Рождество Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель – самый почитаемый христианский святой после Богородицы. «Современному человеку не всегда понятно, почему христианами так горячо любим Иоанн Креститель – такой суровый аскет, постник, обличавший людей в их грехах, называвший их «змеиным отродьем» и обративший всю свою жизнь в призыв к покаянию», – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков.
Иоанна Предтечу называют «ангелом пустыни», с благоговением вспоминают его рождество, казнь и обретение мощей. В православном иконостасе образ Иоанна Крестителя как друга Христова всегда помещается рядом со Спасителем, как и образ Богоматери. «Пророческая чуткость Иоанна, благодаря которой он первым опознал и возвестил людям, что Иисус – возлюбленный Сын Отца Небесного, поставила его к Христу ближе всех», – говорит отец Георгий Кочетков.
Иисус и Иоанн были родственниками и почти ровесниками. Они родились, как утверждает евангелист Лука, с разницей в полгода. Поэтому Рождество Христово отмечают 7 января, ровно через полгода после Рождества Иоанна.
Согласно евангельскому преданию, Иоанн родился у очень пожилых супругов – Елизаветы и священника Захарии. Откровение о предстоящем рождении сына Захария получил, служа в Иерусалимском храме – и от потрясения надолго потерял дар речи. Эта немота вместе с беременностью немолодой уже Елизаветы были восприняты всеми как знак свыше. Рождество Иоанна Крестителя ожидалось людьми сразу как Божье чудо.
В чём же смысл прихода этого человека, «величайшего из рожденных женами», который, будучи пророком Ветхого Завета, уже служил подготовке Нового? «Главное возвещение Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» – слово в слово подхватил Иисус. Но что для одного было пределом, то для другого стало основой и началом. Если для Предтечи это было пророчество о будущем, о том, что только должно совершиться, то во Христе это уже исполняется – Царство Божие приблизилось в нём самом», – говорит священник Георгий Кочетков. Однако чтобы оно открылось всем людям и они смогли в него войти, нужно только одно – покаяние.
По словам отца Георгия, это и было тем откровением от Бога, которое жгло ум и сердце Иоанна, и он не мог не делиться им с людьми. На это и за это он был готов положить жизнь, что и сделал, как мы хорошо знаем из Евангелия. Предтеча отказался от всего – от семьи, от жизненных удобств. Если бы он просто сочувствовал делу Христову, он не был бы пророком – тем, кто отдает всю жизнь Богу и чьё слово поэтому имеет силу, ведь верят лишь человеку, который сам делает то, к чему призывает.
Иоанн Предтеча призвал к покаянию всех, кто считал себя верующим или, может быть, только хотел таким быть. «И в наше время людям тоже нужна проповедь покаяния, чтобы открылись Небеса для тех, кто считает себя верующим и православным, а на самом деле, подобно древним иудеям, для веры закрыт», – говорит отец Георгий Кочетков.
«Мы живём в народе, у которого была отнята вера, и многие не знают и не хотят знать, что она вообще бывает. Про всякое слово о Боге и Христе думают, что это такой психологический трюк, обман, пропаганда. Но чтобы узнать силу веры и Божьей милости, и нужно вернуть в свою жизнь правду – личную и нашу общую правду о настоящем и недавнем трагическом прошлом с его массовыми преступлениями», – говорит священник Георгий Кочетков.
«И сейчас, как во времена Христа, когда народ спрашивал святого пророка Иоанна: что же нам делать? – актуально звучит его ответ: поделитесь с нуждающимися, если у вас есть что-то лишнее – не припасайте это себе на черный день. А если ваши профессиональные обязанности позволяют вам чем-то злоупотребить – не делайте этого».
Мытарям, по-нашему фининспекторам, Иоанн Предтеча сказал: не взыскивайте больше того, чем вам причитается. А солдатам и полицейским – не творите насилия, не вымогайте и довольствуйтесь своим жалованьем, даже если вам чего-то не хватает. Все считают, что это не подходит людям, что они не смогут вынести этого, даже знать не должны.
По словам отца Георгия, нет ничего проще покаяния, и мы часто не умеем каяться только потому, что в нас нет Божьей простоты, нет того единства ума и сердца, которое требуется человеку, чтобы выпрямиться – ходить перед Богом и людьми открыто и свободно.
«Наш ум всегда стремится к добру, а если и ум смущается, то к добру стремится сердце. Всегда в человеке есть то, что ведёт его к Богу. Надо лишь прислушаться и найти в себе силы и решимость соединить ум и сердце, душу и дух».
Святой Иоанн Предтеча всегда вызывал у христиан благоговейное почитание, всегда служил вдохновением для тех, чьё сердце вдруг загоралось любовью ко Христу и поэтому жаждой служения ему. Поэтому на вопрос, как отметить Рождество Иоанна Крестителя, православные верующие отвечают так: нужно откликнуться на его призыв, обращенный ко всем людям через века, и ступить на путь покаяния.
Источник: МИР 24