Перейти к основному содержимому

Изданы неизвестные проповеди исповедников веры из Средней Азии

Фото из сборника

Фото из сборника

Книгу с посланиями священников и епископов, которые звучали в годы оттепели и застоя в храмах Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, подготовила группа исследователей из Москвы. Они разыскали несколько десятков таких проповедей, ранее доступных только в самиздате. Сборник «Всецело захвачены целью спасения: слова исповедников веры Ташкентской и Среднеазиатской епархии» выпустило издательство Свято-Филаретовского института. Презентацию онлайн устроили члены малых православных братств из Воронежа.

Авторы проповедей – священники, так или иначе пострадавшие за веру. Их речи расходились в списках и машинописных копиях, на магнитофонных плёнках. Спустя годы раритеты разыскали в семейных и приходских архивах (в том числе в Воронеже) и объединили под одной обложкой.

Книга охватывает период с 1948 по 1973 год. В годы войны православная церковь в СССР получила некую надежду на возрождение, затем оптимизм рассеялся, при Хрущёве начался новый виток гонений. Так или иначе, приходская жизнь была под неусыпным контролем, и уполномоченные по делам религии, как могли, следили за тем, чтобы священники и епископы не говорили пастве обо всём, что им вздумается. Пусть даже предметом проповеди были события двухтысячелетней давности…

– Уполномоченные обычно были выходцами из органов госбезопасности. Иногда они действительно старались вникать в церковные дела, но партия и правительство для них были превыше всего. Рычагом управления служили справки о регистрации священника и прихода. Если священник допускал какие-то вольности (например, служил не в том храме, к которому был приписан), против него могли быть применены те или иные репрессивные меры, – рассказал декан исторического факультета Свято-Филаретовского института Константин Обозный.

Средняя Азия была своеобразным оазисом. Здесь собралось много подвижников, которые прошли лагеря и тюрьмы в годы Большого террора. Среди них были члены известных христианских общин из Москвы и Санкт-Петербурга. 

В Ташкентской епархии спокойно принимали не вполне «благонадежных» кандидатов в служители церкви и не прекращали проповедовать, даже когда это было запрещено.

В 1946 году на кафедру был поставлен владыка Гурий (Егоров), сам побывавший в заключении. Вслед за ним приехали духовные чада. Около десяти лет они вели церковную жизнь тайно, ежедневно собираясь на общую молитву. Став епископом, владыка Гурий старался возродить традиции храмовой проповеди, хотя образованных священников, которые могли бы этим заниматься, почти не было. Иеромонах Иоанн Вендланд – впоследствии митрополит Ярославский и Ростовский – тогда писал конспекты выступлений для всей епархии.

Проповеди собирали массу слушателей. Среди них попадались и доносчики, но были и те, кто бережно фиксировал содержание речей для того, чтобы перечитать дома, передать единомышленникам.

– Одним из лучших пастырей своего времени стал архимандрит Борис (Холчев). Его послания сегодня довольно известны, но нам в ходе экспедиций удалось обнаружить ранее не публиковавшиеся проповеди в Фергане, – отметила составитель сборника Ольга Борисова. – Чудом – в шкафу, которым никто не интересовался 40 лет! – нашлись в Самарканде тексты архимандрита Серафима (Суторихина). Утерянными считались проповеди отца Ермогена (Голубева), но мы разыскали десять – в основном в Воронеже, в архиве священника Александра Дубанова. Его отец, протоиерей, служил в Ташкентской епархии и вместе с женой перепечатал на машинке лучшие проповеди своих современников. И когда в 1960-е выступать с амвона запретили, священники зачитывали тексты из этого самодельного сборника – объясняя уполномоченным, что так положено.

Все тексты, вошедшие в книгу, официально опубликованы впервые. В книгу вошли также биографические сведения и фотографии, воспоминания и архивные документы о послевоенной жизни церкви в Средней Азии.

О чем же говорили эти пастыри?

– В первую очередь они были просветителями, доносили до прихожан азы богословия. Владыка Ермоген (Голубев) за свою активную деятельность пострадал, пережил предательство и непонимание, закончил жизнь в ссылке, – подчеркнул проректор Ташкентской духовной семинарии, председатель просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии протоиерей Сергий Стаценко. – Эти тексты могут показаться в чем-то банальными, особенно человеку искушенному в церковной жизни и измученному потребительством. Но надо понимать, в какое время они создавались.

Впрочем, и в XXI веке, когда узнать основы вероучения и найти проповеди на любой вкус – не проблема, верующие находят полезными эти безыскусные «послания из прошлого».

– Сила этих текстов в том, что люди не просто говорили о любви – они жили ею, – заключил председатель комиссии по канонизации Воронежской епархии протоиерей Андрей Изакар.

Источник: Год литературы