Реклама в «русском Tatler’е» как исторический источник

Анна Третьякова проанализировала рекламные объявления в 48 номерах журнала «Столица и усадьба» за 1913–1915 годы, продемонстрировав их значение как источника для изучения культуры, быта и мировоззрения высокообразованного и обеспеченного слоя столичных жителей Российской империи в предреволюционные годы.
«В начале XX века Российская империя переживала период стремительных социальных, культурных и экономических изменений, на фоне которых проявилась потребность обеспеченных жителей столицы с одной стороны в самоидентификации через обращение к национальному наследию, с другой — в стремлении к комфорту, технологичному и утончённому стилю жизни. В этот контекст органично вписался журнал “Столица и усадьба” (1913–1917) — иллюстрированное издание, посвящённое “красивой жизни”, русской усадебной культуре, архитектуре, искусству и быту», — рассказала Анна Третьякова.

Журнал о красивой жизни по образцу английских журналов типа Tatler’а создал накануне Первой мировой войны предприниматель, путешественник и издатель Владимир Крымов. Журнал стал площадкой для столичной коммерческой рекламы, отражающей повседневную жизнь, вкусы и потребности городской публики предреволюционной эпохи.
Абсолютным лидером по количеству рекламных объявлений, опубликованных в журнале в 1913–1915 годах, стали автомобили, на втором месте — печатные издания, за ними следуют индустрия красоты, предметы роскоши, одежда и товары для дома премиум-класса, услуги в области медицины, образования, досуга, бюро путешествий, а также предложения из финансовой и банковской сферы.
Контент-анализ 530 рекламных объявлений, которые — в отличие от основного содержания журнала — прежде не становились предметом исторического исследования, позволил сделать интересные выводы.

Елена Мигунова представила к защите работу «Инакомыслящие и врачи советской карательной психиатрии: проблемы коммуникации». Автор подробно изучила публикации информационного бюллетеня «Хроника текущих событий» на тему карательной психиатрии в СССР и проанализировала характер взаимодействия инакомыслящих, подвергавшихся принудительному психиатрическому лечению, и врачей-психиатров.
Согласно данным издания в 1968–1983 годах в СССР были подвергнуты принудительному психиатрическому лечению не менее 350 человек. Как рассказала Елена Мигунова, преследованию подвергались представители национальных движений; верующие; люди, желавшие выехать из страны; обратившиеся в советские инстанции в поисках справедливости и другие. Признанных невменяемыми содержали в обычных психиатрических больницах или больницах специального типа, отличавшихся особо тяжелыми условиями вплоть до применения пыток.
В публикациях о карательной психиатрии в СССР о врачах нередко отзываются исключительно как о палачах. Проведенный анализ публикаций «Хроники текущих событий» и других источников позволил автору работы выделить по меньшей мере четыре категории советских психиатров по признаку их отношения к власти, пациентам и того, что именно они считали своими обязанностями. Были и такие, кто увольнялись или, сострадая попавшим в невыносимые условия людям, не подписывали акты о невменяемости, если не видели к тому оснований, снижали дозы болезненных препаратов и так далее, что, конечно, грозило врачам серьезными последствиями.
К работе приложены поимённые списки жертв карательной психиатрии из открытых источников, а также список психиатрических больниц на территории СССР, находившихся в ведении КГБ и использовавшихся в карательных целях.

Также успешно защитили итоговые работы слушатели Валерия Волкова («Память о Великой войне: история Братского мемориала героев Первой Мировой войны в Москве»), Татьяна Дурнова («Деятельность Николая Дмитриевича Кузнецова по защите прав верующих в 1917–1922 годах»), Оксана Сергиенко («Антицерковная пропаганда в Череповецкой губернии в 1924 – апреле 1926 года по материалам газеты “Коммунист”»), Андрей Подоров («Формирование социальной группы архангельских лоцманов с XVII до начала XX века») и Елена Костяная («Советская действительность 1920–1922 годов глазами православных интеллектуалов (на примере Александры Алексеевны Ершовой (Штевен) и Михаила Михайловича Пришвина)»).