Кем была святая мученица Татьяна
Елизавета Петровна подписала указ об открытии университета именно 25 января не случайно. Это был широкий жест благоволения молодому фавориту императрицы Ивану Шувалову, который обращался с прошением об открытии Университета и получил согласие – не когда-нибудь, а в день Ангела его матушки, Татьяны Родионовны. Так любовь императрицы сделала великомученицу Татьяну небесной покровительницей всех студентов.
«Есть мнение, что таким необычным образом Иван Шувалов просто хотел сделать своей матери подарок на ее именины, – говорит специалист по церковной археологии, искусствовед Александр Копировский. – А до того святая Татьяна не была в числе самых известных мучеников, ее имя в церковном календаре даже не выделено жирным шрифтом. Думаю, что известность святой Татьяне в России придало именно это почти случайное обстоятельство, сделавшее ее святой покровительницей Московского университета».
Кем была святая Татьяна
Святая Татиана – раннехристианская мученица, жившая в третьем веке в Риме. Она была дочерью знатного римлянина, тайно принявшего христианство в то время, когда в Риме начались языческие гонения на христианство.
«Подробностей о Татьяне мы не знаем, а те, которые есть – скорее легендарного характера, – говорит Александр Копировский. – Мы можем только сказать, что в мучениях она держалась очень твердо. Собственно, слово «мученик» тогда было не в ходу, и таких как она называли «мартир», то есть «свидетель» – человек, который засвидетельствовал о своей вере в Христа, что это не идеология, не какие-то поверхностно принятые формы богопочитания, а суть его жизни, ради которой он не боится умереть, потому что ощущает в себе ответ на свою веру и молитву. Поэтому мученики и назывались свидетелями и почитались очень высоко, на втором месте после апостолов».
«Редко упоминают, что при жизни святая Татьяна была диакониссой, – говорит врач, кандидат медицинских наук, преподаватель СФИ Ольга Мозгова. – Диакониссы в древности помогали научению вере тех, кто искал крещения. Кроме катехизации (научения основам веры), они участвовали в совершении литургии и служили больным».
В то время священник или диакон не мог просто прийти в дом к болящей женщине или вдове, и это делали диакониссы. Первое упоминание о диакониссах содержится в Послании к римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим 16:1). Но уже к XI веку этот чин практически исчез из употребления.
Как институт диаконисс возрождается в наши дни
Это удивительно, но в наши дни диакониссы вновь появляются. Об этом корреспонденту «МИР 24» рассказала Ольга Мозгова. По ее словам, в 2017 году Александрийский патриархат возродил институт диаконисс.
В России попытка возродить это служение была предпринята в XX веке великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой при создании Марфо-Мариинской обители в 1909 году. Она вынесла вопрос о восстановлении чина диаконисс на рассмотрение Святейшего Синода, который поддержал ее практически полностью. И хотя тогда этот вопрос так и не решился, сейчас начинание великой княгини Елизаветы видится настоящим пророчеством, ведь в годы гонений, когда тысячи священнослужителей были физически уничтожены, забота о церкви во многом легла на плечи христианок.
Споры по поводу необходимости восстановления чина диаконисс продолжаются и сегодня. С милосердным служением диаконисс в наше время стараются справиться различные сестричества, также немало христианок занимается миссией и катехизацией на приходах, в братствах и общинах.
Диаконическое служение включено и в учебные программы современных богословских вузов. Например, в Свято-Филаретовском институте студенты посещают как волонтеры больницы, дома престарелых и другие места, где нужна их помощь словом и делом. Это называется каритативная практика.
«Главная задача этой практики – чтобы в опыте у каждого христианина было усилие увидеть страждущего ближнего, – говорит Ольга Мозгова. – Студентам приходится преодолевать социальную замкнутость или, например, брезгливость. Они делают всю подсобную работу в отделении: моют пол, меняют памперсы, стирают белье, но главная цель – общение с людьми. Надо выслушать, помочь человеку преодолеть дух претензии, обиды, оставленности и одиночества, а иногда и вместе с ним помолиться. И не просто какой-то молитвой из молитвослова, а чтобы он мог к Богу обратиться своими словами, ведь людей не учили этому. Это такое духовное усилие, которого человек жаждет и к которому он может подходить в любом состоянии, в любой немощи. Важно, чтобы человек не страдал от того, что к нему никто никогда не проявил доброго расположения, мог вспомнить какие-то светлые этапы своей жизни и Бога за что-то поблагодарить».
Так что можно сказать, что прямые последователи святой Татьяны учатся в наши дни в православном Свято-Филаретовском институте. И занимаются они примерно тем же, чем занималась в третьем веке в Риме святая Татьяна.
Источник: МИР 24