Перейти к основному содержимому

Эти дни напоминают нам о победе Христа над всем, что держит людей в рабстве

О предстоящих датах церковного календаря – Лазаревой субботе, Входе Господнем в Иерусалим и Страстной неделе рассказал ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков. Вопросы отцу Георгию предложила съемочная группа Первого канала, но поскольку в двухминутный сюжет вошло совсем немного, мы решили опубликовать более полную версию.

Вечерня на Вход Господень в Иерусалим в Свято-Филаретовской часовне. 2012 год. Фото: Benjamin Hutter

Вечерня на Вход Господень в Иерусалим в Свято-Филаретовской часовне. 2012 год. Фото: Benjamin Hutter

Что мы вспомниаем в Ларазеву субботу? Чему нас учит этот день?

В субботу за неделю до Пасхи, сразу по завершении сорокадневного Великого поста, вспоминается воскрешение Христом Его любимого друга Лазаря. И в церковном календаре, где этот день открывает цикл особых предпасхальных воспоминаний, и в евангелии от Иоанна, которое и доносит до нас свидетельство об этом событии, Лазарева суббота связана с наступлением последних дней земного пути Спасителя.

Воскрешение Лазаря – мертвеца, уже четыре дня лежащего в могиле, – пожалуй, самое большое из описанных в Евангелии свидетельств о приблизившемся Царстве Небесном (то есть новом состоянии мира, «новом небе и новой земле»). Для враждебных Иисусу иудейских начальников – религиозного истеблишмента того времени – это воскрешение стало последней каплей, после которой они окончательно решают устранить Иисуса, ведь они считали, что Он покушается на их власть и авторитет в народе. Воскрешение Лазаря, таким образом, одновременно является прообразом Воскресения Христова и указывает на неизбежность Его страданий – и читателям Евангелия, и тем, кто готовится вступить в церковь и разделить путь Христа в этом мире.

Это важный и трудный аспект, особенно для современных людей, которые часто связывают с христианством, Церковью и Самим Богом совсем не христианские надежды, хотят не победы над смертью и законами этого мира, лежащего во зле, а благополучного устройства в нем на его условиях, со всеми его компромиссами, только еще и при покровительстве неких высших сил - то есть смотрят на церковь и Христа совершенно по-язычески, в лучшем случае ветхозаветно (так, как хотели видеть духовную жизнь те, кто принял решение об убийстве Иисуса, для кого Он был слишком неудобной фигурой).

Обращение к последним дням земного пути Христа помогает, с одной стороны, освободиться от таких иллюзий, а с другой стороны, утвердиться в какой-то более взыскательной надежде, обратить свое внимание к Царству Небесному.

Лазарева суббота – это еще и знак дружбы со Христом, Который любит и не бросает Своих друзей. Евангелие описывает, что Иисус прослезился, когда столкнулся со смертью Лазаря, и это рушит наше представление о «всемогущем» Боге, Которому все нипочем. Это показывает, что не только у человека, но и у Бога в этом мире есть, как скажет апостол Павел, «последний враг» – смерть.

Исторически воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до входа Господа в Иерусалим. Почему в богослужениях и в календаре эту дату передвинули?

В Писании, как и в жизни, время не распределено равномерно. События разных месяцев могут быть более связаны логически и духовно, чем стоящие рядом. Воскрешение Лазаря и вход в Иерусалим – это знамения, знаки Царства Божьего, которые совершает Христос, и они тесно связаны. Оба говорят о победе над смертью и показывают, насколько враждебен Христу этот мир, лежащий во зле. Даже среди Своих – среди Богоизбранного народа, вся история которого была устремлена к встрече Мессии, – Он сталкивается с таким сопротивлением и жестокостью, и Его победа оказывается не чем-то триумфальным или само собой разумеющимся. Внешне она для многих даже больше походит на поражение.

Церковный календарь связан не только с воспоминанием евангельских событий, которым посвящены праздники, но и с жизнью самой церкви. Пасха, праздник Воскресения Христова, изначально была связана с вступлением в церковную общину новых членов, которые готовились к этому не один год. Для них крещение означало умирание со Христом для греха и прежней жизни и воскресение, восстание для новой жизни со Христом. Смысл Пасхи, таким образом, связан не только с воспоминанием о Восстании Христа из мертвых, но и с ежегодным вступлением в церковь новых людей, их крещением, которое в древности не могло быть номинальным или сугубо индивидуальным делом.

Поэтому и весь цикл привязанных к Пасхе великопостных праздников и дней Страстной седмицы так или иначе отражает, с одной стороны, логику евангельских событий, а с другой стороны, духовную логику подготовки людей к новой жизни. И воскрешение Лазаря по своему смыслу является прообразом, предвестником и Воскресения Христова, и воскресения как определенного внутреннего опыта, который переживает человек, принимающий крещение, если он всерьез, не формально приносит Богу обещание жизни по совести и по вере и действительно входит в новую жизнь.

Вечерня на Вход Господень в Иерусалим в Свято-Филаретовской часовне. 2012 год. Фото: Benjamin Hutter

Вход Господень в Иерусалим. В чем важность этого события? Иисус и раньше был в этом городе. Почему же именно в этот раз Его встречали так торжественно?

В этот раз Господь не просто входил в город – Он входил как Царь, но фактически шел на верную казнь. Само это действие (въезд в город на осле) было знаком, это было исполнением ветхозаветных пророчеств, и какие-то люди узнавали в Иисусе Мессию, Сына Божьего – Того, Кто должен был открыть Царство Божье, хотя это Царство все представляли очень по-разному. Исторически это вряд ли было очень масштабное событие. Евангелист говорит скорее о внутреннем, духовном напряжении этого момента.

Этот Вход знаменует приход Царя и Победителя над всем, что держит людей в рабстве: над злом, смертью, царящими на земле грехом, разделением, насилием, страхом. Да мир не мог еще Его принять, узнавания хватило только на краткую встречу с веточками пальмы в руках. Но сама эта встреча сохраняется в нашей памяти. И от нас зависит, как мы живем после нее дальше.

Почему Иисус въехал в город именно на осле, а не на коне?

Одним из знаков и указанием на то, какое Царство несет Христос, был ослик – символ мира, о котором говорилось в древнем предсказании, в противоположность коню, на котором въезжал бы царь, власть которого обеспечивалась внешней силой. К слову, многие современники, даже узнававшие в Иисусе Мессию, предполагали, что именно так Он и должен поступить: захватить политическую власть путем вооруженного восстания и освободить Израиль, который находился на тот момент под Римской оккупацией.

Однако Иисус показывает какой-то совершенно иной образ победы, безоружной победы Его Любви над силами мира сего. У Него нет внешней власти, нет политической программы, но притягательна внутренняя сила Его духа, Его целостность, Его сострадание и открытость людям. На эту силу отзываются те, чье сердце и совесть открыты Богу, и они хотят быть Его учениками, быть в общении с Ним. Именно этой силой Христос создаст на земле Церковь как собрание тех, кто хочет разделить Его путь. Даже враги Христа, принимая решение о Его казни, с досадой говорят: «Весь мир идет за Ним» (Ин 12:19), хотя на тот момент за Ним идет лишь небольшая горстка учеников.

Незадолго до Своей смерти Иисус говорит: «Теперь суд миру сему; теперь князь мира сего извергнут будет вон» (Ин 12:31). Изгоняя князя тьмы, правителя этого мира, Иисус снова и снова отрекается от всех средств, которыми этот князь порабощает человека, показывая, что у них ничего общего. Христос – Освободитель, а не поработитель. Он Воскресение и Жизнь всех, а не страх и разделение.

Въезжая в Иерусалим, Иисус, наверняка, знал и о муках, которые Его ждут, и о казни, и о том, что земному служению подходит конец… Почему Он не предотвратил всего этого? Он же мог!

Опасность, грозящую Иисусу в Иерусалиме, видят и ученики, и Он Сам, здесь не нужно быть пророком. Святой город Иерусалим, ждавший Христа столько столетий, оказывается символом Голгофы, местом неправедного суда и позорной казни Спасителя. Но есть тайна времени, и Иисус дает возможность людям действовать. Происходящая над Ним беззаконная расправа закономерна, но история – это не просто фатум. Это судьбы живых людей, и каждый как-то проявляет себя по отношению к Иисусу, как-то определяется, здесь ничего не предрешено.

И сейчас приближается Страстная седмица, но каждый человек проживет эти дни так, как проживет. Один может «отстоять» все службы, но к пути Христа не приобщиться, а другой, даже не ассоциируя себя с церковью, может встретиться со Христом, проявив открытость, великодушие, жертвенность или сострадание даже в какой-то повседневной ситуации.

Евангелие содержит не одно свидетельство о том, что Иисусу было страшно, Его душа была «в смертной муке», но в Нем было что-то более сильное, чем страх позора, мучений и смерти. Видимо, по-другому невозможно было победить смерть. Он шел тем путем, на котором открывался смысл Его жизни, Его призвание, Его свобода, открывалась Его Личность в какой-то полноте, а через это открывалась и тайна Божьей Любви – в этом ведь и был смысл Его земного служения: открыть людям Бога.

Это что-то важное говорит и о свободе, которая связана не с разнообразием выбора, как нам иногда кажется, а наоборот – как бы с отсутствием выбора, с тем, что человек не может не делать, потому что ему открыт смысл его жизни и он хочет его исполнить, обогатить жизнь других людей, сделав для них то, чего хочет Бог.

Почему этот день называют Вербным воскресеньем?

Согласно евангельскому описанию, люди, радостно встречавшие Христа, Который за несколько дней до Своей казни въезжал в город, приветствовали Его пальмовыми ветвями. А поскольку на Руси пальму встретишь не часто, то в русской традиции ее заменили веточки вербы, поэтому и Вербное воскресенье. (В англоязычной традиции Вход Господень в Иерусалим называется Palm Sunday – «Пальмовое воскресенье».)

Вечерня на Вход Господень в Иерусалим в Свято-Филаретовской часовне. 2012 год. Фото: Benjamin Hutter

Как правильно прожить Лазареву субботу и Вербное воскресенье? Есть ли в эти дни послабление для постящихся?

По традиции в субботу верующие приносят с собой в храм вербы, которые освящаются на Всенощном бдении. Освященными вербами украшают свое христианское жилище. В эти дни положено некоторое послабление в порядке проведения поста. В Лазареву субботу по уставу на трапезе разрешается рыбная икра, а в праздник Входа в Иерусалим - также рыба и морепродукты. Но после захода солнца наступает время Страстной седмицы, и все послабления отменяются.

Сразу после Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – самые строгие дни Великого поста. Стоит ли в эту неделю постится тем, кто даже не начинал? Если да – то почему?

Весь вопрос в том, ради чего поститься. Ведь пост – это не только те или иные ограничения, касающиеся еды и развлечений. Важно, чтобы время и силы, которые освобождаются благодаря этому, были направлены на общение с Богом и помощь ближним. Пост – это время сосредоточиться, подумать о том, что в твоей жизни суета, а что главное, каково место Бога в твоей жизни. Некоторые люди берут на пост особые усилия – например, прочитать Евангелие или исправить что-то в своих отношениях с конкретным человеком. Смысл поста в освобождении от того, что может порабощать человека и опустошать, зацикливать на себе, закрывать от Бога и ближнего.

Слово «страсти» в переводе с церковнославянского означает «страдания». Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней жизни Спасителя. Каждый день этой недели называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник и так далее. Это время особых размышлений о земном пути Христа и Его служении.

Некоторые люди в это время начинают все мыть, печь куличи и так далее. Однако для верующего человека важно ограничить себя в своих естественных потребностях и желаниях, житейских заботах, чтобы посвятить это время размышлениям об основаниях своей веры и жизни – о том, что в ней означают Крест и Воскресение Христовы.

Одно из богослужений Великого Четверга посвящено воспоминанию прощального и таинственного ужина Христа с учениками, на котором Он, как описано в Евангелии, стал мыть им ноги. Это было совершенно немыслимо для иудейской культуры того времени: старший прислуживает младшим, делая то, что делает раб и слуга. Христос, совершая это действие, установил новый порядок отношений между людьми, обличая в них всякое иерархическое начало, всякое превозношение и лидерство. И навсегда это осталось как память Его любви к Своим друзьям и ко всем, кто стал потом их друзьями и учениками. Стал и еще станет.

В Великую Пятницу – ее еще называют Пасхой крестной – вспоминается неправедное судилище над Христом, отступничество Его самых близких людей – не только Иуды, но и учеников, – страдания Спасителя и Его крестная смерть. На утрене читаются двенадцать евангельских фрагментов об этих событиях (эта традиция возникла в Иерусалиме, и исторически каждый евангельский отрывок читался на том месте, где происходили описанные в нем события, то есть богослужение представляло собой длительную процессию по всему городу). В этот день устав предписывает самый строгий пост: полное воздержание от пищи до захода солнца, «до звезды». 

В Великую Субботу вспоминается пребывание Христа во гробе и Его сошествие во ад, из которого Он освобождает всех умерших. А на вечерне Великой Субботы уже начинают праздновать Христово Воскресение. Традиционно эта вечерня переходила в литургию Василия Великого, которая связывалась с крещением новых членов церкви и была главным пасхальным богослужением. Сейчас на приходах это богослужение совершается не с вечера, а в субботу утром. Поэтому пасхальная литургия как бы удвоилась, и собственно пасхальной теперь является литургия Иоанна Златоуста, которую служат в ночь с субботы на воскресенье или в воскресенье утром.
 

Для всякого человека, ищущего Бога, ищущего смысла в жизни, воспоминания Страстной седмицы и ее богослужения дают возможность прикоснуться к церковной памяти и подготовить себя к пасхальной радости. Главное, чтобы человек действительно вспомнил о Христе, бросившем вызов смерти и победившем.

Вечерня на Вход Господень в Иерусалим в Свято-Филаретовской часовне. 2012 год. Фото: Benjamin Hutter

Тропари праздника Входа Господня в Иерусалим

Глас 1
Всеобщее воскресение прежде страданий Своих утверждая,
Ты Лазаря из мертвых воздвиг, Христе Боже.
Вот и мы, словно дети, несущие знаки победы,
К Тебе, Победителю Смерти, взываем:
«Осанна в вышних! Благословен, Кто во имя Господне грядет!»

Глас 4
Сопогребенные с Тобой в Крещении, Христе Боже наш,
Мы бессмертной жизни удостоились в Воскресении Твоем
И, воспевая, возглашаем: «Осанна в вышних!
Благословен, Кто во имя Господне Грядет!»