Защиты на Историческом факультете
22 июня на Историческом факультете состоялись защиты итоговых работ. Две слушательницы, завершившие обучение по программе профессиональной переподготовки «История Русской православной церкви в XX веке», представили результаты своих исследований.
Деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви посвящена работа Елены Серафимовны Островской. С упоминанием Общества сталкиваются все, кто занимается историей Санкт-Петербургской епархии начала XX века – через него прошли многие церковные деятели, однако целостной монографии о нём не найти.
Идея создания Общества принадлежит представителям петербургского духовенства – протоиерею Дмитрию Никитину, священникам Михаилу Соколову и Константину Ветвеницкому, но уникально в его истории то, что их инициатива нашла поддержку не только среди мирян и у церковного руководства, но и у государственной власти. Елена Серафимовна представила эволюцию Общества и его служений начиная с его возникновения в 1881 году и до 1903 года, когда его роль в церковно-общественной жизни, по словам автора, уступила место движениям другого типа.
Валерия Феликсовна Волкова исследовала круг общения и служения священномученика Серафима (Звездинского), который воспринял традицию Зосимовой пустыни через старца Алексия (Соловьева), активно общался с московской церковной интеллигенцией, в частности мечёвской общиной и их кругом, а впоследствии сам создал в подмосковном Дмитрове братство Животворящего Креста Господня.
Среди духовных чад епископа Серафима – тайные монахини Екатерина (Анурова) и Таисия (Арцыбушева), о которой впоследствии написал воспоминания её сын – исповедник веры Алексей Арцыбушев, а также будущий священномученик Михаил Шик, расстрелянный на Бутовском полигоне в 1937 году, и его жена Наталья Шаховская-Шик, узнавшие владыку через Анну Шаховскую. В ходе исследования в семейном архиве отца Михаила Шика были обнаружены неопубликованные письма епископа Серафима своим духовным чадам.
Одну из своих духовных дочерей, инокиню Параскеву (Матиешину), епископ Серафим посвятил по древнему чину в диакониссы: она проповедовала, была главой монашеской общины, а также прислуживала в алтаре. Возможно, что вопрос возрождения женских служений епископ Серафим обсуждал со схиигуменией Фамарью (Марджановой), подругой великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Приезжавшая к епископу Серафиму в Зырянский край в 20-е годы, инокиня Параскева активно поддерживала связь с ним во всё время его ссылок и заключения. Сама она была арестована в 1931 году вместе с сорока тремя другими монахинями Дмитровского района.