Перейти к основному содержимому

Евангелие не страшится говорить о воскрешении смердящего Лазаря

11 апреля все православные верующие отметят Лазареву субботу, а вслед за нею и Вербное воскресенье. Эти два праздника предваряют итоговую неделю Великого поста – Страстную, когда верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. По традиции, накануне праздника, вечером в Лазареву субботу, православные верующие освящают веточки вербы.
Джотто ди Бондоне. Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Воскрешение Лазаря. 1304-1306 гг.

Джотто ди Бондоне. Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Воскрешение Лазаря. 1304-1306 гг.

– Дмитрий Сергеевич, забегая вперёд, хочу задать самый животрепещущий вопрос. Что делать с веточками вербы в этом году на Вербное воскресенье? Где и как их освятить?

Дмитрий Гасак: Я думаю, что надо просто выглянуть в окно, выйти на балкон, полюбоваться на эти вербы и другие растения и возблагодарить Господа Бога. Наступает весна, и возвращается красота, природа оживает. Я считаю, что это будет вполне достойно Вербного воскресенья.

– Думаете, вербы освятятся и так?

Дмитрий Гасак: Конечно! В конце концов, всегда нужно помнить, что всякая вещь освящается словом Божьим и молитвой – нашим живым обращением к Господу Богу. И пусть в этом году эти ветви освятятся на своем месте, останутся при своих корнях.

– Расскажите, пожалуйста, что мы празднуем в Лазареву субботу? Почему воскрешение Лазаря стало таким важным событием в евангельской истории?

Дмитрий Гасак: Воспоминание о Лазаре Четверодневном отсылает нас к евангельскому рассказу об очень дорогом для Христа человеке. С одной стороны, это один из таких сюжетов, где ярко выражена человеческая суть Христа, Его очень тёплое отношение к Лазарю, брату Марии и Марфы, который не был среди ближайших учеников, но тем не менее был любим Иисусом.

С другой стороны, это воскрешение – одно из главных свидетельств об Иисусе как Мессии, Спасителе мира. В Евангелии есть и другие рассказы о том, как Христос воскрешал людей. Но именно воскрешение Лазаря предваряет крестный путь Иисуса в Иерусалим, именно это событие приблизило Его смерть, обозлив противников Иисуса, которые испугались, что «весь мир идёт за ним».

В этом рассказе с особой силой проявляется человечность Сына Божьего, Его вера и Его категорическое несогласие со смертью, которая разрывает человеческое общение, узы дружеской любви.

В воскрешении Лазаря проявляется заботливое отношение Спасителя к конкретным людям. Часто Иисуса воспринимают как проповедующего из лодки сотням, а кому-то кажется, и тысячам людей. А здесь мы видим совершенно иное измерение. Поэтому образ Лазаря Четверодневного в самых разных христианских традициях овеян очень тёплым отношением к тому, кого особо любил Христос.

– Вы действительно верите, что человек, который четыре дня был в гробу, вот так ожил?

Дмитрий Гасак: Да, конечно! Мы верим во Христа воскресшего. Почему же нам не верить в воскрешение Лазаря?

Вообще, интересно, что Евангелие не страшится таких показаний, которые многие из наших современников не решились бы поместить в текст, призванный убеждать в чем-то людей. Но мы узнаем эту подробность – что, оказывается, Лазарь уже четыре дня как был погребён. Его место погребения было небольшой пещерой, которую запечатали камнем. И даже сестра Лазаря Марфа, которая очень ждала Иисуса, в тот момент, когда Он пришел и потребовал отвалить от гробницы камень, с ужасом сказала: «Ну как же, он уже смердит!». То есть тело покойного уже подверглось тлению. Но Иисус спросил её о вере, и когда Марфа исповедала эту веру, Он сказал: «Лазарь, гряди вон!». И, как известно, воскресший Лазарь вышел из пещеры.

– Откуда происходит традиция связывать Четверодневного Лазаря с образом Церкви, и что за ней стоит?

Дмитрий Гасак: Это традиция зрелого христианства, на котором уже лежит печать истории. С одной стороны, этот образ говорит о том, что в самой Церкви проглядываются признаки тления, а с другой, в нем выражается вера Церкви в то, что Господь может церковную жизнь обновить.

Тут можно вспомнить и некоторые иконографии святых, например, Франциска Ассизского, буквально поддерживающего здание Церкви. Можно вспомнить и слова Фёдора Михайловича Достоевского и других, кто, видя в исторической Церкви дистанцирование от евангельских начал, говорили, что «Церковь в параличе», «в столбняке», «церковное тело умерло», «Тело Христово умерло».

Сейчас нам было бы особенно полезно к этому образу обращаться, потому что наши современники, по крайней мере, в России, склонны видеть в первую очередь недостатки Церкви, а не её святость. Этот образ Четверодневного Лазаря как раз указывает и на реальную опасность краха христианства в истории, но также и на возможность возрождения Церкви в своем евангельском духе, в следовании за Христом.

– Вот на дворе 2020 год. Как этот образ раскрывается в судьбе Церкви сейчас?

Дмитрий Гасак: Нынешняя ситуация – существование в условиях карантина – очень остро выявляет проблемы церковной жизни. Видно, что Церковь не собрана, как должен быть собран народ Божий, стадо Христово. Отсюда и растерянность: и архиереи немножко кто в лес, кто по дрова, и даже священники в одной епархии могут слишком по-разному говорить о вере, по-разному себя вести.

Ситуация действительно сложная, для многих людей искусительная. Многие думают, что такое дистанцирование от храма и даже от участия в таинствах как будто умаляет их веру, умаляет силу Божью, которую они привыкли связывать с храмовым богослужением, со священниками и так далее. И именно поэтому так важно сейчас обратиться к евангельским образам и основаниям Церкви. Не грех вспомнить и старую русскую пословицу, что «Бог не в брёвнах, а в рёбрах». Всё-таки церковь – это люди.

– Есть ли какие-то традиции празднования этого дня? Как лично вы собираетесь праздновать в этом году? Будут ли какие-то особенности?

Дмитрий Гасак: В праздновании Лазаревой субботы есть нечто сходное с Великой субботой, когда ещё не наступило пасхальное ликование, ещё не явлен яркий свет Воскресения, но уже разрешилась трагедия Страстной пятницы. Это время покоя. Так и восстание Лазаря из гроба – хотя это ещё не пасхальное ликование и даже не то ликование, которое сопровождает вход Господень в Иерусалим, но это уже предвкушение Пасхи.

А отмечаем мы этот день очень просто, как все церковные праздники. Мы, естественно, собираемся вместе. В этот раз, конечно, это не удастся сделать непосредственно. Но мы встретимся в нашем Лазаревском братстве с помощью электронных средств общения – с теми, кто свою христианскую церковную жизнь, своё отношение к церковному служению, к возрождению христианской православной жизни в нашей стране связывает с именем Лазаря, с преодолением всего смертного, что в нашей жизни иногда присутствует.

Источник: МИР 24

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225