Перейти к основному содержимому
Александра Буданова
Свято-Филаретовский институт

Понятие личности и общины в пастырской практике епископа Макария (Опоцкого)

XX Сретенские чтения, секция богословия и философии

Основным мотивом всех проповедей и бесед владыки является главное дело его жизни – создание братских общин для преображения их членов в сынов Божьих вплоть до полного уподобления Христу. Через эту призму рассматривается всё – Евангелие, праздники, ветхозаветные чтения, псалмы, догматические понятия и таинства. Это же является главным и в рассмотрении понятия личности. Всё это проверялось реальной жизнью братства, сохранившего свои основные ориентиры и внутреннее единство до конца земной жизни последних его членов.

Понятие личности

Владыка Макарий в первую очередь относил слово «личность» к Господу нашему Иисусу Христу. По отношению к человеку оно употреблялось им именно в соотнесении с его желанием достичь полноты возраста Христова, преобразиться из сына греха в сына Божьего, быть носителем Божественных совершенств, с желанием исполнять волю Божью. Иногда слово «личность» употребляется в значении «лицо».

«Личность (в значении «лицо») – тот, кто осознал волю Отца Небесного такого единства между собой (то есть с другими), как между Отцом и Сыном» [2]. Личность всегда устремлена вверх, к Богу. Личность («лицо» – это тот, в ком Бог может обитать. Предлагая собственный перевод с греческого первого прошения молитвы «Отче наш», владыка трактует слово «уранос», как «размышляющий о горнем, лицо, обратившее всё своё внимание на высокое, выдающееся, идеальное» [2]. Далее он уточняет, что «это лицо полностью противоположно лицу, всё своё внимание обратившему на земное, рутинное, греховное. Это ангелы на небе и святые люди на земле. Вот в этих-то личностях (лицах) и обитает Бог. Для таковых он только и является как Отец, то есть любящий и спасающий их как своих детей, и преображает их в своих сынов и дщерей, во всём подобных ему» [2].

Личность у владыки всегда активна и деятельна. Бог может обитать в ней только благодаря её постоянной духовной работе. В беседе о том, кто такой Христос и кто такой верный он пишет: «Верный тот, кто опознал в жизни Иисуса свой личный неизменный пример как идеал личности и подражает ему и достигает полной меры возраста Христова» [2]. Владыка Макарий многократно подчёркивает, что имеется в виду именно реальное, а не умственное подражание и очень жёстко критикует всякие сомнения в возможности этого пути. Что же является подражанием Христу в его земной жизни? У владыки не было никаких сомнений в том, что самым главным делом Христа на земле было создание им общины учеников, живущей в «сродной Ему (Христу) любви» [2], общины, из которой затем выросла Церковь. В той же беседе он пишет : «верный, тот кто понимает Новый завет в крови Господней как призыв к подвигу созидания братской общины и самоотверженной любви к братьям, полагающим за них душу свою, а потому создаёт вокруг себя братсткую духовную семью и самоотверженно любит её» [2] А тем, кто в этом сомневался, владыка говорил прямо «Бог – наш Отец, а не деспот. А кто говорит, что такое единство – братская жизнь невозможна, то это дьявольские речи. Отец знает все наши немощи…Тот, кто налагает на нас эту заповедь, тот является и первым помощником в исполнении её» [2].

Поэтому, личность должна обладать не просто способностью к общению, но и собиранию. И не просто собирать, но и питать собранных воедино. А для этого она сама должна быть оплотом (или плотью) духу Христову, в ней живущему. В беседе на 4-е прошение молитвы «Отче наш» владыка сравнивает личность с плотью Христовой и с хлебом: «Что такое плоть Христова? Плоть – оплот, тот, кто в ком живёт дух Христов, каждый истинный ученик Его, носитель Его духа, подражатель житию Его во плоти. Это апостол Христов, собирающий братию в едино стадо и любящий её как отец своих детей и как Христос. Вот такое благое святое лицо и является истинным хлебом, истинной пищей, питающей и развивающей в нас Христову идеальную жизнь» [2]. Только такая святая личность, во Христе облечённая и может привлекать к себе и собирать около себя братию, а собранных скреплять, сплочать цементом своей Христовой Отчей любви во едино тело – Церковь Божию. В теле Церкви такой человек то же, что обычный хлеб в организме. Хлеб или пища, введённая внутрь нашего организма, срастворяется с ним, преобразуясь в кровь, нервы, жилы, мускулы, коими и поддерживается крепость или связь отдельных членов тела. Подобно сему и плоть Христова – Его верный ученик, преисполненный благодати Отчей любви к собранным им детям» [2].

Таким образом, личность всегда соотносится со Христом, обращена к Богу, открыта и стремится к нему. Личность активна, деятельна, являясь оплотом живущему в ней духу Христову, собирает вокруг себя и питает этим духом желающих преобразиться в сынов и дочерей Божиих, желая между ними единства как между Отцом и Сыном.

Понятие общины

У владыки Макария нет чёткого разделения понятий общины и братства. И то, и то – это духовная семья, созданная для одной цели и обладающая одними и теми же качествами. К понятию братство можно присоединить ещё и некоторую характеристику качества братскости, например «братская любовь», создание братских общин и т.д.

Пока вначале о. Николай, а позже владыка Макарий был штатным священником или епископом, он видел общину как некое ядро прихода, поэтом у и община в ранних текстах называлась приходской.

«Цель приходской общины, – пишет О. Николай в докладе на епархиальных миссионеров в 1914 году, – это дать людям доброй воли возможность без злобной помехи со стороны мира сего преображаться из сынов тьмы в сынов света, из детей дьявола в детей Божиих» [1, 32]. «Этот вид приходской организации я назову общинно – трудовым, – продолжает он, – а проще – семейным. Сердце семейного прихода – это дело благоустроения «христианского трудового братства» с целями и характером святой соборной и апостольской церкви». Другими словами – цель общины – чтобы каждый её член становился личностью. Причиной же создания такой общины или братства может быть только идея братолюбия: «Как из зерна, посеянного в добрую землю, вырастает стебель и плод, так из идеи братолюбия, посеянной в здоровое, непредубежденное самосознание, логично вытекает дело братолюбия – является 4-й вид приходской организации – христиански-просветительное трудовое братство, собранное вокруг людей, подвижников сознательной веры – братолюбцев, смотрящих на братство как на дело Божие, а на себя – как на работников, Самим Господом на это дело поставленных. Главными членами приходской общины являются, конечно, те, которые более всего на свете «любят братство», больше и разумнее всех в общине трудятся для меньшей братии, более других приносят жертв на общую пользу. «Кто из вас хочет быть первым, да будет всем слуга, а кто хочет старейшиной, да будет всем раб»1. У христиан-общинников, таким образом, выдвигается на вид не юридическое первенство сановных господ, а первенство добровольного служения и рабской услуги немощным членам общины. Таков подвиг первенства – слуг братства. Прочие же члены – меньшие братья – с сыновней преданностью принимают наставления в вере и святые примеры самоотверженного братолюбия от первых – старших и отвечают им со своей стороны глубокой благодарной любовью и подражанием им в братской жизни и трудах; конечно, в общине должны быть и распорядители – хозяева, но они скорей испытанные в любви друзья, чем начальники» [1, 31].

Община – «органически целое», «неделимая единица», имеющая определённое значение и цель. Как пример о. Николай Опоцкий приводит бабочку. «Всмотритесь в устройство ее: какая удивительная стройность всех частей организма и соподчинение их закону единства – одной общей для них идее, вложенной в бабочку Самим Творцом. Главная часть (член) организма – головка и тельце; остальные части соподчинены главной. Так, глазки различают предметы, указывают направление к полезным для организма предметам, удаляя от вредных. Усики нащупывают воду и пищу. Ротик воспринимает из природы питательные для тельца вещества. Ножки отделяют тельце и головку от земной грязи, охраняя тем их чистоту. Крылышки переносят тельце с одного места на другое и дают бабочке возможность резвиться в воздухе над прекрасными цветками садов и лугов. Но и самое-то тельце с головкой не главное в организме бабочки. Оно только оболочка чего-то таинственного – оболочка божественной идеи – радования высших себя тварей» [1, 39]. То есть, не замкнуто и не для себя.

Владыка был убеждён, что такое же органическое единство , как между членами одного организма Христос создавал среди своих двенадцати учеников – апостолов. Он приводит собственный перевод в евангелии от Иоанна «Новая заповедь- будете иметь любовь к собранным воедино» [2]. Такой прекрасной и радостной организацией, по мнению владыки, может быть «только община, подобная первохристианской – Сиону святому, матери святых Божьих церквей» [1, 40].

Уже существенно позже2, в беседе на 3-е прошение молитвы «Отче наш» владыка фактически кратко повторяет основные характеристики общины, данные им в 1914 году. С течением времени, несмотря на кардинальное изменение внешних условий его представления не изменились. Единственным отличием стало отсутствие жёсткой привязки к приходу. Все остальные характеристики общины повторяют те, которые были изложены в докладе 1914 года. Вот они:

1) единое сердце, то есть одна центральная власть Христа и собора апостольских церквей;

2) одна душа–то есть одно удовольствие жить по заветам братской самоотверженной любви, явленной Христом в своей крови;

3) по духу Его завета у христиан-братолюбцев – общинное пользование имуществом [2].

Епископ Макарий старался, чтобы это воплощалось настолько, насколько это возможно. При его жизни в братствах была общая касса. Владыка был убеждён, что: «Такую-то форму общинной жизни и хочет видеть Бог-Отец на земле. Ради сего св. строя общинной жизни народов Отец и посылает на землю сына своего Иисуса, дабы рассеянных чад Божьих собрать воедино, как наседка собирает птенцов своих под крылья или как пастырь собирает овец своих воедино стадо или как хлебопёк вымешивает смолотое зерно и образует единый хлеб [2]. Далее он называет христианскую общину истинным телом Господним3, плотью, в которой только и может обитать Дух Святой. В толковании на 37 главу пророка Иезекиля [2] воссоединение костей владыка изъясняет как создание братских общин из «сухих костей» то есть, бывших номинальных христиан, в которых не было жизни. А создание общин он называет «крайне желательной работой» , переводя в конце 40-го стиха 6 главы евангелия от Иоанна – «исполнение воли Отца» как «крайне желательную работу» [2] для приближения Царства Божия. В беседе на второе прошение молитвы «Отче наш» он продолжает: «И вот только те из нас, кои знают и любят сей строй братской жизни, как Богодарованный и благословенный Христом и апостолами, только те могут искренне желать Царства Божия и будут радеть о приобретении у Бога Царственной власти, которую имел сам Господь Иисус, какую даровал своим ученика и какую обещал дать тем, кои усиленно желают и постоянно день и ночь просят её у Отца нашего Небесного с надеждой на получение…» [2]. И заключает: «Теперь вам ясно , братия, какого царства завещал просить Господь в своей молитве» [2]. К тем же, кто слушал беседы, владыка обращался прямо: «Хотите ли вы быть исполнителями воли Отца Вашего небесного, которая определяется по словам ап. Павла как "Святость ваша", т.е. святое единство во множестве» [2].

Итак, община – святое единство во множестве, истинное тело Господне, единый организм, живущий по заветам братской самоотверженной любви в общении имуществ, имеющий главою своей Христа, созидающий общую жизнь ради исполнения воли Отца Небесного для приближения Царствия Божия.

Таким образом, понятие личности у владыки неотделимо от понятия общины и братства, а последние от Бога, Христа и Церкви. Человек не сможет стать личностью сам. Он не будет являться таковой без общения с подобными себе, без собирания вокруг себя всех, желающих жить по-братски. Цель же общины – преображение человека в личность и общая жизнь для исполнения воли Божьей.

В заключении слова на 10-тилетие по случаю епископской хиротонии владыка сказал: «Я любил и люблю Братство по речённому: "Братство любите"4. Какое братство? Конечно, не фиктивное, только вместе существующее, но братство реальное, братство, которое я сам создаю. О, как сильно я люблю вас, братья! Я глубоко уверен, что моя любовь к Вам вечна! Верю, что и по исходе моём из этого бренного тела я буду продолжать любить вас и помогать вам жить в любви и в единстве по-братски» [2].

Источники

  1. Опоцкий Николай, свящ. Идеальная община и путь к её восстановлению (Два доклада о приходе и реформе). М. : КПФ «Преображение», 2013.
  2. Архив семей Пикиных-Брагиных и Беляевых. Неопубликованные проповеди и беседы еп. Макария Опоцкого. Рукописная тетрадь М.Ф. Покровской.

_____________________

1 2 Кор 6:11–17.

2 В М.Ф. Покровской встречаются датировки 1925-1932 гг., но не исключено, что есть и более поздние записи.

3 Святая христианская община – истинное тело Господне [2].

4 1 Пет 2:17.