Перейти к основному содержимому

Медовый Спас

14 августа православные верующие отметят праздник, который в народе называют Медовый Спас. С него начинается Успенский пост – последний из четырех многодневных постов в православном церковном календаре. Он посвящен Успению (земной смерти) Пресвятой Богородицы и продлится до 27 августа. 

На период Успенского поста приходится три важных праздника, которые в народе принято называть «Спасы», поскольку они посвящены Спасителю – Иисусу Христу. 14 августа отмечают первый из них – Медовый Спас. Правда, его церковное название сложнее: «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня». Рассказываем о том, почему он так называется и как его правильно отметить.

Под «происхождением» тут имеется в виду просто торжественный крестный ход. Когда-то в Константинополе был обычай выносить из храма Святой Софии часть святого креста, на котором по преданию был распят Иисус Христос. Этот крест, как величайшую святыню, обносили вокруг города. Делалось это для того, чтобы остановить эпидемии холеры и других болезней, которые ежегодно начинались в самое жаркое время лета. После того, как крест с молитвами проносили через весь город, болезни отступали и эпидемии прекращались.

В память об этом чуде и был установлен праздник, который в народе называется Спасом, потому что он посвящен Иисусу Христу – Спасителю рода человеческого. В августе таких праздников в честь Спасителя три, и все они больше известны под своими народными названиями: Медовый, Яблочный, и Ореховый Спасы.

И первый мед, и помощь ближнему

«Народный смысл всех трех августовских Спасов связан с плодоношением, – говорит духовный попечитель Преображенского братства и основатель СФИ священник Георгий Кочетков. – Символически это выражается в том, что люди приносят начатки своего урожая в храм, чтобы разделить со всеми плоды своих трудов, которые появляются у человека по милости Господа и в сотрудничестве с Ним».

По давнему обычаю пчеловоды в этот день несут для освящения мед нового сбора и угощают им всех без отказа. «На первый Спас и нищий медку попробует», гласит народная пословица.

С Медовым Спасом связано множество других народных традиций. Главная из них заключалась в том, что жители русских деревень, начиная с этого дня и до Яблочного Спаса – то есть до 19 августа – помогали справиться со всеми оставшимися летними заботами вдовам и сиротам, бедным, больным и слабым, причем трудились бесплатно, только за то, что работников кормили. «И в наше время было бы очень здорово возродить эту традицию и просто так, от широты души помочь кому-то в его летних заботах и хлопотах. Стоит только оглядеться, и станет понятно, кому именно нужна ваша помощь», – говорит священник Георгий Кочетков.

День поворота в судьбе народа

По словам священника Георгия Кочеткова, для Русской церкви Медовый Спас – особый праздник.

Согласно многим историческим документам, именно этот день стал настоящим днем Крещения Руси князем Владимиром. Так что можно смело сказать, что это день рождения Церкви на Руси. А 15 июля мы празднуем Крещение Руси просто потому, что это День памяти святого Владимира.

То, что в праздник Происхождения честных древ животворящего Креста Господня вспоминается и крещение Руси, – тоже символично. «Это историческое событие дает прекрасный пример того, что крещение как в жизни народа, так и в жизни отдельного человека – это не просто приобщение к религии, а новое рождение, – говорит священник. – В крещальной купели из славянских племен родился русский народ с новой культурой, новым характером и менталитетом, с новой судьбой».

За тысячелетнюю историю Россия и русское православие дали миру одну из величайших христианских культур, создали уникальные иконы и храмы, открыли новые пути богословия и «святую русскую литературу».

Священник Георгий Кочетков: «В киевской купели родился народ, ценящий мир. Сегодня принципиально важно вспомнить о таких глубоко христианских качествах нашей национальной культуры, как мирность и общинный характер».

Свобода от духовного «аутизма»

Так и каждый человек, решившийся на крещение, имеет шанс по-настоящему родиться заново. По словам священника, это значит – получить от Христа новое сердце, освободиться от того, что обычно держит всех людей в рабстве и от чего человек сам избавиться не в силах – страхов, недоверия, своего рода духовного «аутизма», когда ты замкнут в себе, как в чулане. Как говорит отец Георгий, это болезни, с которыми каждый человек рождается и часто носит в себе до смерти. Крещение, приобщение к Кресту Христову – это освобождение, выход на простор, где другой человек и весь мир – не угроза, не помеха, а желанный подарок. И праздник Происхождения честных древ животворящего Креста Господня дает всем христианам повод вспомнить о своем крещении, крещальных обетах, их дарах и плодах.

«В этот день следует внимательно вглядеться в себя. В то, насколько мы находимся в сотворчестве с Богом. Понимаем ли мы, что он хочет от нас?» – говорит священник.

Все три Спаса: и Медовый, и Яблочный, и Ореховый – это дни, когда человек приносит в храм плоды своих трудов, плоды нового урожая. Те самые, которые являются явным свидетельством милости Господа. Те, которые человек растит в сотворчестве с Ним. Вот также и себя самого человек выращивает либо таким, как ждет от него Господь, либо другим. И важно понять это и вовремя пойти навстречу Господу, говорит отец Георгий.

«Нам нужно чаще вспоминать о дарах благодати Божьей – надежде, милосердии, общительности, то есть стараться жить на большей глубине, – говорит священник Георгий Кочетков. – Такая жизнь, более открытая Богу и ближним, менее внешняя, но и более уязвимая, не бывает без скорбей. Именно такие скорби, а не любые житейские невзгоды и трудности, и связывают в церковной традиции с крестоношением. Неслучайно апостол Павел говорит, что мы не только благодатью хвалимся, мы хвалимся еще и скорбями, то есть своим крестом, который мы несем в этом мире».

Ведь если мы его добровольно принимаем, это дает нам прекрасное качество, столь необходимое всем и всегда – терпение, говорит священник. «А терпение тоже имеет прекрасное действие – оно приводит к стойкости и надежде, как говорит апостол. Умеешь терпеть все свои невзгоды – будешь стойким. Нет – будешь как лапша. А если ты стойкий, то ты не просто так стойкий, ты стойкий, потому что ты надеешься на помощь Божию, на силу Божию и помощь других людей, если это надо. И надежда нас не обманывает. Надежда – великая вещь, как и терпение. Современные люди часто надежды не имеют, поэтому постоянно унывают, постоянно жалуются», – говорит священник Георгий Кочетков.

Вот поэтому Медовый Спас, Происхождение честных древ животворящего Креста Господня – это праздник добрых плодов, терпения и надежды.

Источник: МИР 24