Перейти к основному содержимому

Евхаристическая экклезиология сегодня: восприятие, воплощение, развитие

10.05 12.05
Москва – Подмосковье

10-12 мая 2017 года ежегодная международная научно-богословская конференция СФИ собрала более 80 человек из 20 городов. 

4 декабря 2016 года исполнилось 50 лет со дня кончины протопресвитера Николая Афанасьева (1893–1966). В память об этом выдающемся русском богослове Свято-Филаретовский православно-христианский институт провел научно-богословскую конференцию, посвященную вопросам современной православной экклезиологии.

XX век стал одновременно эпохой глобальных потрясений церковной жизни, но и временем размышления над природой и устройством церкви как в русской богословской мысли, так и в творчестве греческих, румынских и других православных богословов. Многие аспекты земного бытия церкви были пересмотрены и переосмыслены.

100 лет назад Российская православная церковь собрала Поместный собор для решения многочисленных проблем внутрицерковной жизни, накопившихся по крайней мере за двести лет синодального периода. Осуществлению этих планов, как и завершению работы собора, помешали общественные потрясения в России, коренным образом изменившие жизнь страны и православной церкви. Дореволюционный строй церковной жизни был фактически полностью разрушен. По мнению многих исповедников того времени, священнослужителей и мирян, Русская церковь оказалась не готова к ответам на исторические вызовы XX века.

Однако десятилетия гонений и изгнаний побудили Русскую церковь искать новые возможности для устройства своей внутренней жизни, служения и свидетельства в духе Христовой любви и свободы. Новые пути церковной жизни обретались как в России, в духовном и практическом опыте новомучеников и исповедников, так и за рубежом, в вынужденной эмиграции, где богословская мысль и церковное созидание осуществлялись в уникальных условиях свободы от вмешательства государства.

Концепция евхаристической экклезиологии, созданная протопресвитером Николаем Афанасьевым, по сути является первой и пока единственной экклезиологической теорией, в которой поставлены все основные проблемы, касающиеся природы Церкви, ее границ, вхождения в церковь и в клир, учения о рецепции и так далее. Особый интерес с точки зрения как теоретического, так и практического усвоения представляет концепт евхаристического собрания как воплощения целостности и полноты народа Божьего. В этом собрании собственно осуществляется призвание по дару Святого Духа каждого члена церкви, именно здесь в духовном единстве и функциональном разнообразии служений проявляется царственносвященническое достоинство членов новозаветной Церкви.

Воспринятая христианами Востока и Запада, евхаристическая экклезиология отца Николая и сегодня, по убеждению организаторов конференции, может расцениваться как отправная точка для решения актуальных богословских и практических задач в православных церквах. Она же дает основание для продуктивной дискуссии о сближении православных поместных церквей и о возможных путях преодоления межконфессиональных разделений.

Что такое евхаристическое собрание как целое и кого можно назвать его членом? Кто и как собирает в евхаристическое собрание? Каково содержание служения царственного священства и воплощается ли оно в современной приходской практике? Эти и другие вопросы обсуждались на богословском форуме.