Перейти к основному содержимому

На магистратуре богословского факультета СФИ состоялись защиты итоговых работ

Read this in English

«Служение мирян в церкви по трудам протопресвитера Николая Афанасьева» — тема магистерской работы Илоны Скоробогатовой. В работе показан комплекс взглядов известного богослова XX века, разработчика евхаристической экклезиологии на служение мирян в Церкви, сделана попытка рассмотреть представления отца Николая как возможный подход к выявлению нормы церковного положения верных в современном православии. В работе, раскрывающей представления о христианском служении в богословии отца Николая Афанасьева, дан обширный контекст возникновения его концепции, а также показано развитие этих представлений.

Надежда Михайловская продолжила исследовать историю православного богослужения в Сербии, которой была посвящена и её итоговая работа на бакалавриате. В своей магистерской «Совершение отпевания и погребения в Сербской православной церкви в период становления национального богослужения (XII–XVII века)» она обратилась к рассмотрению чинопоследования погребения и различных связанных с ним обрядов в сербской литургической традиции. Надежда Михайловская самостоятельно разыскала и изучила более двадцати рукописей сербского происхождения, привлекая также сравнительный материал из древнерусских и греческих источников.

Как отметил рецензент работы Алексей Пентковский, доктор восточных церковных наук, профессор Московской духовной академии, автору удалось не только выявить основные этапы развития чинопоследования и их характерные черты, но и определить особенности сербской традиции, отличающие её от других славянских (среднеболгарской, древнерусской) и от византийской традиции, как константинопольской, так и западновизантийской, оказавшей существенное влияние на развитие славянского богослужения на начальном этапе.

«Тема работы имеет особую актуальность в связи с возрождением практики погребения как церковного таинства, — отметила старший преподаватель СФИ, член Общества восточной литургии Зоя Дашевская. — Изучение литургических действий в Сербской практике погребения с возлиянием елея и соответствующими возгласами, указывающими на исполнение таинства крещения, даёт возможность раскрыть полноту смыслов последования погребения в целом. Более глубокое знакомство с Сербской национальной богослужебной традицией углубляет имеющиеся представления о православных поместных литургических практиках и расширяет возможности для сравнительного анализа богослужебных практик славянского региона в целом».

Магистерская работа Ксении Сусловой из Екатеринбурга написана на местном материале и посвящена рассмотрению литургической практики двух самых крупных старообрядческих согласий Урала — часовенного и поморского — во второй половине XVIII – начале XX века. В работе задействован широкий круг архивных источников и исследовательской литературы.

Студентка постаралась выявить взгляды старообрядцев Урала, при всей их неоднородности, на совершение церковных таинств, рассмотрела основные формы их совершения и сопоставила с чинопоследованиями таинств, принятыми в кафолической традиции Православной Российской Церкви. 

«Особая сложность работы состояла в том, что студентке требовалось учитывать не только источниковый материал, базируясь на рукописных и печатных текстах (литургика “сверху вниз”), но и иметь в виду практику совершения таинств, которая претерпевала трансформацию на протяжении десятилетий (осуществлять исследование “снизу вверх”) и подчас оставалась вне литургической фиксации», — отметила Зоя Дашевская, консультировавшая студентку при работе над исследованием. 

Государственная аттестационная комиссия работала под председательством ректора РХГА доктора философских наук, профессора Дмитрия Богатырёва. Все представленные работы были успешно защищены. 

Также 19 июня завершил обучение на программе профессиональной переподготовки по истории Русской православной церкви в XX веке дьякон Павел Строков, защитив итоговую работу «Противостояние обновленческому расколу в Воронежской епархии в 1922–1926 годах».