Перейти к основному содержимому
Алексей Васильевич Журавский
Профессор

Что такое «джихад»

Очень часто джихад понимается как «священная война», а сегодня в массовом сознании и СМИ это слово часто ассоциируется с терроризмом. Перевод «священная война», в принципе, правилен, но с одной существенной оговоркой – это лишь одно из значений джихада и к тому же не самое главное.

Арабское джихад происходит от корня дж-х-д – стараться, прилагать усилия, напрягать все силы. В исламе это понятие полисемантическое. Уже в Коране это слово в различных грамматических формах встречается 41 раз, часто в идиоматическом выражении джихад фи сабили Аллах (рвение на пути Аллаха), которое наполняется разными смыслами. Например:

«Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие» (Коран 49:15).

«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Авраама» (Коран 22:78).

«О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место пребытия!» (Коран 9:73).

«Боритесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (Коран 9:41).

Очень рано в исламе сложилось различение «великого джихада» (духовного борения) и «малого джихада» (вооруженной борьбы). В основе этого различения лежит хадис, согласно которому Мухаммад сказал: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

В разработанных позднее мусульманскими правоведами концепциях джихада проводится различие между:

− джихадом сердца, обязывающим мусульман бороться с наущениями дьявола;

− джихадом языка, обязывающим говорить только правду и словом свидетельствовать об исламе;

− джихадом руки, обязывающим всеми средствами утверждать добро и противиться злу;

− джихадом меча, обязывающим мусульман к вооруженной борьбе на пути Аллаха, которая может пониматься как оборонительная (защита от внешнего агрессора) или как наступательная (захват немусульманских территорий).

Следует отметить, что в традиционном мусульманском праве, основанном на Коране и Сунне, предусмотрены существенные этические ограничения, которые должны соблюдаться во время джихада меча. Запрещено убийство стариков, женщин, детей, священнослужителей, а согласно некоторым правоведам – всех мирных жителей, не принимающих участия в боевых действиях. От джихада меча освобождаются женщины. Согласно одному из хадисов, жена Мухаммада Аиша спросила: «О Посланник Аллаха, обязаны ли женщины принимать участие в джихаде?» Он ответил: «В джихаде, в котором нет сражения – в хадже и умре», т. е. в большом и малом паломничестве. Предписания, которые игнорируются современными экстремистскими мусульманскими организациями.

Глубоко духовное истолкование получает джихад в суфизме: «Праведник – это воитель, ведущий войну (джихад) с самим собой».

В современном мире крайние фундаменталисты интерпретируют джихад как борьбу с сатанинским Западом и Израилем, допускающим и террористические акции. Главный идеолог экстремистской организации «Братья мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад – это форма борьбы с врагами ислама.

Джихад может трактоваться как борьба за укрепление национальной независимости или осуществление программ социально-экономического развития. Встречаются и такие (правда, сугубо маргинальные) определения джихада:

  • «Усилия, направленные против зла как такового и любых проявлений зла в обществе» (Ибрагим Абу-Раби)
  • «Сопротивление апартеиду или борьба за права женщин» (Фарид Эсек)
  • «Движение за то, чтобы быть более хорошим студентом, более хорошим коллегой, более хорошим деловым партнером. Сверх всего, держать свой гнев под контролем» (Брюс Лоуренс)

Джихад − понятие, которое в зависимости от исторической, культурной, социальной, политической конъюнктуры способно наполняться различными смыслами. И какие смыслы он обретет в ближайшем будущем, зависит прежде всего от того, какие пути развития для своих стран изберут сами мусульмане.

Об авторе