Перейти к основному содержимому

Сретение Господне: встреча человека с Богом

Сретение Господне. XI в. Греция. Фокида, монастырь Осиос Лукас

Сретение Господне. XI в. Греция. Фокида, монастырь Осиос Лукас

«Слово «Сретение» в переводе со славянского означает «встреча», – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Этот праздник отсылает нас к евангельскому рассказу о том, как младенец Иисус на сороковой день после своего рождения был принесен родителями в Иерусалимский храм, как того требовал ветхозаветный закон. Принесен для того, чтобы в воспоминание об освобождении народа божьего из египетского рабства быть выкупленным подобно всем первенцам израильским. Чтобы милость Бога была на нем и на доме его». На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет белых голубков. Это и есть жертва Богу.

На ступенях храма святому семейству встретился праведный старец Симеон. Удивительна история его жизни, которая известна из апокрифических источников. Симеон был одним из семидесяти двух ученых-переводчиков, которым царь Птолемей дал задание перевести священное писание на греческий язык. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в словах пророка «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он решил, что надо исправить «дева» на «жена». Но ему явился ангел, который предрек, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности писания и не увидит своими глазами Спасителя мира, которого родит Дева. По преданию, в ожидании этого события святой Симеон прожил целых триста лет.

И вот, по внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса. Он тут же узнал будущего Спасителя, взял на руки младенца (поэтому он и называется Симеон Богоприимец). Вторым участником встречи была праведная пророчица Анна. Она всю жизнь, как и другие праведники того времени, ждала исполнения пророчества о пришествии Мессии. Именно Симеон и Анна – свидетели перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета.

«Евангелие замечательно открывает нам именно дух встречи. Так случилось, что в этот день встретились Ветхий и Новый Заветы, и соединились друг с другом, и как бы оттолкнулись друг от друга. Младенец был исполнением Закона и пророчеств о пришествии Бога к своему народу, к людям, которые его ждут», – поясняет отец Георгий.

«Конечно, мы не можем настаивать на буквальности передачи этого события, ведь Евангельская притча – не репортаж, задача евангелиста – прежде всего донести духовный смысл происходящего», – продолжает священник. 

Почему же этот праздник так торжественно отмечается? Все дело в том, что духовный смысл праздника состоит во встрече человека с Богом. Той встрече, которая, как правило, бывает в жизни всех верующих людей.

«В жизни каждого человека должна произойти эта встреча с Богом, без которой невозможна ни подлинная встреча с другим человеком, ни встреча с самим собой», – говорит Георгий Кочетков. 

Старец Симеон сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих». «В этих пророческих словах открываются два пути жизни каждого: принять Христа или его отвергнуть. И нет третьего пути», – сказала корреспонденту «МИР 24» культуролог, педагог Центра «Рождество» Анастасия Абрамова. 

«Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу или топтаться на месте, или вовсе повернуться к нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни – с верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью». 

Часто в житейских разговорах и даже в статьях о Сретении можно встретить расхожее представление, будто это день, когда зима встречается с весною. «Происходит самая настоящая подмена христианского, духовного смысла праздника сезонно-календарными мотивами. Этого надо избегать», – говорит Анастасия Абрамова. 

Самая главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. «Каждый человек хочет жить не просто по законам и предписаниям, пусть и спущенным прямо от Бога. Он хочет жить творчески, так, чтобы радовалась его совесть, чтобы сила веры, свободы и любви, открытость к людям была и в его сердце и передавалась другим, чтобы и из него, как говорит сам Христос, потекли «реки воды живой», – говорит Георгий Кочетков. Вот такое преображение и происходит с человеком, когда он всей душой открывается навстречу Богу. И начинает прислушиваться к его воле, понимать, чего Господь хочет от него. Если же у человека еще не произошла его встреча с Богом, то каждый в силах приблизить ее, пойти навстречу с верой и надеждой.

Так же и по отношению к ближним, к тем, кто нас окружает. «Мы редко живем в радостном напряжении встречи и общения, подменяя их контактами: профессиональными, личными. А часто – и корыстными интересами, оправдывая это скудостью своих средств, своей жизни, – говорит Георгий Кочетков. – Мы забываем, что эта скудость – в нас. Это наше сердце узко, заскорузло, это нам трудно вместить наших ближних. Это мы больше думаем о себе и своём, а потом удивляемся, почему мы малоинтересны другим. Это мы хотим, чтобы нас благодарили, чтобы нас ценили, чтобы с нами общались, забывая, что общение есть подвиг и что человек, находящийся в постоянном общении в своем здешнем, земном бытии, – настоящий подвижник».

Источник: МИР 24