Православный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных залов
«Я бы не стал ставить вопрос о том, что это в большей степени — произведение искусства или церковная принадлежность. Это прекрасное произведение искусства, неразрывно связанное с церковью, — говорит искусствовед. — Ведь все иконы рождены в лоне церкви, и какие бы гениальные художники их не писали, они всё равно были вдохновлены не личным талантом, а той культурой, которая была прямо связана с церковью».
По словам Александра Копировского, в императорской России отдельные иконы изымались из храмов и экспонировались в музеях для их лицезрения всеми желающими.
«Это старая дореволюционная практика, и её надо было бы всемерно продолжать, — говорит эксперт. — Но поскольку при советской власти началась антирелигиозная кампания, то заодно пострадали очень многие произведения искусства — просто потому, что им была приклеена этикетка “опиум для народа”. Предполагалось, что всё это надо уничтожать. Известный искусствовед Виктор Лазарев писал, что в тридцатые годы были выставки, где прекрасные древние иконы выставлялись в одном ряду с бальными туфельками и кандалами — народу показывали их как средство эксплуатации. Конечно, музеи этому сопротивлялись и старались сохранять произведения искусства. Благодаря им многие реликвии были спасены. Но всё же нельзя забывать, что отделение этих вещей от церкви было просто принудительным ограблением. Их перемещали не путем договора и передачи в музей со всеми формальностями и с исполнением требований сохранности. Все эти вещи просто отняли у церкви».
Поэтому сейчас их возвращение — это акт исторической справедливости, считает искусствовед. «Главный вопрос состоит в том, как это правильно сделать. Абсолютным приоритетом должна быть сохранность “Троицы”. Известно, что ранее для Владимирской иконы Божьей Матери уже были созданы особые условия хранения. Её поместили в специальную герметичную капсулу, которая оформлена в виде деревянного киота. В капсуле круглосуточно контролируются температура и влажность, она подключена к компьютеру и специальным датчикам. Таким образом на икону не влияют внешние условия, режим хранения поддерживается специальной аппаратурой. Вот такую же капсулу нужно изготовить и для “Троицы” Андрея Рублёва», — говорит Александр Копировский.
По словам православного искусствоведа, все действия в отношении этой иконы и других церковных ценностей нужно предпринимать взвешенно, приложив все усилия для сохранения этих вещей. «И тут ничьи амбиции не должны преобладать. Мы работаем в целом на сохранение и культуры, и нашей духовности. И перегибов тут быть не должно, — отмечает Александр Копировский. — Если в дальнейшем захотят передавать церкви и другие произведения исключительной художественные ценности, то нужен именно такой подход — только на условиях абсолютной сохранности, под постоянным контролем музейных сотрудников. Нужно обеспечить условия хранения произведений искусства вне музейных залов, приложив для этого всю научную мощь, которая есть в нашей стране на сегодняшний день. Я думаю, что сделать это можно. Для этого должны потрудиться в том числе и музейные сотрудники, поскольку у церкви пока отдельных реставраторов и музейных специалистов высокого класса нет».
«Если же передача произведений церковного искусства будет более широкой, то тут надо смотреть — если можно соблюсти все необходимые условия для их сохранения, то передавать их нужно. А если этого сделать нельзя, то условия нужно постепенно создавать. Мы слишком много потеряли благодаря страшной политике атеистического государства, и больше терять мы не можем. Поэтому нужно соблюсти все условия, чтобы эти бесценные произведения сохранились, и обеспечить доступ к ним. Вначале это будет не очень просто, поскольку есть инерция в обе стороны, но её надо преодолевать», — подытожил Александр Копировский.
Источник: Мир 24