Перейти к основному содержимому
Константин Петрович Обозный
Декан исторического факультета, заведующий кафедрой церковной и социальной истории

Возвращение к истокам

Семидесятилетию начала деятельности Псковской Православной Миссии посвящается...

В августе этого года радостный и светлый праздник Преображения Господня приходится на юбилейную дату начала церковного возрождения на Северо-Западе России с центром в городе Пскове. Ровно семьдесят лет назад (18 августа 1941 года) в наш город прибыла группа миссионеров – священнослужителей и мирян из Риги, которые получили благословение на эту важную и опасную поездку от своего епископа – Экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского), возглавлявшего православную церковь в Прибалтике в годы немецкой оккупации. Митрополит Сергий прибывший в Ригу вначале 1941 года из Москвы, прекрасно знал о бедственном положении Церкви и христиан в Советской России. Причиной этому была государственная политика и советская идеология, по которой православная церковь была главным врагом строящемуся социализму. С началом войны и немецкой оккупации, появилась возможность церковного возрождения, так как новая власть в лице военных комендантов не препятствовала открытию храмов, совершению богослужений, проповеди Евангелия, благотворительной и просветительской деятельности.

Нельзя сказать, что инициатором создания Псковской Православной Миссии являлся только лишь экзарх Сергий (Воскресенский). Прежде всего духовный импульс исходил от простого русского народа. Наши предки, сохранившие веру христианскую, несмотря на годы репрессий и бесправия, с радостью взялись за ремонт и восстановление поруганных святынь – открывали храмы, очищали, ремонтировали, приводили в благолепный вид, начинали молиться. Однако без священников, которых на Псковщине практически не осталось, невозможно было вести в полноте и каноническом порядке церковное возрождение. Именно с этой целью экзарх Сергий выбрал из подведомственного духовенства четырнадцать самых лучших, образованных священников и псаломщиков для важной миссионерской командировки в оккупированный немцами Псков:

  1. Протоиерей Николай Колиберский
  2. Священник Георгий Бенигсен
  3. Священник Алексей Ионов
  4. Священник Владимир Толстоухов
  5. Священник Иоанн Легкий
  6. Священник Василий Рушанов
  7. Священник Феодор Ягодкин
  8. Священник Николай Трубецкой
  9. Священник Иаков Начис
  10. Псаломщик Виталий Караваев
  11. Псаломщик Георгий Радецкий
  12. Псаломщик Леонид Архангельский
  13. Псаломщик Михаил Трубецкой
  14. Псаломщик Константин Кравченок.

В день Преображения, (известный в народе как яблочный Спас) в Троицком кафедральном соборе при огромном стечении молящихся совершалось торжественное праздничное богослужение, которое закончилось крестным ходом. Псковичи с пасхальными песнопениями в знак духовного воскресения и преображения родной земли, сердец и душ, и со слезами благодарности открыто и безбоязненно молились, обходя древние стены Троицкого собора.

Наряду с кафедральным собором в Пскове начали совершать богослужения в храме во имя великомученика Дмитрия, а затем и в церкви святого преподобного Варлаама Хутынского. Миссионеры не оставались в Пскове, а вскоре разъехались по прилегающим районам. Проезжая по городам и селам они освящали открытые местными жителями храмы, совершали богослужения, крестили детей и взрослых, проповедовали слово Божие. Кто-то из миссионеров через время вернулся в Прибалтику, кто-то продолжал церковное служение на Псковской земле осев в одном из населенных пунктов, при этом продолжая объезды прилегающих районов с открытыми церквями, но не имеющие постоянного священника.

Постепенно к священникам-миссионерам из Прибалтийского экзархата начали присоединяться и деятельно участвовать в церковном возрождении представители местного духовенства. Это были православные батюшки, прошедшие лагеря и ссылки, но давно уже не служившие в церквях¸ так как было это опасно, да и храмов открытых практически не оставалось. Теперь они вновь получили эту возможность, получив соответствующее разрешение в Управлении Псковской Миссии. Во главе Миссии с декабря 1941 года находился протоиерей Кирилл Зайц, известный православный проповедник и просветитель латвийского и русского народа.

Трудно перечислить все направления деятельности Псковской Православной Миссии, ведь ее труженики не ограничивались только лишь открытием храмов и богослужениями. Священники и миряне проводили просветительские евангельские беседы с взрослыми и детьми, создавали церковные школы и преподавали Закон Божий в светских школах, издавали миссионерские листки и журнал «Православный Христианин», организовали христианские беседы по радиовещанию, помогали беженцам и сиротам, поддерживали материально и духовно военнопленных красноармейцев, участвовали в работе органов местного управления, проявляя заботу о нуждах своей паствы, которой становилась все большая часть мирного населения.

За год деятельности Псковской Православной Миссии было открыто более 200-х храмов, а в начале 1944 года, незадолго до своего закрытия, Миссия обслуживала более 400 церквей на территории современной Псковской, Ленинградской и Новгородской областей. В городе Пскове в конце 1943 года действовали восемь православных храмов.

В рядах Псковской Миссии в конце 1943 года трудились 175 человек. Это были священники и миряне, монашествующие и «белое» духовенство. Были убеленные сединами старцы и молодые люди, представители Прибалтийского Экзархата и местное духовенство и священники из числа беженцев. Имели они разный жизненный и духовный опыт, различный уровень богословского образования и миссионерской подготовленности, разные по национальности (русские, украинцы, латыши, белорусы), но всех их объединяла верность Церкви и преданность русскому народу.

Сами миссионеры очень скромно оценивали свое героическое служения. Так например, ныне покойный архимандрит Кирилл (Начис), бывший в Миссии псаломщиком, а в конце 90-х годов 20 века духовником Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, на вопрос о необычности феномена Псковской Православной Миссии отвечал так: «Что же тут необычного? Служили в храмах. Как сто лет назад служили. Как и сейчас служим. В оккупации были такие же русские люди, как по другую сторону фронта, - и кому-то ведь надо причащать живых, отпевать мертвых... И храмы были полны народа, стены едва вмещали. … Там было много человеческой боли, и нужно было ее преодолеть»1.

Сегодня из числа сотрудников Псковской Миссии живы двое – протоиерей Георгий Тайлов (1914 г.р.) проживает в гор. Огре (Латвия), где до сих пор совершает богослужения в храме, построенном под его руководством; Ростислав Владимирович Полчанинов (1919 г. р.) ныне проживает в Нью-Йорке, в 1943 году работал учителем в церковной школе и вел внешкольную христианскую работу с молодежью в оккупированном Пскове.

Псковская Миссия хотя и была организована с разрешения оккупационных властей, но доверием у нацистов не пользовалась. Они вскоре поняли, что служение Миссии направлено на укрепление народа, которое происходило по мере его возвращения к своими духовным корням. Поэтому оккупанты пытались так или иначе затормозить работу Миссии. Советские граждане вновь становились русским народом, сплоченным вокруг своих вековых святынь. Именно поэтому после освобождения Северо-Запада

России от немецких войск, руководство Псковской Миссии и наиболее активные миряне и священники были арестованы сотрудниками советских спецслужб и осуждены на долгие сроки исправительно-трудовых лагерей. Этот факт еще раз подчеркивает, что работа Миссии удалась, Церковь возродилась и это было одинаково опасно как для нацистского антихристианского, так и для советского атеистического режима.

Через 70 лет можно подвести итоги и вспомнить о подвиге членов Миссии, которым мы сегодня обязаны тем, что в нашем древнем городе множество открытых действующих православных храмов (некоторые из них не закрывались с 1941 года), жители Псковской земли получили возможность вернуться к церковной жизни, многие для себя впервые открывали сокровища духовного многовекового наследия православной церкви, обретали утешение, веру, надежду и духовную силу, которая помогала сохраниться в самых трудных испытаниях. И сегодня мы – жители Псковской земли можем считать себя наследниками святых Русской земли во многом благодаря жертвенному подвигу служителей Псковской Православной Миссии. Они выстрадали наше возвращение к духовным истокам.

Можно пожелать, чтобы наша благодарная память о деятелях Псковской Миссии нашла свое воплощение в скромном музее, или хотя бы в одной памятной доске на стенах церквей Пскова открытых благодаря Миссии или на территории псковского Кремля – там, где находилось ее Управление.

Ведь плоды деятельности Псковской Миссии лишь тогда будут действенными, если мы сохраним благодарность и память о ней и будем жить достойно этой памяти.

1 Кирилл (Начис) архим. Было много боли, и надо было ее преодолеть // Морская газета 17.08.2002. С.21. Его же. Псковская Миссия // Православная Русь. №3. 1999. С.8.

Об авторе