Перейти к основному содержимому
Сергей Черкасов
Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, РХГА

Концепция ordo amoris в философии Макса Шелера

XX Сретенские чтения, секция богословия и философии
В настоящем докладе представлены результаты исследования этической концепции М. Шелера ordo amoris, которая нашла отражение в его одноименной статье.

В современном обществе вопросы этики и аксиологии являются одними из наиболее дискуссионных. Так, этические дискуссии в настоящее время ведутся вокруг проблем биоэтики, экологической этики, гендерной идентичности, информационной безопасности и др. Обсуждаемые проблемы продуцируют различные, подчас полярные мнения. К примеру, такие явления, как суррогатное материнство или легализация однополых браков могут признаваться разными социальными группами или вполне соответствующими этической норме, или полностью выходящими за ее границы. Это является свидетельством доминирования релятивистского подхода к вопросам этики.

В такой ситуации особенную актуальность приобретает обращение к этическим концепциям различных философов, что дает возможность выявлять методологические и семантические модели решения этических проблем. Обращение именно к наследию М. Шелера обусловлено, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, он является крупнейшим мыслителем в сфере современной этики. Во-вторых, он выводит этику на новый уровень, в значительной степени антропологизирует ее и рассматривает в контексте всего многообразия внутренней жизни человека, включая в поле зрения деятельность чувств человека, в отличие, к примеру, от И. Канта, связывавшего этику с деятельностью разума и только.

Предшественником М. Шелера в учении об ordo amoris был Блаженный. Августин. В своем взгляде на добродетель он раскрывает ее сущностную характеристику: «Мне представляется кратким и верным, – пишет Августин, – такое определение добродетели: она есть порядок в любви»1. С этим тезисом логически связаны рассуждения Августина о том, чему стоит радоваться (или что стоит любить), а чем нужно только пользоваться. Радости и наслаждения, которые являются выражением любви к объекту, по мысли Августина, достоин только Бог. Все остальное, существующее в мире, необходимо лишь для того, чтобы этим пользоваться, как второстепенным средством по отношению к Богу. Так в аксиологических рассуждениях Августина формируется учение об иерархии ценностей и об адекватном соответствии ценностям актов любви субъекта.

М. Шелер, развивая концепцию Августина, определяет ordo amoris как взаимоотношение, структуру актов любви и ненависти, их порядок, данный или должный. Образным определением ordo amoris служит метафора «игры»2 сердца, которое проявляет ответные реакции на столкновения с объектами окружающего мира и их ценностной составляющей. Ordo amoris становится той точкой, в которой, как отмечает современный российский исследователь М. Шелера С.В. Васильева, сталкиваются личность и бытие: «Здесь возникает главное методологическое понятие этики Шелера – иерархия ценностей, в которой личность встречается с бытием и реализуется в нем: в специфических актах взаимодействия с действительностью личность познает мир, при этом срабатывает некий механизм соединения избираемых ценностей и ordo amoris человека»3.

В другом контексте М. Шелер говорит о порядке любви и ненависти, когда называет его сущностью, духовной схемой, к которой можно свести все эмпирические проявления, акты, воления или паттерны мышления субъекта, той или иной социокультурной общности или исторической эпохи. Концепция ordo amoris также связана у М. Шелера с идеей о том, что сущность человека состоит в любви. Человек, понимаемый на протяжении истории философии по-разному (как «политическое животное», «существо мыслящее», «существо волящее»), для М. Шелера оказывается, прежде всего, ens amans, существом любящим. «Человек, – пишет М. Шелер, – прежде чем он есть ens cogitans или ens volens, есть ens amans»4.

Классифицируя ordo amoris, М. Шелер выделяет его виды: нормативный и дескриптивный. Нормативный ordo amoris определяется как «объективно правильный порядок» движений любви и ненависти. Его происхождение возводится к Богу: «любить же вещи по возможности так, как любит их Бог, и разумно сопереживать в своем акте любви встречу-совпадение божественного и человеческого акта в одной и той же точке мира ценностей – это высшее, на что был бы способен человек»5.

Итак, идеальный ordo amoris есть адекватное соответствие актов любви человека ценностному наполнению объектов любви. Ценностный мир, по мысли М. Шелера, имеет строгую иерархическую организацию, которая установлена Богом. Соответственно, выстроенный Богом ценностный ряд должен находиться в гармонии с актами любви субъекта. Это подразумевает, что акт любви по отношению к высшей положительной ценности сильнее, чем тот же акт по отношению к ценности, стоящей ниже по иерархии.

Другой вид ordo amoris называется «дескриптивным» и принадлежит сфере субъективного. Субъект в ходе своего развития приобретает индивидуальный, личный порядок любви, который в той или иной степени отличается от нормативного. Важность дескриптивного порядка любви проявляется, прежде всего, в том, что он детерминирует процесс перцепции субъекта. В основе теории восприятия, описанной М. Шелером, лежит идея об окруженности человека, во-первых, бесчисленным количеством чувственных и духовных объектов, а во-вторых, своим ordo amoris. Поэтому окружающий мир воспринимается субъектом через ordo amoris, как через призму, отчего спектр восприятия сужается в соответствии с границами субъективного порядка любви.

М. Шелер говорит о процессе восприятия метафорически, сравнивая ordo amoris с некой раковиной, которую человек повсюду носит на себе: «Через окна этой раковины он воспринимает мир и себя самого – не более того и не иное, чем то, что показывают ему в мире и в нем самом эти окна, сообразно их положению, величине, окраске»6. «Раковина», по объяснению М. Шелера, образуется из особой субординации ценностей и ценностных качеств, которые усваивает себе человек.

Усвоенная субординация ценностей затем сопровождают субъекта в течение всей жизни. Отсюда перцепция является процессом, который строго детерминируется порядком актов любви и ненависти в человеке. Механизм перцепции, описанный М. Шелером, можно определить как процесс, в котором первой ступенью восприятия является просеивание окружающей данности через ordo amoris, а второй ступенью – собственно восприятие субъектом результата просеивания.

Учение о перцепции определяет такие концепты философии М. Шелера, как структура мира и судьба. Структура мира – это детерминированное пространство, а судьба – детерминированное время. Детерминация времени и пространства строится на описанном выше механизме перцепции. Субъект воспринимает мир в соответствии со своим ordo amoris, в результате чего образ мира конструируется и структурируется в сознании. Временная характеристика бытия человека (судьба) подобна пространственной характеристике и отличается лишь иной модальностью: «судьба и окружающий мир покоятся на одних и тех же факторах ordo amoris человека и различаются только во временном и пространственном измерениях»7.

Итак, значение ordo amoris в жизни каждого человека велико. Оrdo amoris, по определению самого М. Шелера, есть духовная «формула» человека, его сущность8. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о соотношении нормативного и дескриптивного ordo amoris. Упоминаемый выше тезис М. Шелера о том, что любить вещи так, как их любит Бог, есть то высшее, на что был бы способен человек, содержит в себе ответ на вопрос о соотношении двух типов порядка любви. Нормативный ordo amoris, по всей видимости, именно по той причине назван М. Шелером нормативным, что только он и признается философом как норма бытия. То есть дескриптивный ordo amoris должен прийти в соответствие нормативному, стать субъективной нормой.

М. Шелер выделяет этапы процесса, в результате которого нормативный ordo amoris становится субъективной нормой. Первый этап представляет собой познание объективно правильного порядка любви. Второй этап включает в себя волевой акт субъекта, заключающийся в усвоении объективного ordo amoris. «Объективно правильный ordo amoris, – пишет М. Шелер, – становится нормой, только если он, будучи познан, сопрягается с волением человека и требуется от него волением»9. Познание объективного порядка любви М. Шелер считает центральной задачей этики, а превращение объективной нормы в субъективную рассматривает как высшую этическую задачу человека. Такая трактовка цели человеческой жизни позволяет сделать вывод о том, что идеальный человек для М. Шелера – это существо не просто любящее, а правильно любящее.

Учение М. Шелера об ordo amoris завершается рассмотрением искажений в сфере порядка любви. Любовь анализируется и определяется М. Шелером в аксиологическом дискурсе и понимается как процесс построения, приращения ценности к объектам любви. Любовь к Богу понимается как универсальная сила, в то время как все остальные виды любви есть ступени к ней. Процесс приращения ценностей к объектам любви, отсюда, становится «разбуханием», как метафорически называет это Шелер, объекта по направлению к первообразу, которым является Бог.

Ключевая идея, которую высказывает М. Шелер, состоит в том, что любовь обладает атрибутом бесконечности, и именно рост любви в сторону бесконечности признается нормой. Всякая стагнация в любви останавливает процесс постепенного перехода от более низких ценностей к более высоким. Любовь, таким образом, по М. Шелеру, обладает свойством движения (развития) в соответствии с правильной ценностной структурой, на вершине которой стоит Бог.

Соответственно наиболее общим отклонением в ordo amoris является остановка развития любви, что нарушает ход ее естественного развития. Это общее нарушение имеет разные виды, варьирующиеся в своих масштабах. Метафизическое нарушение порядка любви начинается там, где есть любовь к предмету, наделенному относительной ценностью, как к абсолютно ценному предмету. Такое искажение Шелер называет ложным обожествлением или кумиротворчеством. Меньшим по масштабу нарушением является пренебрежение предметом, обладающим более высокой ценностью ради предмета с низкой ценностью.

Таким образом, концепция ordo amoris, развиваемая М. Шелером является теологичной по своей сути. Она говорит не просто о любви, но об объективно правильной любви. Критерием правильности является установленный Богом порядок, к познанию которого и к следованию которому должен прийти человек. Это, по мысли М. Шелера, напрямую отразится на наиболее сущностных составляющих частях жизни человека: восприятии мира и судьбе, в том смысле, в каком понимал ее М. Шелер.

Гносеологическая ценность данной концепции состоит в развитии идеи объективности как самих ценностей, так и правильного к ним отношения. Эта идея звучит определенным вызовом современному аксиологическому и этическому релятивизму. Практическая значимость учения об ordo amoris в рамках этического самоопределения субъекта проявляется в обращении человека к своему внутреннему миру, к его сущностному компоненту – любви – и соотнесении субъективных личностных актов с должным объективным порядком.

__________________

1 Блаженный Августин. Творения в 4 т. Т. 4: О Граде Божием, книги XIX-XXII. СПб. : Алетейя; Киев : УЦИМ-Пресс, 1998. С. 95.

2 Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Денежкина А. В. М. : Издательство «Гнозис», 1994. С. 341.

3 Васильева С.В. Смысл Apriori и критика кантовского априоризма [Электронный ресурс] // Макс Шелер и Россия [информационная система]. URL: http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/95/52/ (дата обращения: 31. 01.2014 г.)

4 Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Денежкина А. В. М. : Издательство «Гнозис», 1994. С. 352.

5 Там же. С. 341-342.

6 Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Денежкина А. В. – М. : Издательство «Гнозис», 1994. С. 343.

7 Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Денежкина А. В. – М. : Издательство «Гнозис», 1994. С. 344.

8 Там же. С. 342.

9 Там же. С. 342