Проповедь ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова на молебне перед началом учебного года
Чтение Евангелия от Матфея 13:44-57
44 Царствие Небесное можно уподобить тому, как нашел бы человек зарытое в безлюдном месте сокровище, утаил его и от радости о нем продает все, что имеет, чтобы купить участок тот.
45 И ещё можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий купец искал хорошие жемчужины,
46 и он, найдя одну жемчужину великой цены, пошел и продал все, чтобы её купить.
47 И ещё можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы сеть, закинутая в море, захватила рыб всяческого рода;
48, а когда она наполнилась, вытащили её на берег и, присев, стали отбирать хороших рыб в сосуды, а негодных выбрасывать вон.
49 Так будет при скончании века: выйдут ангелы, и обособят злых от праведников,
50 и ввергнут их в печь огненную; будет там плач и скрежет зубовный.
51 Все ли это вы поняли?»
Говорят они Ему:
«Да!»
52, А Он сказал им:
«Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое».
53 И было: когда досказал Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
54 И придя в родной Свой город, учил Он их в их синагоге, а они говорили в изумлении:
«Откуда у Него эта премудрость и эти чудеса?
55 Разве Он — не сын плотника? Разве мать Его не зовется Мариам, а братья Его — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
56 Разве сестры Его не живут все с нами? Откуда же у Него все это?»
57 И не могли уверовать в Него. А Иисус сказал им:
«Не бывает пророк без чести, кроме как в отечестве своем и в дому своем».
И по причине неверия их не сотворил там многих чудес.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Для нас далеко не новость, что первые ученики Христовы назывались просто учениками. Даже не христианами, а просто учениками и, значит, учение всегда входило в основную парадигму их жизни, было как бы квинтэссенцией. Нужно было идти свидетельствовать, а для этого прежде надо было научиться, и не только прежде, но и во время этого свидетельства, изнутри того опыта, который давал им Господь пережить в их жизни, вере во Христа, в их действии и служении.
Сам Христос подает пример такого обучения или, вернее, научения. Он наставляет Своих учеников, но при этом не передает им информацию, потому что — какая информация в притчах? Какая информация в поэтических образах? Тут ее практически нет! Нужно научиться тайнам Царства Небесного, а эти тайны совсем не информационного характера.
Все притчи Христа о Царстве Небесном в каком-то смысле подобны друг другу. Они говорят об иерархии ценностей человека на земле. И еще они говорят о том, что же ожидает человека в пределе. Или, лучше сказать, — за пределом истории, исторического времени, исторического процесса. То, что до этого предела, требует от нас большой решимости и умения выбирать, умения отбирать лучшее и следовать высшему. Надо решиться продать все, что имеешь, дабы купить драгоценнейшую жемчужину и обрести наилучшее сокровище, чтобы твой улов был также наилучшим, чтобы ничего негодного не вошло потом в Царство Небесное.
Господь обращает людей одновременно к прошлому — к старому, и к будущему — к новому. С одной стороны, Он не говорит вроде бы ничего нового, потому что самые главные вещи были предречены пророками. Господь вкладывает в них лишь новый смысл и новый дух. Он использует знакомые образы, знакомые выражения, для того, чтобы Его правильно поняли, но дух и смысл, передаваемые Христом, всегда оригинальны, всегда новы.
Царство Небесное, по учению Христа, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое. Не надо бояться нового опыта! Не надо бояться нового действия! Не надо бояться, таким образом, своей свободы! Но не надо бояться традиции, потому что она может быть вполне совместима со свободой веры, со свободой жизни. Не надо бояться и ничего старого. В старом есть своя мудрость. Старое помогает усвоить новое, как новое по-новому открывает старое. В Царстве Небесном будет место всему доброму и хорошему, всему лучшему из прошлого, и из настоящего, и из того, что еще грядет.
Конечно, самый большой грех учеников, который только возможен при таком понимании научения — это неверие, или недоверие. Очень часто бывает так, что духовные истины не раскрываются как тайны Царства Небесного для нас только потому, что мы не доверяем — то себе, то своим учителям, а то и больше — пророкам и апостолам, а некоторые и Самому Христу. Нам нужно обрести этот аванс доверия, если мы хотим, чтобы Господь мог творить в нас чудеса, открывая духовные тайны.
Пусть каждый из нас никогда не усомнится в нужности познания духовных тайн, хотя это познание не может быть сведено лишь к вещам утилитарным, нужным для обыденной жизни. Что бы ни было нужно для нашей обыденной жизни, духовные тайны содержат в себе больше. Поэтому не будем задаваться вопросом: а что нам дает духовное образование? Это то же, что спросить себя: а что мне дало крещение? Что мне дает благодать? Что мне дает Христос? Что мне дает Евангелие? Что мне дает любовь к Богу и любовь к ближнему? Такого рода вопросы неуместны, и не потому, что любовь, благодать и т.д. сами по себе бесплодны. Нет, наоборот, они многоплодны, но только тогда, когда их плоды приносятся естественно, потому, что есть духовная сила и призывающая нас к духовному творчеству благодать. Целью любви является сама любовь. Целью нашей веры является сама вера. Бог самоценен, как и наш ближний — не просто близкий нам человек, а именно ближний. Пусть, дорогие братья и сестры, нас вдохновляет единство во Христе, наше единство в познании духовных тайн и возможность с радостью и благодарностью свидетельствовать о данном нам новом откровении. Не будем бояться ни старого, ни нового. Будем с благодарностью принимать все лучшее из старого, и с такой же благодарностью принимать все лучшее из нового, пусть иногда они даже по видимости противоречат друг другу.
Дело глубины нашего познания и его полноты — объединить одно с другим, преодолеть эти противоречия, суметь вместить всю полноту данного нам откровения. Этот процесс бесконечен, он будет продолжаться всю нашу жизнь, до последнего нашего вздоха. Но то, что мы вмещаем, способно наполнить нашу жизнь светом и любовью. Пусть каждый из нас, глядя на всех тех, кому открываются духовные тайны, радуется этой общности, которая не зависит ни от каких человеческих различий и разделений. Давайте благодарить Бога за это единство, за эту общность и за это общение в истине, в познании духовных тайн, приводящих нас в Небесное Царство! Господь наполняет нашу жизнь духом и смыслом. Не будем же сопротивляться Ему, но будем следовать за Ним, как бы ни было иногда трудно!
Аминь!