Перейти к основному содержимому

Доступ в особую среду. Пожертвования

«В церкви должны появиться и даже уже появляются свободные объединения верующих, независимые, в том числе финансово, это духовные союзы, общины, братства. Пусть люди собираются и сами решают, где и какой им построить храм, как они будут его содержать. Истинная вера и благочестие лучше растут не сверху, а снизу», – подчеркивает священник.

Строительство и реставрация православных храмов многими бизнесменами воспринимаются как разновидность меценатства и благотворительности. По сравнению с 1990-ми годами жертвователей на храмы стало меньше. Причина в том, что теперь эти траты не уменьшают налогооблагаемую базу. Зато восстановлением церквей занимаются сейчас, как считают представители РПЦ, искренне верующие люди. Политологи же говорят, что жертвования на храмы открывают бизнесу доступ в особую среду, в рамках которой есть возможность близкого общения с представителями власти и получения особых преференций.

В Петербурге на текущий момент действует около 300 православных храмов. Около половины из них было построено после 1991 года на деньги приходов и бизнеса. Сейчас таким же образом в городе возводится еще около двух десятков религиозных объектов. Участки предоставляются под храмы правительством города. Также в Петербурге много исторических культовых религиозных сооружений. Далеко не все из них находятся в хорошем состоянии. Восстанавливают их на деньги как государства, так и частных бизнес-структур, меценатов и обычных граждан.

Оставить след 

Активно строительством «домов божьих» в Петербурге занимаются многие крупные девелоперские компании. Иногда религиозные объекты становятся частью комплексной жилой застройки. В частности, компания «Дальпитерстрой» построила храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Парголово, храм Воскресения Христова в Шушарах, «Строительный трест» принимал участие в создании Благовещенской церкви на пересечении Бестужевской улицы и Пискаревского проспекта, храма Святой Мученицы Татьяны на Богатырском проспекте, а СК «Росстройинвест» построила и открыла придомовые храмы в своих ЖК «Александр Невский» и «Город мастеров». Основатель группы «Эталон» Вячеслав Заренков помогает строительству храмов через собственный благотворительный фонд «Созидающий мир». Так, при поддержке бизнесмена был возведен храм Спаса на Каменке, храм святого Георгия Победоносца в Купчино. Кроме того, два года назад Вячеслав Заренков построил храм на Кипре – на территории одной из православных митрополий острова.

Представитель Фонда содействия строительству культовых объектов РПЦ Филипп Грибанов отмечает, что в Петербурге многие бизнесмены стремятся оставить след в истории и поэтому вкладывают деньги в проекты, которые далеки от повседневной жизни. «Многие бизнесмены занимаются восстановлением и строительством церквей из личных религиозных убеждений, для них православная вера – неотъемлемая часть жизни. К вопросам религии можно относиться по-всякому, но для очень многих людей они несут важный глубинный позитивный смысл. Поэтому построить или восстановить храм – это создать некую вечную ценность, которая не только будет отражать личные убеждения человека, но и станет частью архитектурного облика города, вкладом в архитектуру и православную культуру», – считает господин Грибанов.

Схожая позиция и у аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева. «В большинстве своем подобное строительство или реконструкция культовых учреждений, включая храмы, монастыри, часовни, – это личная инициатива отдельных людей, которые чувствуют в этом внутреннюю потребность и обладают соответствующими ресурсами. Это типичное меценатство, и ничего предосудительного в этом нет. Подобная практика существует практически во всех странах мира, была она и в России. Причем не важно, о каких эпохах и временах идет речь. Обсуждаем ли мы православные храмы или памятники Ленину – и в XX, и в XXI веке находятся люди, которые готовы за свои деньги поставить памятник вождю мирового пролетариата, потому что считают для себя его своеобразным кумиром», – высказывается эксперт.

Пропуск наверх

По мнению управляющего партнера Mitsan Consulting Дмитрия Желнина, в настоящее время, по сравнению с 1990-ми и началом «нулевых», бизнес стал чуть менее активно заниматься строительством и реконструкцией религиозных объектов. «После развала СССР, на заре частной собственности на землю в новой России прослеживалась тенденция активных капитальных вложений в данную сферу. Это было вызвано общей неразберихой в стране при изначальном гарантированном льготном налогообложении. Коммерческим организациям также выгодны были вложения в религиозную сферу в качестве благотворительности, так как такая помощь и такие затраты уменьшали налогооблагаемую прибыль. Сейчас такой возможности уже нет», – напоминает он. 

По мнению директора Института современного государственного развития, политолога Дмитрия Солонникова, вкладывая деньги в храм, участники строительного бизнеса получают доступ в особую среду. В ее рамках есть возможность близкого общения с представителями власти, с представителями других структур, которые уже пожертвовали деньги или собираются это сделать. «Можно сказать, что это элитарный клуб по интересам. При этом в самом хорошем смысле. Тем более что данное социальное направление сейчас поддерживается и поощряется государством. Во многом отсюда и строится стремление быть причастным. Это не мода, но тренд», – считает политолог. 

Как ни странно, частично с его доводами согласен и представитель РПЦ, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. По его словам, мотивы некоторых представителей бизнеса, занимающихся строительством храмов, связаны с получением тех или иных преференций от власти, которая с помощью денег бизнеса стремится выглядеть традиционной и православной и хочет обеспечить себе поддержку электората. Есть и искренне верующие бизнесмены, которые вкладываются в строительство храмов и сохранение памятников. «Таковых немного, ведь еще из Евангелия мы знаем, что Мамона легко заставляет служить себе, а не Богу и не ближнему. Да, в Российской империи были состоятельные христиане-предприниматели, которые служили церкви и русской земле. Но пока эта традиция не вернулась, исключения слишком редки», – отмечает он.

Деликатный вопрос 

По словам священника Георгия Кочеткова, также важно, чтобы представители бизнеса, органов власти, общественности и РПЦ деликатно решали вопрос о месторасположении того или иного нового храма, чтобы не было конфликта, подобного тому, который недавно произошел в Екатеринбурге. «Проблема решается только одним способом. Церковь, христиане должны научиться жить вместе и жить на свои средства. То и другое в наших людях было вытравлено после 1917 года. В церкви должны появиться и даже уже появляются свободные объединения верующих, независимые, в том числе финансово, это духовные союзы, общины, братства. Пусть люди собираются и сами решают, где и какой им построить храм, как они будут его содержать. Истинная вера и благочестие лучше растут не сверху, а снизу», – подчеркивает священник.

По мнению Алексея Корнеева, основной проблемой, приводящей к конфликтам между местным населением и региональными властями из-за строительства религиозных сооружений, является не плохое отношение россиян к православию, католицизму или исламу как таковым, а недоверие к властям. Люди, что в провинции, что в столицах, уже настолько привыкли к тому, что им на каждом шагу врут, что относятся с недоверием к любым инициативам местных властей. При этом нарочитое навязывание некоторых положений, касающихся культовых и религиозных направлений, все чаще вызывает у многих наших сограждан раздражение, так как россияне, в том числе и верующие, понимают, что под соусом заботы об идентичности народа и исповедуемой в регионе религии власти пытаются навязать искусственно создаваемую «национальную идею».

Источник: Коммерсантъ