Перейти к основному содержимому
Виктор Венглевич
Краков, Ягеллонский университет

Проблематика деятельности православных приходов на территории Польского Королевства в XIX веке на примере городов Радомской Губернии

XX Сретенские чтения, церковно-историческая секция
В настоящем докладе представлена проблематика существования и деятельности православных приходов на территории Радомской губернии Царства Польского в XIX веке. Частично данная тема уже была исследована несколькими авторами, но остается еще достаточно неосвещенных вопросов.

Радомская губерния располагалась в центральной части Царства Польского и состояла из 8 уездов. Губерния была провинциальной, хотя её административный центр - город Радом находится недалеко от Варшавы, где располагались центральные власти: гражданские, военные и духовные. В границах губернии существовало несколько православных приходов в крупных городах. 

Стоит сказать о православии в Сандомирском воеводстве первой Речи Посполитой, то есть до разделения Польши в 1795 г., ставшим позднее Радомской губернией. Православное вероисповедание появилось здесь уже в XVII веке, когда в Польшу прибыли греческие купцы, уходя от преследований в Османской империи1. В связи с запретом на свободное исповедание православияв Речи Посполитой греки не могли строить свои церкви. Только в 1768 году Сейм разрешил свободное вероисповедание по всей стране. В конце XVIII века возникло несколько церквей, в том числе первая православная церковь на территории Сандомирского воеводства, в значимом тогда городе Опатове. Приход образовался в 1778 г. Основателями его были греческие купцы Саул и Михаил2. Церковь получила имя святого Георгия Победоносца. Нужно сказать, что тогда (в конце XVIII в. - начале XIX в.) последователей православия на этой территории было очень немного: в 1824 г. во всем Царстве Польском было только 747 человек православного вероисповедания, имевших 5 церквей (в Варшаве, Калише, Пётркове, Люблине и Опатове)3. Из них 90% были греки; остальные – русские военные, которые, вероятно, служили в пограничных частях, а также их члены их семей 4.

Ситуация с православием на этнически польских землях, где население состояло либо из католиков, либо из иудеев, начала меняться после подавления Ноябрьского восстания 1830-1831 гг., в результате которого была упразднена польская армия и в страну были введены многочисленные (свыше 100 000 человек) войска из разных частей Российской империи. Кроме того, резко вырос чиновничий корпус. Существенное значение имело также создание викариатства волынской епархии, а через несколько лет – варшавской епархии. Войска расположились  в главных городах страны. Одним из них стал Радом. В город прибыли русские части, и количество православных значительно увеличилось: в июне 1839 г. в городе проживало 738 военных и 20 штатских православных христиан. По этой причине, а также потому, что после пожара 1834 г. количество жителей Опатова значительно уменьшилось, уже в начале 30-х планировалось перенесение действующего прихода из Опатова в Радом. Наконец, в 1837 г. приход был переведен5. При этом по неизвестным причинам поменялось название прихода на Николая Чудотворца. Первым настоятелем стал Игнатий Климович, который до  1837 г. служил в опатовском храме. В Радоме православная церковь была размещена в здании бывшего женского монастыря (точнее костёла). В остальных зданиях монастыря размещалась тюрьма, что было очень неудобно для священников и прихожан 6. Поэтому, в 70-х гг. XIX в. появилась идея постройки нового, собственного храма. Из-за множества проблем (в частности, нехватки средств, поскольку военные, как и гражданские власти не уделяли приходским делам особого внимания) постройка началась только в 1890-х, а окончилась – в 1902 г.7 Надо отметить, что в Радоме к тому времени была еще одна православная церковь. Это был храм, построенный на территории казарм 26-го Могилевского пехотного полка8. Первоначально его предполагали использовать на время ремонта церкви Николая Чудотворца.  После окончания ремонта в октябре 1866 г. приходское имущество было возвращено в прежний храм. Временную церковь было решено оставить как полковую 9.

После упразднения таможенной границы между Царством Польским и Российской империей появилась потребность в формировании пограничных отрядов на границе с Австрийской империей и Пруссией. Такие отряды были размещены в том числе и в Радомской губернии. Их состав был чисто русским, т.е. православным. Поэтому в городе Завихост - центре одноименного таможенного округа была построена церковь святого архангела Михаила. Первоначально это была часовня, построенная в 1851 г., годом позже перестроенная в церковь 10. В этом месте она действовала несколько лет. После 1864 г., вероятно из-за  потери Завихостом статуса города, пограничная застава была перемещена в Сандомир, и церковь была перенесена туда. Это событие состоялось между 1864, а 1866 г., точная дата неизвестна11. Сандомирский приход функционировал вплоть до начала Первой мировой войны. Количество прихожан в 1866 г. составляло 840 человек, в 1879 – 1315 человек, а в 1886 – 1230 человек. Перед началом войны православных в этом городе было около 1100 12.

В то же самое время возникла ещё одна церковь, принадлежащая Завихостскому таможенному округу, располагавшаяся в деревне Вильчковицах, 7 вёрст от Кракова. Она также несколько раз была перемещена (видимо, по причине переноса погранчасти, которой служила) – сначала в город Олькуш, а потом в деревню Граница 13. Более точных данных на эту тему не сохранилось.

Следующий этап развития сети православных приходов в Радомской губернии относится концу XIX - началу XX вв. Тогда возникло 5 новых храмов: в Опатове (1889 г.), в Сандомире (1889 г.), Сташове (1904 г.), Стопнице (неизв.) и в Свентом Кжыже (неизв.). Церковь в Опатове, была второй по очереди в этом городе. Как было сказано раньше, в 1837 г. церковь св. Георгия Победоносца была перемещена в Радом. У тех православных Опатова не стлао места для молитвы. Это тем более странно, что в Опатове по крайней мере с конца 50 –х гг. XIX в. квартировала часть отрядов 20–го Галицкого пехотного полка (штаб 2-го батальона, роты 1–го и 2–го батальонов), а также сотня казаков – итого 650 офицеров и солдат 14. По моему мнению, для нужд войска должна была существовать хотя бы малая часовня. К сожалению, даже об этом ничего нам неизвестно. Но мы располагаем информацией, что в 1886 г. „город Опатов имеет два католических костёла и православную церковь”15. Может, это была какая-то малая войсковая церковь или часовня. Нормальная церковь была построена в 1889 г., благодаря усилиям настоятеля сандомирского xрама отца Иоакима Филатовича. Новая церковь была помещена в здании уездного управления 16. Церковь просуществовала до 1915 г. Церковь в городе Сандомире была построена в 1898 г. для учащихся мужской прогимназии и школы для женщин. Она была очень маленькой и находилась в здании прогимназии 17. В Сташове, расположенном южнее Сандомира, также была построена новая церковь. В городе располагались казармы 40-го драгунского Малороссийского полка, за которым были закреплены 1140 офицеров и солдат 18. Вскоре появилась нужда в построении большего храма, что удалось осуществить в 1904 г. Это был один из храмов, задуманных военным министром А.Н. Куропаткиным в 1900 г. по проекту инженера Ф. Вежбовского 19.

О церквях в городе Стопница и в свентокржыских горах (на территории тюрьмы) информации сохранилось немного. В Стопнице церковь,возможно, была закреплена за  военными частями. В Свентом Кжыже с 1864 г. в здании бывшего католического монастыря Святого Креста, расположенного в горах, находился острог. Скорее всего он назначался для православных заключенных. Возможно церковь там функционировала непостоянно.

Надо сказать несколько слов про деятельности клира всех вышеупомянутых церквей. Прежде всего, они занимались пастырской деятельностью и преподаванием религии в школах. Можно утверждать, что в большинстве храмов еженедельные и праздничные богослужения проводились постоянно, почти все церкви имели своих собственных священников.

К примеру, в сандомирской церкви в течение 49 лет служило 8 настоятелей:

 

Имя и фамилия настоятеляВремя исполнения функции
Владимир Зябиловский1852 – 1883
Иоанн Филотович1883 – 1889
Александр Семеновский1889 – 1906
иеромонах Тихон [Василий Иванович Беллавин]1896
Николай Богданов1896 – 1907
Константин Тимковский1907 – 1909
Евгений Шостак1909 – 1914
Константин Керша1914 – 1915


 

Кроме того, в сандомирских церквях служило также 16 диаконов. Среди настоятелей нельзя не отметить будущего патриарха Московского и всея России Тихона (Василия Беллавина), исполнявшего с февраля по май 1896 г. (после смерти Александра Семеновского) обязанности настоятеля сандомирского храма 20.

Нам известны имена священников церкви в Радоме: Игнатий Климович – первый настоятель после переноса церкви из Опатова, Николай Сосняков (1860-1870-е гг.), протоерей Лукаш Цыдзик (начало XX в 21), последним настоятелем был протоерей Мелетий Щепинский 22.  В Опатове в течение девяти лет после построения новой церкви не было священника. С 1896 г. (а может быть и раньше) до 1902 г. в храме служили о. Фёдор Ермоленко 23, в 1902 - о. Андрей Деденюк, с 1903 пo 1910 - о. Яков Скоморовский, а последним – вплоть до 1915 – был o. Михаил Хаинский 24.

Как уже было сказано, священники занимались также преподаванием православия в школах на территории губернии. В Сандомире работало несколько школ – от начальной православной школы, открытой в 1867, до Сандомирской мужской прогимназии и школы для женщин. В мужской прогимназии обучением занимался настоятель церкви о. Александр Семёновский, имевший проблемы с алкоголем, сказавшихся на результатах работы 25. Насчёт других городов нам известно, что в опатовской одноклассной школе для православных детей закон Божий преподавал о. Яков Скоморовский 26.

Каждая из приходский церквей имела свое собственное кладбище. Первое кладбище при опатовской церкви Георгия Победоносца появилось в конце XVIII в. Оно было расположено вне городских стен, в стороне от католического 27. После построения второго храма православных хоронили на выделенной части католического кладбища, позже преобразованного в „новое православное кладбище”. Количество захоронений составляло 93 28. Также в Сандомире находилось православное кладбище, которое было частью католического. Общее число захоронений составляло не менее 496 29. Аналогично было и с кладбищем в Сташове – оно функционировало также как часть католического (очень малой – всего 12 захоронений)30. На кладбище в Завихосте находится не менее 79 захоронений. Насчёт кладбищ в Радоме, к сожалению, нет сведений.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) Православие на территории Радомской губернии изначально было греческим, а после 1830–1831 гг. исключительно русским;

2) Большинство церквей возникло из–за нужд русской армии, части которой были перемещены на территорию, населенной католиками и иудеями;

3) Только три  церкви: св. Николая в Радоме, св. Архангела Михаила в Сандомире и св. Николая в Опатове имели постоянные приходы, что связано с небольшим количеством православных гражданских лиц, проживавших на территории Радомской губернии. Роль остальных церквей была связана с окормлением солдат и офицеров русской армии и учащихся средних школ губернии;

4) Почти все церкви имели собственных священников, поэтому не было случаев невыполнения богослужений из–за отсутствия священника, за исключением церкви в Опатове;

5) Большинство церквей имело православные кладбища, являвшиеся частями католических кладбищ.

 

Литература и источники

  1. Государственный Архив в Сандомире, фонд 658, д.1, Акта гражданского состояния греко–ориентальной церквии в Опатове 1778–1825.
  2. Географический словарь Королества Польского и других славянских земель, том VII, Варшава 1886.
  3. Памятные Книжки Радомской Губернии за 1896 – 1914 гг., Радом 1896–1914.
  4. Антосюк Ярослав, Радомское православие, Радом 2004.
  5. Драпов А., Обзор службы 26–го Могилевского полка перед престолом и отечеством со дня сформирования, Радом 1902.
  6. Миронович Антони, Православная церковь на польских землях в XIX и ХХ вв., Белосток 2005.
  7. Котарский Стефан, Опатов в 1861 – 1864 гг., Опатов 1935.
  8. Славинский Пётр, Православие в Сандомире, Варшава 2008.
  9. Славинский Пётр, Православные приходы в Опатове 1778 – 1915, Сандомеж 2006.
  10. Банашек Тадеуш, Гарнизон Сташов 1809 – 1975 // Сандомирские тетради, №33,2012.

 _______________

1 Ярослав Антосюк, Радомское православие, Радом 2004, с. 11.

2 Пётр Славинский, Православные приходы в Опатове 1778 – 1915, Сандомир 2006, с. 21.

3 Антони Миронович, Православная церковь на польских землях в XIX и ХХ вв., Белосток 2005, с. 35.

4 Государственный Архив в Сандомире, фонд 658, д.1, Акта гражданского состояния греко–ориентальной церквии в Опатове 1778–1825, с. 3, 15–18.

5 Исследователям не удалось обнаружить отдельного акта об основании, поэтому можно предполагать, что он вообще никогда не существовал. Этот гипотез есть тем более достоверный, что во всех источниках и литературе говорится только о факте перемещения, а не – об основании нового прихода. Я. Антосюк, Радомское..., с. 12 – 15; П. Славинский, Православные приходы..., с. 24 – 25.

6 Я. Антосюк, Радомское..., с. 12 – 13, 20.

7 Там же, с. 20–21, 26–30.

8 А. Драпов, Обзор службы 26го Могилевского полка перед престолом и отечеством со дня сформирования, Радом 1902, с. 68.

9 Я. Антосюк, Радомское..., с. 16 – 19.

10 П. Славинский, Православие в Сандомире, Варшава 2008, с. 20 – 21.

11 Там же, с. 24.

12 Там же, с. 30.

13 Там же, с. 34.

14 Стефан Котарский, Опатов в 1861 – 1864 гг., Опатов 1935, с. 70.

15 Географический словарь Королества Польского и других славянских земель, том VII, Варшава 1886, с. 545.

16 П. Славинский, Православные приходы в Опатове..., с. 27–28.

17 П. Славинский, Православие в Сандомире..., с. 32.

18 Тадеуш Банашек, Гарнизон Сташов 1809 – 1975 // Сандомирские тетради, №33,2012, с. 41.

19 П. Славинский, Православие в Сандомире..., с. 32–33.

20 П. Славинский, Православие в Сандомире..., с. 57.

21 Я. Антосюк, Радомское..., с. 15, 20, 26, 33.

22 Памятная Книжка Радомской Губернии за 1914 г., Радом 1914, с. 68.

23 П. Славинский, Православные приходы в Опатове..., с. 29.

24 Памятные Книжки Радомской Губернии за 1896 – 1914 гг., Радом 1896–1914.

25 П. Славинский, Православие в Сандомире..., с. 82, 89 – 90, 107.

26 П. Славинский, Православные приходы в Опатове..., с. 37.

27 Там же, с. 41.

28 Там же, с. 70.

29 П. Славинский, Православие в Сандомире..., с. 122–124.

30 Там же, с. 119.