Перейти к основному содержимому

Спас Нерукотворный: как правильно смотреть иконы

Фото: Shutterstock/FOTODOM/ eleonimages

Фото: Shutterstock/FOTODOM/ eleonimages

29 августа православные верующие отмечают праздник, известный в народе как Ореховый Спас. Его церковное название — перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Этот праздник всегда высоко почитался русской православной церковью. Икону с изображением Нерукотворного образа Иисуса можно увидеть в каждом православном храме. Его вышивали на знаменах русской армии и на хоругвях (религиозных знаменах).

Легенда гласит, что Нерукотворный образ появился в результате того, что Иисус Христос помог живописцу Ананию, который безуспешно пытался изобразить Его на холсте. Портрет Сына Божьего потребовал прислать царь Авгарь, правивший в сирийском городе Эдессе. Он был поражен проказой и мечтал исцелиться. Иисус омыл лицо, отер его убрусом, и на полотне отобразился божественный лик, да так, как не способен нарисовать ни один художник. Этот убрус с ликом Спасителя, который стали называть Спас Нерукотворный, живописец привез Авгарю в Эдессу, и тот исцелился. 

О том, какие образы Спаса Нерукотворного нужно непременно увидеть и как правильно смотреть иконы, рассказал в интервью MIR24 ректор Свято-Филаретовского института, специалист по церковному искусству Александр Копировский.

Александр Михайлович, какие образы Спаса Нерукотворного стоит посмотреть в Третьяковской галерее или в Музее имени Андрея Рублева? Чем они отличаются? Что несут нам?

Само название «Спас Нерукотворный» говорит о том, что эта икона восходит к самому первому образу Христа-Спасителя, который, по преданию, не был написан руками художника. Живописец пытался изобразить Иисуса Христа, но не смог. И тогда Христос, омыв лицо, приложил к нему полотенце, и на нем отпечатался Его лик. Это предание говорит о том, что подлинный лик Христа никто нарисовать не может. Апостол Павел писал: «Если мы и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Поэтому в иконе Христа акцент ставится не на том, каким Он был в истории, а на том, что в Его человеческом образе был явлен сам Бог-Отец. Это значит, что ни с какими, даже великими земными учителями сравнить Его невозможно.

Существует много икон Спасителя, но Спас Нерукотворный — это изображение только Его лица, больше на иконе ничего нет. Было создано много таких икон, и они очень разнообразны, хотя, казалось бы, откуда здесь взяться разнообразию? Ведь существует строгий канон: на иконе должен быть  лик Спасителя, борода, волосы, нимб с перекрестием, надпись — вот и всё. Тем не менее, художники нередко достигали в этом изображении огромной глубины, духовной выразительности. Сложилась традиция: мастером считали такого иконописца, который мог хорошо написать лик Спаса Нерукотворного.

Поэтому, чтобы получить представление об этой иконе, нужно посмотреть их не одну. Но не стоит при этом искать как можно больше изображений разных веков, стран, художественных направлений. Важны те иконы, в которых лучше других видно, что Христос — Человек, и в то же время в Его человеческом облике ощутимо проявление и Его божественной природы. Таких выразительных, глубоких образов не так уж много.

Прежде всего, стоит побывать в Третьяковской галерее. И в первом же зале, посвященном древнерусскому искусству, посмотреть на большую икону Спаса Нерукотворного рубежа XII–XIII веков.

Она стоит перпендикулярно стене, потому что на обороте есть еще изображение креста — это была выносная икона. Лик Христа на ней вначале кажется очень строгим и величественным. Глаза сдвинуты немного вбок, как было принято изображать большинство ликов в домонгольскую эпоху. Однако при долгом взгляде — а только так и нужно смотреть иконы: не бегом, не скользя по ним глазами — можно увидеть, как эта строгость и особая значительность лика как будто изменяется. На первый план выходит ощущение испытанного Христом страдания. Поэтому не спешите отходить от этой иконы, оставайтесь около нее подольше, посмотрите на нее несколько минут.

В соседнем зале есть две иконы Спаса Нерукотворного. На одну из них, которая висит ближе к окну, стоит обратить особое внимание. Это икона ростовского иконописца середины XIV века.

Иконописец этот был далеко не такого высокого уровня, как тот, кто написал предыдущий образ Спаса. Но в его иконе, при той же иконографии, совсем другая выразительность: лик интенсивно светел, в иконе преобладает красный цвет, даже на щеках Спаса есть румянец. Христос смотрит прямо на зрителя. При взгляде на эту икону почти сразу возникает ощущение духовного подъема, радости, победы. Это удивительно: ведь икона написана в эпоху, когда на Руси еще было татаро-монгольское иго.

В Третьяковской галерее, в последнем зале древнерусского отдела, можно увидеть икону Спаса Нерукотворного работы известного иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова.

Об иконах этого времени даже в специальной литературе можно иногда встретить ставшее штампом представление о том, что чем ближе икона к нашей эпохе, тем больше в ликах на ней реалистических черт, и тем меньше духовной выразительности. Оказывается, что это совсем не так. Симон Ушаков, и в самом деле, использовал новые приемы письма: более объемный лик Спасителя, элементы светотени, более мягкие волосы, изображение ресниц, деталей глаза. Но это вовсе не делает лик Христа «только человеческим». Не замечают, что Симон Ушаков при этом использовал в изображении света на лике характерную для более древних икон систему высветлений («пробелОв»), которая говорит не о внешнем источнике света, а о свечении лика как бы изнутри. Образ Христа при этом с охраняет особую строгость и серьезность.

И еще одну икону Спаса Нерукотворного обязательно нужно посмотреть в центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева — в первом зале основной экспозиции. Это образ очень большого размера, он написан в конце XIV века. Несмотря на утраты, в лике Спаса на нем сразу ощущаются грозная сила, строгость, скорбь.

К сожалению, не сохранилось ни одного образа Спаса Нерукотворного кисти Андрея Рублева. В нем можно было бы, наверное, увидеть особую ясность, мягкость, просветленность лика Спасителя — всё то, что есть в ликах апостолов, написанных им и его другом Даниилом Черным на стенах Успенского собора во Владимире. Но, увы …

Расскажите пожалуйста, как нужно смотреть иконы, в частности, Спаса Нерукотворного? Надо ли смотреть на этот образ как на картину, или уместнее ему молиться?

Не существует единого требования, как смотреть икону. Главное — никуда не спешить. Не нужно бросаться к этикетке, к экспликации, стараться прежде что-то обязательно прочитать об этой иконе. На нее надо просто спокойно посмотреть. С точки зрения чисто технической: взгляд лучше всего воспринимает образ с расстояния в две высоты его изображения. Можно подойти ближе, потом отойти чуть дальше. Только не нужно делить ее на части: пытаться изучать, искать тайные символы, пытаться расшифровывать, что они значат. Вначале надо почувствовать образ в его целостности, ощутить какое-то единство с ним.

Есть тайна в том, как мы смотрим на икону. Ведь в некотором смысле и она смотрит на нас. Даже когда Спаситель на ней как будто отводит глаза, все равно есть ощущение, что написана она для того, чтобы перед ней кто-то стоял.

Молиться стоя перед иконой, конечно, можно. Ведь икона и создана прежде всего для молитвы. При этом важно понимать, что мы находимся в присутствии того, кто изображен на иконе. По учению, сформулированному в Церкви еще богословами VIII века, когда мы молимся перед иконой (прежде всего — перед иконой Христа), то молитва обращена не собственно к изображению на ней, а к Тому, кто изображен. Мы восходим, как писали они, «от образа к Первообразу», понимая, что икона — не «духовная фотография», а возможность проникнуть гораздо глубже: к самой Личности Того, кто на иконе изображен, к совершенству, которое в будущем, когда откроется Царство Небесное, предназначено для всех людей. 

А как относиться к многочисленным историям об исцелениях от Нерукотворного образа Спасителя — как в прошлом, так и сейчас?

Исцеления происходили не только у икон Нерукотворного Спаса, но и у других образов — у икон Богородицы, святых, у мощей некоторых святых. Конечно, это не массовое явление, это каждый раз — чудо. Его нельзя запрограммировать, сказать: приходи, у этой иконы обязательно будет исцеление. Для этого человеку нужно измениться самому. Тут очень многое зависит от его веры, а не от иконы. 

Но именно иконы очень часто помогают человеку что-то понять о себе. И это может стать началом его изменения и духовного роста.

В день праздника перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь о чем мы должны поразмышлять, что понять?

В основе этого праздника лежит историческое событие середины X века: образ Спаса Нерукотворного, который считался самым первым изображением Иисуса Христа и хранился в сирийском городе Эдессе (сейчас это турецкий город Шанлыурфа), торжественно перенесли в Константинополь. Византийский император просто выкупил его. Поэтому может показаться, что это праздник не очень значимый духовно. Но на самом деле тогда это было воспринято так, как будто сам Христос из далекой маленькой Эдессы перешел в центр тогдашнего православного мира, в Константинополь — и воцарился там. Так перенесение иконы Спаса Нерукотворного оказалось, в определенном смысле, «явлением Христа народу».

Это значит, что Христос в Своих образах, в иконах, присутствует везде. И благодаря древним иконам, которые хранятся в различных музеях и в наших храмах, мы можем увидеть и ощутить, что Христос пришел и на русскую землю — в своем преображенном, величественном, светоносном образе. Вот это важнее всего.

Источник: MIR24.TV

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.