Здесь билось сердце Русской церкви
Духовный ландшафт епархии в центре мусульманского мира сложился благодаря нескольким факторам. В результате советских гонений на веру Средняя Азия стала и адресом ссылки многих верующих, и тем местом, куда люди ехали сами, или спасаясь от преследования властей, или следуя за своими сосланными духовными наставниками. Таких окраинных епархий в СССР было немало. Уникальность Ташкентской в том, что здесь в ссылке оказались собраны руководители и представители двух самых заметных православных движений – ленинградского Александро-Невского братства и московской общины «мечёвцев».
«Более чем актуальным на сегодняшний день является приведённое в книге описание действовавших в то время православных общин, созданных при храмах или вокруг духовников, – пишет во введении к книге митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь). – Общинность как принцип не должна стать достоянием только прошлого».
В Средней Азии совершали своё служение исповедники веры и выдающиеся пастыри церкви – члены Александро-Невского братства митрополит Гурий (Егоров) и архимандрит Серафим (Суторихин), архиепископ Ермоген (Голубев), монахиня Евгения (Миллер), духовный сын и преемник отца Сергия Мечёва архимандрит Борис (Холчев), – прямым духовным наследником которых был убитый в 2013 году исповедник веры протоиерей Павел Адельгейм.
«Сейчас трудно поверить, что благодаря усилиям этих людей в советские годы в Среднеазиатской республике на Пасху в кафедральном соборе собиралось около трёх тысяч человек и более пяти тысяч – на пасхальный крестный ход, так что у храма власти были вынуждены останавливать движение общественного транспорта, – рассказывает автор книги Ольга Борисова. – Даже тайные домашние встречи по Священному писанию, как вспоминают их участники, собирали до трёхсот человек».
«Так Господу было угодно, что в 40-60-х годах в Ташкентской епархии жило столько угодников Русской церкви, и по милости Божьей с некоторыми из них мне даже приходилось общаться, – поделился настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. – Это действительно были удивительные люди, светильники православной веры. Такого систематического сбора материалов до настоящего времени не было. И это очень серьезный фундамент для дальнейших исследований».
Автор книги в составе небольшой исследовательской группы предприняла пять экспедиций в Узбекистан и Киргизию. В результате этих поездок удалось собрать уникальные архивные документы, фотоматериалы, а также личные свидетельства, которые легли в основу ряда публикаций, четырех документальных фильмов и материалов выставки об изъятии церковных ценностей «Не должно вам быть», состоявшейся в Ташкентском епархиальном управлении в 2016 году.
Материал для исследования был собран не только в епархиальных и государственных архивах, но включает также фотографии, письма, документы, рукописи – уникальные вещи из личных архивов святых исповедников и свидетелей их жизни, из храмовых библиотек и чердаков приходских домов. «Находя в 90-е годы большое количество фотографий, писем, написанных от руки молитвословов, мы не понимали, что с этим делать, – вспоминает председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии, проректор Ташкентской духовной семинарии протоиерей Сергий Стаценко. – Где-то их складывали в архив, где-то теряли, где-то сжигали в церковных топках, чтобы разжечь кадило».
По мнению доктора исторических наук, автора книг по истории Русской церкви в XX веке и публициста Сергея Бычкова, «настало время канонизации как минимум двух представителей Ташкентской епархии – архимандрита Бориса (Холчева) и архиепископа Ермогена (Голубева), труд Ольги Борисовой заложил для этого основания». «Я буду ходатайствовать об этом перед председателем отдела по канонизации епископом Панкратием, потому что это вопрос не только назрел, но и перезрел», – говорит историк.
Хотя, конечно, вопрос признания церковью своих святых превосходит официальное одобрение имен и оформление документов патриархийными отделами. «Канонизации должно предшествовать почитание святого церковным народом, – говорит первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак. – Обратный процесс – почитание после канонизации – с трудом осуществим. Мы знаем, что есть много и канонизированных общецерковных святых, почитание которых при этом незаметно, их опыт духовной жизни для церкви ещё как бы не открыт». По мнению Дмитрия Гасака, открытию этого опыта способствуют «не только книги, но и общение с теми, кто знал этих людей, трудился и молился с ними, кто хранит нить церковного предания, сколь бы тонкой она ни была». «На нашу долю выпало возрождение церкви, нам досталась трудная задача, поскольку такого ещё никто никогда не делал, – говорит он. – Ведь подобного масштаба разорения церкви и духовной жизни мир ещё не видел».
В презентации приняли участие бывший иподиакон архиепископа Ташкентского Кирилла (Поспелова), почётный настоятель храма Зосимы и Савватия в Гольянове, митрофорный протоиерей Владимир Тимаков, племянник и крестник архимандрита Бориса (Холчева) Константин Николаевич Холчев, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый, участники церковно-исторических экспедиций в Ташкентскую епархию.
Монография церковного историка Ольги Борисовой «Гонимы, но не оставлены: Ташкентская и Среднеазиатская епархия, 1943–1961» с предисловием митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия рассказывает о служении подвижников и исповедников веры, с именами которых связана жизнь Ташкентской епархии в 1943–1961 годах. В ней впервые опубликованы архивные документы и фотоматериалы из государственных и частных архивов Узбекистана, Киргизии и России, а также записанные автором воспоминания и свидетельства участников церковной жизни Ташкентской епархии тех лет. Книга имеет гриф Издательского совета Русской православной церкви.