Христианин — это свободный человек
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сёстры христиане!
Мы сейчас слышали замечательное место, которое всем знакомо. Все — и те, кто крестился в менее сознательном или совсем не сознательном возрасте, и тем более те, кто принимал таинство святого крещения в возрасте сознательном, — знают эти слова апостола Павла из Послания к римлянам: «Разве вы не знаете, что когда мы в крещении погрузились во Христа, мы в смерть Его погрузились? Но погрузившись в смерть, мы были погребены вместе с Ним только для того, чтобы как Христос был воздвигнут из мёртвых в славе Отца, так и нам жить в обновлённой Жизни» (6:3–4).
И конечно, мы неслучайно слышим их снова и снова, и слышали сегодня. Мы должны как бы вспомнить, что крещение не может прекратиться, не может прерваться, потому что «крещение» в переводе означает «погружение», это процесс целожизненный, который нельзя остановить так же, как нельзя остановить жизнь. Если человек перестанет дышать, жить, то он уже не совсем человек, это уже что-то другое. Вот так и мы с вами, дорогие братья и сёстры, те, кто крестился — начиная с тех, кто крестился сегодня, как и те, кто крестились ранее, — мы словно продолжаем это крещение, это погружение во Христа, как бы проходя через смерть к Жизни новой, Жизни вечной, Жизни совершенной и полной. Мы продолжаем этот процесс. Он иногда внешне не виден, иногда его трудно бывает отследить и трудно что-то о нём сказать, может быть, и не надо этого делать. Но важно, чтобы мы чувствовали, что жизнь во Христе в нас прибавляется, в нас больше жизни, чем было прежде, и должно становиться больше всегда. Мы никогда не должны оборачиваться назад и терять дары Божьи. Таинство крещения знаменует собою, в каком-то смысле символизирует вот этот духовный мистический процесс нового рождения, рождения нового человека для Царства Божьего, Царства Небесного, в котором человек сможет жить с Богом, пребывая на Небесах, как ангел.
Но конечно, дорогие братья и сёстры, для этого не надо возвращаться ко греху, не надо возвращаться ни к какому рабству. Ведь мы всегда помним: христианин — это свободный человек. И только свободный человек может претендовать быть настоящим христианином, а человек рабствующий — или немощным началам мира сего, космоса, социума, культуры, или плоти, обстоятельствам, — никакой рабствующий человек, боящийся своих комплексов, боящийся самого себя, собственной тени, не может духовно возрастать. Ему нужно срочно что-то в себе менять, ему снова нужно духовное возрождение.
Только такой возрождённый человек может прийти и засвидетельствовать свою веру во Христа Воскресшего. Нельзя уверовать в Христово Воскресение по сути, по духу, по смыслу, в полноте, если ты сам не родился свыше. Сначала — рождение человека свыше, а потом — вера и свидетельство о Воскресении. Христос свидетельствовал Самим Собою. И это было удивительно, уникально, восхитительно! Но это мог и может делать только Он. А у нас по-другому — мы сначала духовно возрождаемся, как бы прозреваем, наполняемся новым Светом, и это даёт нам силу увидеть Христово Воскресение, его верно воспринять, принести его плоды и засвидетельствовать о нём другим людям, которые тоже должны наполниться Светом, силой Христовой Любви и Христовой Свободы.
Мёртвость мы должны отринуть в себе, ничего мёртвого не должно быть. Да, конечно, всем придётся проходить через смерть, конечно, человеческая плоть должна умереть. Но человек, уверовав Христа, уже не умирает — смерть над ним уже не имеет власти, и это тоже тайна нашей веры и жизни.
И слава Богу, что Господь даёт нам такой дар, который актуализируется сейчас в эти дни, и так каждый год, насколько в наших силах это принять и выразить. И мы, конечно, хотим увидеть плод, и первым плодом должно быть наше восприятие Христова Воскресения.
Дай же Бог нам такое сердце, такие глаза и такие уши, чтобы видеть, слышать, чувствовать истину Христова Воскресения! Тогда христианство снова сможет занять в нас и вокруг нас первенствующее место. Оно не будет чем-то факультативным или периферийным в жизни, как это часто бывает — даже храмы Божьи иногда идут впереди веры людей, которые эти храмы наполняют. Нет, пусть Христос будет в центре, и Христос — Воскресший!
Аминь.