Иконы Ростова Великого – «между небом и землей»
Джованна Парравичини напомнила, что итальянский фонд «Христианская Россия» выпускает альбомы-календари по христианскому искусству на итальянском и французском языках уже 42-й год, а русское издание – 21-й год. Общая идея издательского и просветительского проекта, у истоков которого стоял отец Романо Скальфи, основатель «Христианской России», – познакомить Запад с христианской культурой Востока – философией, русской богословской мыслью и иконой. Первые выпуски были посвящены именно русскому средневековому искусству. «Когда в 90-е годы стало возможно общаться с русскими искусствоведами, они сами побуждали нас вернуться к своим корням. И поэтому кроме календарей русских икон мы стали также издавать альбомы, посвященные иконам юга Италии, Тосканы, Венеции, разных балканских стран. Это воочию дало нам возможность увидеть, что Запад и Восток – это единое христианское пространство, которое говорит на одном языке, сохраняя при этом свои отличительные черты, свое культурное богатство», – сказала Парравичини.
Идея посвятить альбом-календарь коллекции икон Ростовского кремля возникла несколько лет назад, когда группа итальянских туристов приехала в Ростов. Они были «просто очарованы» рассказом «замечательной дамы, которая так трепетно, с таким горением показывала иконы, говоря о них, как о своих детях». Это была Вера Вахрина, завотделом древнерусской живописи ростовского музея. Именно она написала для альбома обширный текст об истории и особенностях ростовской школы иконописи.
Вера Вахрина выступила на презентации по видеосвязи. Рассказав о музейной коллекции, в которой собрано около полутора тысяч икон, она сказала: «Сотрудники музея очень рады, что такой альбом издается, что он будет во многих домах Италии, Франции. Икона – это такая высокая культура, которая держит человека, поднимает его от земли, которая помогает ему жить, эта культура близка сердцу и душе, и это очень важно».
Александр Копировский высоко оценил новое издание и поздравил его создателей. Альбом-календарь нельзя назвать научным изданием для специалистов, в то же время это и не совсем популярное издание, которое покупают только ради картинок, поскольку тексты в нем написаны знатоком-профессионалом, отметил он.
Такой календарь, который по истечении года легко превращается в альбом, может оказаться в каждом доме, и это важно, потому что «современному миру не хватает святости, хотя бы в образе». И прекрасно изданный альбом позволяет хотя бы отчасти восполнить эту нехватку. Только созерцать изображения надо «без мельтешения», особым образом: «На икону надо смотреть долго, просто смотреть – внимательно и долго, кто может – молиться. Но именно вглядываться, потому что иконы нам открываются сами… Если внимательно, с трепетом их рассматривать, вы переживете много духовных откровений».
В альбоме 24 (по две на каждый месяц) цветных иллюстрации. Александр Копировский обратил внимание лишь на некоторые шедевры. «Богоматерь Одигитрия», которая хронологически и стилистически попадает в период между Андреем Рублевым и Дионисием, поражает «духовной гениальностью иконописцев», которые смогли передать одновременно царственное величие Младенца и Богоматери и ее нежность и юность.
«Иоанн Креститель в житии и с чудесами» (вторая четверть XVI века) – в этой иконе очень много примечательного. Профессор подчеркнул тонкость аскетичного образа Иоанна Предтечи, но вместе с тем и мастерски переданное ощущение духовной мощи.
Ростовские святители (икона первой трети XVI века) – самый ранний пример иконографии трех наиболее почитаемых в Ростове епископов Леонтия (XI век), Исаии (XI век) и Игнатия (XIII век). «Это святые разного времени, но они вместе предстоят в небесном мире. Слева от них – прп. Сергий Радонежский, чтобы мы не забывали о его ростовском происхождении», – сказал Александр Копировский, восхищаясь композицией иконы.
Для обложки был выбрана икона «Неопалимая купина» – считается, что эта иконография была создана в Москве при дворе митрополита Макария в середине XVI века. Ростовская икона именно этого времени стала одним из первых образов новой иконографии «Неопалимая купина». Она сразу привлекает внимание необычным цветом облачений: Богоматерь представлена в темно-синем «облачном» мафории, звезды девства на ее одежде заменены ромбообразными красными ликами. Младенец одет в темно-красный хитон, который ассоциируется с пламенем купины, в охристый гиматий с ассистом. «На груди Богородицы, на фоне одежд, видны гора и шестигранная башня, внутри которой помещено оглавное изображение Христа в архиерейской митре. Согласно святоотеческим толкованиям, образ башни (града, храма) указывал на Воплощение Бога Сына через Богородицу», – пишет Вера Вахрина.
Джованна Парравичини напомнила, что Ростовский кремль – резиденция ростовского митрополита Ионы – строился по подобию Небесного Иерусалима. Именно поэтому альбом-календарь получил такое название – «Между небом и землей». На встрече были продемонстрированы фрагменты документального фильма Александра Архангельского о Ростове Великом, где показано, как символика Небесного Иерусалима воплощается в архитектуре кремлевского ансамбля и церковных интерьерах.
Завершая встречу, Джованна Парравичини сообщила, что альбом-календарь можно будет приобрести в книжном магазине «Примус Версус» (или заказать через сайт Культурного центра «Покровские ворота») со скидкой 10% в течение недели с 15 по 21 октября.
Трансляцию вечера можно посмотреть здесь.
Источник: Благовест-инфо