерствовать детям и молодежи на понятном для них французском языке. Как повествует история прихода Святого Иринея, однажды состоялся диалог между о.Кириллом Арженти и архиепископом Фиатирским и Великобританским Афинагором (Кавадосом):

- Монсеньор, позвольте миссионерствовать и воцерковлять детей на французском языке?

- Нет.

- Но, монсеньор, многие из этих детей не понимают греческий или понимают его совсем плохо.

- Это не важно, главное, чтобы они слышали греческий [16, с. 1].

В 1968 году о. Кирилл основал братство “Православная молодежь Юга Франции” (“La Jeunesse Orthodoxe du Midi” – JOM) и стал первым его духовником . Это движение было основано соответственно закону 1901 года об ассоциациях 6, и оно опиралось на уже существующую систему катехизации взрослых и детей через молитву в общине, совместную жизнь в летних выездных лагерях. Ещё одной задачей является взаимопомощь – в первую очередь старших младшим в научении вере.

Кроме собирания и свидетельства, обращенного к молодёжи, в родном городе и в своем приходе, оКирилл Арженти участвовал в съездах православной молодёжи из других городов и стран – во всемирных съездах РСХД 7. В августе 1982 года о. Кирилл также принимал участие в съезде Синдесмоса 8, проходившем в Марселе, темой которого было «Единство и миссия». Материалы этого съезда содержат пять проповедей о. Кирилла Арженти, содержание которых так же связано с миссией и в которых мы можем увидеть скорее то, что о. Кирилл говорит о самой миссии. Проповеди о. Кирилла выражают его взгляды, в соответствии с которыми он жил и действовал. В одной из проповедей, опираясь на слова Писания «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…» 9 (Лк 2:10-11), о. Кирилл говорит: «Миссия и есть явление этой великой радости. А чтобы возвестить об этой великой радости, необходимо сначала её познать, а затем в неё поверить. А когда мы знаем, что новость хорошая и правдивая, мы возвещаем её, повторяем, она распространяется как лесной пожар» [20, с. 1].

В другой проповеди на слова Писания «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20) о. Кирилл напоминает, что это единственный призыв, который мы получили от Господа после Его Воскресения, поэтому он занимает важнейшее место в жизни христиан. «И не говорите, – продолжает о. Кирилл, – что это призвание относится только к апостолам». «Нельзя быть христианином, не будучи миссионером» [20, с. 2], говорит о. Кирилл и напоминает всем: «Миссия начинается с себя самого, миссия начинается с личного примера: в себе самом в первую очередь нужно возвестить благую весть, и именно я должен в первую очередь претворить в жизнь заповеди Христа. Если мое свидетельство не изнутри моей собственной жизни, оно ничтожно» [20, с. 3].

Ещё в одной проповеди на слова «Я передал им слово Твое» (Ин 17:14) о. Кирилл говорит, что в этой передаче Слова от Бога людям через Христа и есть происхождение миссии, что мы являемся хранителями божественного послания, доверенного нам. И это не просто послание, это Сам Сын Божий, ставший Человеком, говорящий: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). И эта правда, которая «есть предмет миссии, есть скорее смысл миссии, и в то же время основа нашего единства» [20, с. 6].

На литургии, совершаемой в последний день Всемирного съезда Синдесмоса, в день воспоминания усекновения головы св. Иоанна Предтечи о. Кирилл ставит вопрос: «Какой урок мы можем извлечь для себя из мученичества Иоанна в этот день, когда православная молодёжь собралась, чтобы поразмышлять о «миссии и единстве»? Как объединиться так, чтобы передать миру миссионерское свидетельство?» [20, с. 9] и обращает слушающих к евангельскому повествованию, которое дает ответ: идя тем же путем, что и Иоанн Креститель, путём Креста.

Жизнь о. Кирилла Арженти является чередой событий, приведших его сначала в Церковь, а потом и к выходу на пастырское и миссионерское служение.

Будучи рукоположен во священники и поставлен настоятелем, о. Кирилл по-настоящему переживал и заботился о том, что происходит в приходе и в церкви в целом, поэтому он пытался сделать всё, чтобы церковь была живой. Он боролся за то, чтобы можно было служить на французском языке – на языке тех, кто приходит в храм, он помогал бедным и гонимым, во времена гонений на евреев пытался спасать евреев, за что сам чуть было не пострадал, он находился в постоянном диалоге с другими христианами, занимался собиранием людей во Христе. Все ассоциации, общности, основанные им – ACAT, Ассоциация Св. Иринея Лионского, Православное западноевропейское братство, радио «Диалог» и т.д., направлены на собирание и на объединение во Христе.

Создание молодежных движений – в самом начале скаутского отряда, но вскоре Движения православной молодежи Юга Франции, участие в съездах молодежных движений РСХД и Синдесмос, – были направлены на то, чтобы собирать молодежь, свидетельствовать им о Христе и о Любви Христовой.

Труды и статьи о. Кирилла обращены к тем, кто хочет войти в Церковь, и к тем, кто уже в Церкви, но ищет полноты жизни в Ней. В целом деятельность отца Кирилла Арженти всегда была направлена на свидетельство – о Христе, о Его Любви и о возможности единства в Нём.

 

Источники и литература

  1. Аржанти Кирилл, протоиер. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, №1(15), стр. 281-282. 
  2. Жив Бог. Православный катехизис / Пер. с франц. Г. Сидоренко под ред.  прот. Кирилла Фотиева. 2-е изд. , доп. Лондон : Overseas Publications, 1990. 508 с.
  3. Кочетков Ю. Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РХД. 1989. №156. С.5-44.
  4. Осенний Съезд РСХД 10–11 ноября 1965 года / Под. ред. И.В. Морозова // Вестник РСХД. 1965. №79 (IV). Париж-Нью-Йорк : Action Chrétienne des Etudiants Russes. P.72.
  5. Российское зарубежье во Франции, 1919-2000: биогр. слов.: в 3 т. / Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. М. : Наука; Дом-музей Марины Цветаевой, 2008.
  6. Что такое Западноевропейское православное братство. Интервью с о. Сергием Соллогубом // КИФА. 2005. №11(37). С.8.
  7. Argenti Cyrille, archiprêtre. Dieu s'est fait chair. Paris : Desclée de Brouwer, 2012. 313 p.
  8. Argenti Cyrille, archiprêtre. N'aie pas peur. Paris : Cerf, 2012. 378 p.
  9. Argenti Cyrille, archiprêtre. Saint-Irénée, une église orthodoxe de langue française // Orthodoxes à Marseille. 1985. №1. P.3-4.
  10. Behr-Sigel E., Clément O. Grange G. Le père Cyrille Argenti, 1919-1994 // Istina. 1996. Vol.41, №1. Pp.29-34.
  11. Calapodis M. La communauté greque Marseille. Genèse d'un paradigme identitaire (1793-1914). Paris : Harmattan, 2010. 352 p.
  12. Clément O. Témoignage orthodoxe en France. Режим доступа: http://www.unidivers.fr/les-jalons-spirituels-de-bertrand-vergely/ (дата обращения: 8.05.2013).
  13. Dieu est vivant. Paris: Cerf, 1997. 508 p.
  14. Gousseff D. En mémoire de Catherine Aslanoff // Bulletin de la Crypte. 2000. №285. Paris. P.25.
  15. Irénée de Lyon. Contre les hérésies. Dénonciation et réfutation de la gnose au nom menteur // Traduction française par Adelin Rousseau. Paris : Cerf, 1984. 756 p.
  16. Jeunesse Orthodoxe du Midi. Режим доступа: http://saintirenee.free.fr/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=2 (дата обращения: 7.06.2013).
  17. Ortodoxie Locale de Tradition Russe en Europe occidentale. Режим доступа: http://www.oltr.fr/tables-rondes/26-table-ronde-n-1/79-perspectives-d-avenir (дата обращения: 8.05.13)
  18. Parole orthodoxe. Croix de textes parus dans le SOP. Paris : Cerf, 2000. 465 p.
  19. Pryck V., Ladouceur P. Le père Cyrille Argenti (1919-1994), travailleur infatiguable dans la vigne du Seigneur // Lumière du Thabor. 2007. №33. P. 18-19.
  20. Syndesmos. Congrès mondial «Unité et Mission». Marseille. 1982. 6 p.
  21. Vissière I. Les livres du mois. Eglise à Marseille. 2012. №10. 2012. P.20-21. 




1 Кочетков Ю. Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РХД. 1989. №156. С. 6. 

2 Там же.

Pryck V., Ladouceur P. Le père Cyrille Argenti (1919-1994), travailleur infatiguable dans la vigne du Seigneur // Lumière du Thabor. 2007. №33. P. 18.

4 «Православные в Марселе»

5 О. Кирилл Арженти был одним из его основателей [7, с. 11]. Как пишет в аннонсе этой книги журнал «Церковь в Марселе», один из вопросов, на который отвечает данное произведение – как бороться с силой зла в этом мире? [21, с. 20-21]

6 Закон 1901 года утвердил право на образование ассоциаций и установил правила и ограничения союзов. По определению ст. 1, «ассоциация есть соглашение двух или нескольких лиц, по которому они отдают свои познания или свои силы на постоянное служение какой-либо цели, не имеющей в виду извлечения выгод». Отдельное место в законе 1901 г, занимают постановления о религиозных конгрегациях.

7 Русское студенческое христианское движение было основано в 1923 г. на учредительной конференции в г. Пшеров (Чехословакия). С Движением тесно связано парижское издательство “YMCA-Press”, выпустившее немало книг, сыгравших значительную роль в духовном становлении Русского Зарубежья и современной России. С 1928 г. издается журнал «Вестник Русского студенческого христианского движения» (позднее – «Вестник Русского христианского движения»).

8 Всемирное братство православной молодёжи «Синдесмос» (англ. SYNDESMOS) — международная церковно-общественная организация.

9 На фр.яз «великая радость» – «Bonne Nouvelle» («хорошая новость»)