Перейти к основному содержимому

Иконы, посвященные Пресвятой Богородице

21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. О четырех самых основных сюжетах иконографических изображений Божией Матери рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» заведующий кафедрой богословия СФИ Александр Копировский
Икона Божией Матери «Умиление» (Владимирская), нач. XII в. Константинополь.

Икона Божией Матери «Умиление» (Владимирская), нач. XII в. Константинополь.

Икона Рождество Божией Матери

Общий принцип написания любого рождества – это поздравление родившей. «Традиция этой общепринятой схемы уходит корнями еще в дохристианскую иконографию, изображающую лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей дары», – говорит искусствовед. Схема одна, но она имеет множество вариантов. Например, эту не самую изящную новгородскую икону отличает, по словам Александра Копировского, довольно редкий сюжет. Святые на верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, из очень разного времени: пророк Илия жил задолго до Рождества Богородицы, а все остальные святые – значительно позже того, как окончился ее земной путь. Во времени все сместилось.

Икона Рождества Богородицы больше не о Ней самой, а о родителях, прежде всего, о матери – святой Анне. На этой иконе она очень внушительная, властная, строгая, она как будто не испытывает страданий и боли после родов. В отличие от ее огромной фигуры, новорожденная Мария смотрится совсем маленькой, крохотной. Но сам факт Ее рождения для всего мира имеет огромное значение. Ведь это залог будущего спасения. Рождается Та, которая станет матерью Спасителя.

Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея

Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея

«Многие женщины в Иудее мечтали, что именно от них родится Искупитель. Особенно надеялись на это те, кто прямо или косвенно входил в число потомков царя Давида, – говорит богослов. – Дева Мария тоже входила в число потомков Давида. И этот контраст в иконе показан очень ярко: рождается не величественная царица, а рождается маленькое существо, и ее держит на руках повитуха. То есть Она рождается, как все». 

Хотя, по словам искусствоведа, есть и такие иконы Рождества Богородицы, на которых Она уподобляется именно царице, которой приносят роскошные подарки много дев в дорогих одеждах. Иконы Рождества Богородицы могут быть на удивление разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, может подчеркиваться, что это чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Девы Марии Анна и Иоаким к тому времени были в очень преклонных летах. А есть иконы древние, конца XV века, где Анна даже кладет левую руку на лоно – будто ей еще больно, и она склоняет голову, не так величественно сидит, как здесь на иконе. Возможны совершенно разные акценты.

В иконографии Рождества самой Богородицы почти нет, Ее образ лишь чуть-чуть обозначен – и это уже залог всего будущего развития человечества, говорит Копировский.

Сюжеты богородичных икон

В иконографии великое множество разных икон, на которых изображается Царица Небесная. «Есть те, на которых Она изображается в сценах Нового Завета, – говорит Александр Копировский. – Ангел благовествует ей будущее рождение Иисуса Христа (Благовещение). Она изображена в сцене принесения младенца Христа в храм (Сретение). Она перед распятием. Или Она в сюжетах, связанных с торжеством от Ее икон или посмертных событий, например, Покрова Богородицы. Она и величественная, Она и скорбная, Она и мягкая – очень много икон Богородицы. Но самое большое разнообразие икон Богородицы, где Она вдвоем с Младенцем Христом».

По словам искусствоведа, вся иконография Божией Матери, где она изображена с Младенцем, развивается вокруг трех вариантов написания: либо Богородица и Младенец прижимаются друг к другу щеками, либо Она сидит прямо и царственно, либо Младенец изображен у нее в лоне, внутри, но как будто одновременно и перед Нею.

Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери «Умиление»

Первый иконографический сюжет, когда младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, получил название «Умиление». «Интересно, что умиление здесь – это не состояние Богородицы, которая умиляется, играя со своим Сыном, – говорит Александр Копировский. – «Умилися Спас» – значит «пожалел». Богородица в сцене умиления изображается не столько играющей с Младенцем, сколько молящейся Ему. Умиление здесь – жалость Сына, жалость до слез, к Матери в ответ на Ее молитву».

Александр Копировский: «На этой иконе Младенец хоть и маленький, но в особых одеждах, чаще всего в золотых – Он сам, как солнце. Мы видим здесь парадокс – Она царица, но у Нее на руках Царь, который превосходит всех, в том числе и Ее саму. И Он жалеет Богородицу, поскольку Она страдает за весь человеческий род, приносит Богу ходатайство от лица всего человечества».

Обычно этого не знают и потому смотрят на икону, как на обычную игру матери и ее младенца, но только немного условную, строгую, плоскостную, как это бывает в иконе. Хотя и эта ласковость, мягкость здесь тоже присутствует.

На иконе «Умиление» XII века трагический лик Богородицы, которая как бы видит будущие страдания своего Сына. Он сам изображен только начинающим жизнь, но уже как Царь в золотых одеждах. И Он, воцарившийся, снисходит к Ее просьбам. Здесь лик Младенца строгий, сияющий царственным светом.

А бывают иконы Богородицы, где Ее лик невероятно светлый, улыбающийся, с внутренней радостью. И лик Младенца такой же. Мы видим, как иконография позволяет делать разные содержательные оттенки.

Икона Божьей Матери «Одигитрия»

Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея

Другой тип иконографии – Одигитрия. Это изображение, когда Богородица сидит прямо, как царица на троне, и Младенец сидит у Нее на руке тоже как на троне, лицом к нам. Одигитрия с греческого буквально переводится как путеводительница: ведущая в путь, помогающая в пути.

«Такой тип иконографии иллюстрирует икона конца XV века знаменитого русского иконописца Дионисия, – говорит Александр Копировский. – Дионисий написал ее в 1482 году на доске от более древней иконы, начала XIV века, которая пострадала в пожаре, причем воспроизвел точный размер утраченной иконы».

Александр Копировский: «В этом образе Дионисию удалась удивительная вещь: Младенец – царственный, но в то же время хрупкий и маленький, а Богородица – величественная, но в то же время ощущается, что она совсем юная девочка. Сверхзадача иконописца здесь была в том, чтобы и обозначить Ее величие, и показать особую духовную зрелость, и сохранить – легким намеком, символом – акцент на непередаваемой юной красоте. И Дионисий это сделал!»

Икона Божьей Матери «Оранта»

Последнее из трех самых распространенных изображений Богородицы с Младенцем, где Она изображена уже абсолютно царственно, при этом Она воздевает руки в молитве к Сыну. Икону еще называют Великая Панагия – это одно из ее греческих наименований. «Также этот тип иконографии называется Оранта, то есть «молящаяся», – говорит Александр Копировский. – Образ человека, молящегося таким образом – подняв вверх раскинутые руки – известен с древности. В нашей церкви этот жест сохранился у священников и у епископов, когда они на утренней молитве поднимают руки, произнося: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея

Жест Богородицы очень торжественный и просительный одновременно. В нем Она являет себя, как Заступница – будто она что-то держит, воздевая руки. Можно вспомнить древнегреческих атлантов, «держащих небо на каменных руках». Кстати говоря, в греческой скульптуре есть и женщины, которые тоже как будто держат небо на себе – кариатиды – их использовали как колонны в некоторых храмах.

«Воздетые руки – это еще и сюжет Ветхого Завета, связанный с пророком Моисеем. Когда пророк Моисей приводит израильский народ в Землю обетованную, то враги не пускают Израиль на место, дарованное ему Богом. Тогда Моисей поднимает руки в молитве, и пока он держит руки – Израиль одолевает врага, как только он опускает руки – враги одолевают Израиль».

Младенец здесь изображен не на руках, а в круге сияния света, что символически означает, что Он внутри, в утробе Матери. Он еще как бы и не родился. Это условность иконы, которая позволяет очень о многом сказать коротко. На древней ярославской иконе начала XIII века Младенец царственным жестом благословляет Вас двумя руками как бы из чрева Богородицы.

Все три типа изображения Богородицы иконописцы пишут с разными акцентами, с большим числом вариантов: более мягкие, более строгие, более сильные, более яркие. И поэтому икон Богородицы у нас очень много. Богородичные иконы не столько дополняют разговор о Царице Небесной какими-то новыми апокрифическими подробностями, сколько являют собой попытку проникновения в Ее суть, в Ее образ, раскрывая его с разных сторон.

Источник: МИР 24