Перейти к основному содержимому

Отец Павел Адельгейм: «Жить по последней мере Христа»

Онлайн-встречу, посвященную памяти протоиерея Павла Адельгейма (1938-2013), провели 1 августа, в день его рождения, члены Преображенского православного братства – люди, которые хорошо знали священника, вместе с ним молились, снимали о нем фильмы, записывали его воспоминания. «О правде и справедливости в Церкви и обществе» – организаторы назвали встречу так же, как будет называться событие в рамках форума «Имеющие надежду», который состоится 17-23 августа. Встреча памяти отца Павла – одно из мероприятий по подготовке к этому форуму.

Ведущий Константин Обозный, декан исторического факультета Свято-Филаретовского института (СФИ), поставил перед участниками вопросы: священническое служение отца Павла революционно или традиционно? Чьим он был наследником и кто его преемники, есть ли они? «Его нередко обвиняли в резкости, революционности. Ему довольно часто доставалось за его приверженность деяниям Поместного собора 1917-1918 гг. и к опыту, который он приобрел у своих духовных учителей», – сказал историк о священнике.

«По тем временам (советским – ред.) служение отца Павла было революционно, необычно, ново и ярко, потому что он служил правде Божией, и Христос был среди него и среди тех, с кем он общался. Такие вещи нечасто встречались и в российской империи, когда тоже была проблема с открытым исповеданием веры», – начал Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, заместитель председателя Геральдической комиссии Тверской области. С другой стороны, можно сказать, что служение отца Павла вполне традиционно – «по отношению к служению правде Божьей», сказал историк и развил свою мысль: «Любое время выдвигает людей пророческого духа, которые абсолютно не боялись. Отец Павел был совершенно бесстрашным. Его слушали как исповедника веры, который не рассказывает, а свидетельствует… У него был необыкновенный дар – способность говорить так, что человек верит ему и преображается. Это дало ему колоссальный авторитет».

По мнению Лавренова, вряд ли можно говорить о какой-то особой среде, наследником которой стал отец Павел. Но он стал наследником «всех, кого мы знаем как исповедников, тех, кто на своих плечах держали правду и свободу церковную». А кого же можно назвать его преемниками и продолжателями? «Его наследники – те сообщества, те священники, которые понимают, что без правды жить нельзя, те, кто не боятся. Отец Павел показал, что страха не должно быть, кроме страха Божьего. Если человек перестает бояться зла этого мира, тогда он может считаться наследником отца Павла», – считает историк.

Олег Глаголев, автор документальных фильмов «Взрастут хлеба так солнечно и щедро» и «Время отца Павла Адельгейма», предпочел говорить более о «революционности» отца Павла, вырастающей из древнего христианства, «аромат» которого он почувствовал в среде своих духовных учителей в Ташкентской епархии в 50-60-е гг. Это были люди, «сосредоточенные на Христе», и «это было влито в его (отца Павла) кровь». По воспоминаниям режиссера, священник говорил: «Жить надо по последней мере Христа» – и сам старался так жить. В этом смысле можно сказать, что «служение правде в нем вторично по отношению к служению Христу». Именно такая «революционность» необходима нынешней Русской Православной Церкви, которая, как считает выступавший, находится в кризисе, в депрессии, и «терапия уже не помогает». Он считает важным отметить, что отец Павел не только ученик новомучеников; его тоже можно назвать новомучеником и исповедником веры. «Новомученики определяются не временными границами. Это люди, искавшие новый голос церкви, который мог бы обратиться к современному миру, такой голос, мимо которого пройти нельзя. Отец Павел тоже новый в этом смысле человек», – сказал Олег Глаголев. 

«Отец Павел не только пронес память о целом сонме своих учителей через всю жизнь, но своим духом впитал все лучшее, что было в них. Он жил в среде, где христианство было настоящим», – утверждает Ольга Борисова, автор монографии «Гонимы, но не оставлены. Ташкентская и среднеазиатская епархия 1943-1961», сотрудник издательства СФИ. По ее словам, отец Павел «впитал лучшие традиции Ташкентской епархии», и от каждого из духовных наставников унаследовал какую-то определенную черту: от архимандрита Серафима (Суторихина) – «радостную любовь к людям, интерес к каждому»; от архимандрита Бориса (Холчева) – пастырский подход; епископ Ермоген (Голубев) стал для молодого о. Павла примером «стойкого борца за церковь». «Верность Христу и церковным идеалам до смерти» – эти слова отца Павла запомнила Борисова. Можно ли считать человека с таким кредо «революционным» или «традиционным»? Вопрос скорее риторический. В любом случае, «немного священников, которые реально воплощают идеалы церкви и служат им до конца», заключила историк.

Источник: Благовест-инфо